издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Парадоксы и открытия «байкальских встреч»

Заметки о работе IX Международного фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова

Нынешний фестиваль примечателен тем, что представил на сценах Иркутского академического драматического театра спектакли, созданные в содружестве русских, австрийских и немецких постановщиков, коллективы из Москвы и Санкт-Петербурга, театры многих городов – от Архангельска до Петропавловска-Камчатского.

Пьеса «Одесса» – история любви, начавшейся в 1945 году в освобождённой советскими войсками Ав-стрии и пронесённой героями через всю жизнь, – была написана по воспоминаниям жителя Одессы, которому, в свою очередь, её рассказал отец. Трогательный сюжет о любви двух пожилых людей, обретших счастье спустя десятилетия, раскрыл на сцене австрийский театр «Drachtngasse» из Вены. Автором «Голодного танго» стала Ольга Окрепилова, живущая последние двадцать лет в Берлине. Она собрала актрис из разных театров Санкт-Петербурга, создала «ON TEATR» и поставила в жанре werbatim спектакль о голоде, бомбёжках, ужасе, которые пережили их матери и бабушки в годы блокады Ленинграда.

На фестивале 2011 года иркутских зрителей покорил корейский театр «Myung Pum» из Сеула, представивший в Иркутске спектакль по произведению «Записки сумасшедшего» Гоголя. Корейский театр, часто использующий вместо слов движения, пантомиму, танцы, мимику, оказался настолько интересен иркутянам, что в этом году был вновь приглашён на фестиваль со спектаклем «Старосветские помещики» по Гоголю, который вызвал восторг как критиков, так и зрителей. Корейские актёры сумели показать на сцене жизнь и смерть героев русского писателя, а в промежутке были тихая любовь и тихое счастье.

Надо заметить, нынешний фестиваль, традиционно начавшийся на театральной площади у памятника Александру Вампилову, был насыщен мастер-классами, показами и обсуждениями спектаклей, круглыми столами, а самое главное – дискуссиями о пути развития театра в ХХI веке, о роли Вампилова в развитии современной драматургии. Александра Валентиновича сегодня называют непревзойдённым автором, сумевшим, сконцентрировав в своих пьесах опыт русской драматургии от Гоголя до Чехова, вывести на сцену нового героя, человека, выражающего достоинства и недостатки поколения молодых людей 60–70-х годов ХХ века. Есть ли у него последователи?

Не вдаваясь в подробности споров о пьесах, рождающихся в наше время, отметим несколько работ, показанных в Иркутске во время фестиваля. Московский театр имени Гоголя, его молодой режиссёр Дмитрий Бурханкин и молодые исполнители показали пьесу Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», вызвавшую повышенный интерес публики. 

В спектакле шла речь о поколении, выросшем в перестроечное время без родительской любви, не имеющем представления о нравственности, лишённом мечты и возможности вырваться в нормальную жизнь. Театр к своим героям был милосерден: он давал им надежду на выход в мир, где возможно отдохновение души и осознание своей личности, своего человеческого достоинства.

Спектакль «Гамлет» (по мотивам рассказа Чехова «В Москву») показало Камчатское региональное отделение Союза театральных деятелей. Его постановщиком стал известный в Иркутске режиссёр Валентин Зверовщиков, исполнителем – выпускник Иркутского театрального училища Валерий Новиков. Постановщики объединили литературное произведение классика с исповедью «маленького» человека, живущего в современном, зачастую жестоком мире. О подобных героях классики писали зачастую, вспомним «Станционного смотрителя» Пушкина, многих персонажей произведений Гоголя, Достоевского, Куприна или того же Сарафанова в пьесе Вампилова «Старший сын». Когда героические годы отступают, переходя в мирную жизнь, тогда искусство начинает обращать внимание на простого человека, жизнь которого обыденна, но так же интересна, как и жизнь героя. Сколько покаяния, размышлений о жизни и о себе было в исповеди современного Гамлета – актёра Новикова, обнажающего свою душу перед зрителями и остающегося при этом в психологическом состоянии публичного одиночества.

Особое внимание обратили на себя спектакли-лаборатории, процесс работы над которыми длился в течение всех фестивальных дней. Они были представлены в конце фес-тиваля. Иркутский академический театр показал пьесу Мрожека «Полиция» на Другой сцене, расположенной в подвальном помещении здания. Интересно было наблюдать за синтезом работы иркутских актёров и молодого режиссёра из Польши Томаша Лещински, который хорошо знаком с драматургией абсурда, представленной в пьесе Мрожека. В лабораторной, незавершённой работе был виден процесс рождения будущего спектакля, стремление создателей рассказать зрителям о людях, испытывающих чувство страха перед меняющимся политическим строем своей страны, об их растерянности или ренегатстве, попытках приспособиться к обстоятельствам жизни или испытать прозрение, обогатившись знаниями прошлых поколений. Как бы странно это ни звучало, но пьеса, написанная в середине 60-х годов прошлого века, рассказывает о сегодняшнем состоянии россиян, оказавшихся гражданам страны, правители которой сумели разрушить не только устои государства, но и души людей, живущих в нём.

Другие идеи отстаивал спектакль-лаборатория, поставленный по пьесе «Луна и трансформер», написанной в 2012 году. Участники проекта – драматург Андрей Крупин из Екатеринбурга, актёр Алексей Выстропец из Петропавловска-Камчатского и режиссёр Митя Егоров из Санкт-Петербурга – исполнили на фестивале роли своеобразных бунтарей. В спектакле они говорили от лица 9-летнего мальчика о чувствах, которые он испытывает в большом, непонятном и пугающем мире. Несформировавшееся сознание рисует картины, похожие на страшилки из компьютерных игр или современных мультиков, перемежающиеся со сценами наблюдаемого им потока жизни. Мальчик ещё не умеет самостоятельно мыслить, но чувство страха в нём уже сформировано. В этом спектакле режиссёр в большей степени решал свои проблемы, убеждал зрителя в том, что современную (как часто говорят, «чернушную») драматургию ставить надо, нынешний театр обязан говорить с современниками о сегодняшних проблемах.

Остаётся вопросом, должен ли театр говорить со сцены только о негативных явлениях жизни, о депрессивном состоянии некоторой части общества. Гоголь когда-то утверждал: «Театр – кафедра, с которой можно много сказать добра». Многие коллективы разделяют убеждение писателя, стремятся в современной пьесе или в классике искать идеи созидания и добра. «Что делать, если Чехов сегодня мне ближе, звучит актуальнее, чем пьесы некоторых современных авторов?» – говорил на фестивале художественный руководитель Иркутского академического театра Геннадий Шапошников. Говорил, подтверждая современность звучания спектаклей, поставленных им по пьесам Островского, Чехова, Достоевского.

Правда, возникает противоречие: фестиваль посвящён современной драматургии, а показываются на нём спектакли авторов XIX – начала ХХ века. В третий раз приезжает в Иркутск в качестве гостя Московский государственный академический малый театр России со спектаклями, поставленными по пьесам Островского. Но то, что приветствуется в исполнении гостей, должно ли приветствоваться в игре участников фестиваля? На этот вопрос, наверное, ответ будет получен тогда, когда наши «рассерженные» современные драматурги не только начнут писать о мерзостях жизни, но и научатся анализировать эту жизнь, видеть «свет в конце туннеля». 

Обратили на себя внимание спектакли, основой для которых послужили пьесы на исторические темы. Написаны они современными драматургами. Спектакли Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова «Дуэль» по пьесе Стародубцевой и Архангельского молодёжного театра «Россия молодая» по Герману показали, насколько важно говорить об историческом прошлом России, о личности, сыгравшей важнейшую роль в формировании национальной идеи страны. Эти спектакли к категории совершенных не отнесёшь, в них было много непроявленных сюжетных линий, немотивированных поступков героев. Но в них было и стремление рассказать о творческих исканиях Пушкина, об идеях молодого царя Петра. 

Особое внимание вызвали работы небольших театров, представлявших города, не относящиеся к областным центрам, в первую очередь нашего Братского драматического театра. Время от времени спектакли в нём ставит Валерий Шевченко, рассматривая в «Носе» Гоголя или «Созвездии Пегаса» русского писателя начала XX века Кржижановского тему художника и времени, в котором он жил. Валерий Шевченко, окончивший в Москве ВГИК и получивший образование кинорежиссёра, смело внедряет на театральных подмостках элементы кино, сочиняет диалоги для героев, стоящих на сцене и говорящих с экрана. Синтез не новый, но эффектный и уместный для создания атмосферы сценического действия спектакля.

На фестивале в иркутском драмтеатре был представлен 21 спектакль

Удивила работа Канского драматического театра «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Джудженоглоу. Удивила метафоричностью, стремлением говорить о явлениях жизни языком образов, поэтически отражать душевные переливы людского сообщества. Теме продолжения жизни в поколениях, уважительного и внимательного отношения к старикам посвятил драматург Степан Лобозеров пьесу «Вечный звон», поставленную Государственным русским драматическим театром имени Бестужева города Улан-Удэ. 

На фестивале имени Вампилова 2013 года был представлен двадцать один спектакль. Пьесу «Старший сын» показал Вологодский театр для детей и молодёжи. Иркутский академический драматический театр, кроме спектакля-лаборатории «Полиция», сыграл «Старомодную комедию» и «Елизавету Бам», поставленные по пьесам знаковых в ХХ веке драматурга Алексея Арбузова и писателя-сатирика Даниила Хармса. Оба спектакля прочитаны режиссёрами свежо, время осмысляется в них в соответствии с проблемами дня сегодняшнего. Формы спектаклей тоже не отстают от режиссёрских новаторских идей современности.

Семинарские занятия «Основные идеи Станиславского» для молодых актёров, студентов театрального училища, проведённые профессором Санкт-Петербургской академии театральных искусств Вениамином Фильштинским, круглые столы по актуальным проблемам современного театрального искусства, презентация книги Владимира Попова «Свет Розова», начинающиеся каждое утро обсуждения просмот-ренных спектаклей, поездки коллективов на Байкал – все эти события оставили яркий след в памяти не только гостей нашего города, но и иркутян, принявших участие в работе фестиваля, и зрителей спектаклей.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер