издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Одно огорчало меня: Америка была открыта без меня…»

28 сентября по старому стилю, 10 октября по новому, 150 лет назад родился легендарный геолог и географ Владимир Обручев. С Иркутском его связывает очень многое – здесь он «начинался как геолог», здесь появился на свет его второй сын, известный учёный Сергей Обручев. В библиотеку Иркутского областного краеведческого музея Владимир Обручев всю свою долгую жизнь, а прожил он более 90 лет, присылал свои труды. Эти драгоценные издания с аккуратной пометой «От автора…» и сейчас хранятся в книжном фонде музея. В 1990-е ИОКМ связался с внучкой учёного, Натальей Обручевой, и она передала в Иркутск сотни предметов, когда-то принадлежавших дедушке.

«Наконец-то мы в обетованной земле»

Кто не зачитывался в школьные годы Жюлем Верном, у кого не сжималось сердце, когда переворачивалась последняя страница книги о капитане Немо, кто не плакал, оставляя великого капитана Гаттераса в стенах сумасшедшего дома, тот явно чего-то недополучил в детстве. Помню, как просила маму: «Купи вот это, пожалуйста!» – указывая на странное, манящее слово на обложке: «Плутония». Гигантские папоротники, ящеры и буквы – Обручев. Эта фамилия навсегда осталась для меня связанной с загадками, тайнами и всем тем, ради чего 12-летний ребёнок может на два дня закрыться в квартире, почти ничего не есть и только читать, читать, читать… 

Мы находимся в отделе книжного фонда ИОКМ. Над книжными шкафами – портрет Владимира Обручева. В детстве Владимир Афанасьевич очень увлекался чтением Жюля Верна. И поэтому помним мы его не только как геолога, но и ещё как писателя-фантаста. «Земля Санникова», «Плутония», приключенческие повести «Золотоискатели в Сибири», «Рудник «Убогий». Милая потёртая обложка «В дебрях Центральной Азии». Он сам писал в книге «За тайнами Плутона»: «Книги Купера, Майн Рида, а позже Жюля Верна в детстве производили на меня сильное впечатление. Мы с братьями мысленно одолевали льды Арктики, поднимались на высокие горы, опускались в глубины океанов, охотились на слонов, львов и тигров. Мы играли в путешествия, вырезая из бумаги людей и животных, клеили из картона лодки и устраивали охоту на диких зверей, войну белых с индейцами, кораблекрушения… Одно огорчало меня: Америка была открыта без меня, без меня совершены кругосветные путешествия, нанесены на карту материки и острова. Белые пятна нелегко было найти в географическом атласе. Ливингстон уже проник в дебри Центральной Африки, Пржевальский – в пустыни Центральной Азии. Увы, я опоздал родиться». Как оказалось – не опоздал. Сибирь ждала своего исследователя. 

– Родился Обручев в 1863 году, умер в 1956-м, более 90 лет жизни, прекрасной жизни учёного, – заведующий книжным фондом ИОКМ Валентин Грищёв перебирает книги. – Обручевы – это очень древний род. Служили они ещё московским государям, пять веков эта фамилия на слуху. Владимир Афанасьевич – один из самых ярких представителей рода. Чем замечателен этот человек? Это первый геолог Горного управления Восточной Сибири. До него не было исследователей, которые бы изучали Сибирь с геологической точки зрения. Конечно, уже было известно, что в Сибири есть золото, уголь, самоцветы. Но научного описания всех этих богатств не существовало. Обручев приехал в Иркутск в 1888 году, в 25 лет. Именно здесь он родился как геолог. Владимир Афанасьевич был назначен первым геологом Иркутского горного управления. 

«Наконец-то мы в обетованной земле — в главном городе Восточной Сибири, в Иркутске!» – писал он матери после долгого путешествия. С семьёй ехал первенец – Владимир, или, как его звали, Волик. «Железная дорога, пароход и гужевой транспорт следовали друг за другом, причём последний частично по совсем невозможным дорогам, коварство которых маленький Волик переносил с устыжающим нас стоицизмом, – писал Владимир Афанасьевич. – Следуя мудрому совету, мы сшили ему для этой последней части нашего путешествия мешок из овечьей шкуры, куда маленький турист засовывался до самой шеи, после чего продёрнутый в верхний край мешка шнурок затягивался под подбородком, как в старомодных табачных кисетах, оставляя рукам и ногам крохотного пассажира место для движения. Голова маленького человечка была покрыта капором из белой заячьей шкурки мехом наружу». 

«Музей провёл очень большую
работу, чтобы связаться
с родственниками Владимира Афанасьевича Обручева», – рассказывает Валентин Грищёв

Дом, где жил Владимир Обручев в Иркутске, и сейчас можно увидеть – особняк находится возле гостиницы «Интурист», на углу улицы Российской и бульвара Гагарина (Гагарина, 26). «Нам посчастливилось найти сносную квартиру за 30 рублей в месяц, – писал Обручев. – Дом находится на тихой улице и состоит из двух комнат побольше и двух поменьше и кухни в подвале… Вооружённые жизнерадостностью и нетребовательностью, снабжённые тёплыми шубами и большим запасом дров, мы бодро встречаем приближающуюся сибирскую зиму». Уже в Иркутске в 1891 году в семье родился второй сын, Сергей, тоже будущий геолог. 

«…Библиотека здешнего отдела Русского географического общества богата и обещает мне приятное времяпровождение, – писал Обручев матери. – Для начала я выбрал четырёхтомное путешествие по Сибири Миддендорфа, дающее наиболее ясное представление о климатических и биологических условиях края. Таким образом я использую длительный зимний плен для усиленной подготовки к летним работам, знакомлюсь с требованиями этих последних и изучаю теоретически своё будущее поле деятельности с тем, чтобы при наступлении весны с её солнцем и длинными днями знать хорошо, где я нахожусь, а не брести ощупью в своём деле…». 

Владимир Обручев быстро сошёлся с членами ВСОИРГО и начал активно участвовать в работе общества. В своё время он даже был правителем дел ВСОИРГО. Его работа, связанная с разъездами, не позволяла ему беспрестанно находиться в Иркутске, но город этот он очень любил. Все годы в Сибири Обручев исследовал этот край в геологическом плане. Сбылась мечта его детства – он нашёл на планете «белые пятна». В 1888–1892 годы Обручев изучал месторождения бурого угля, лазурита, графита на Ольхоне, минеральные источники Ниловой пустыни, два года провёл в Ленском золотоносном районе. «Он очень полюбил Сибирь, – говорит Валентин Грищёв. – Семья жила в Иркутске с 1888 по 1901 год с несколькими перерывами. К примеру, в 1892 году Владимир Обручев как геолог ездил в Центрально-Азиатскую экспедицию Григория Потанина. Вернулся в Иркутск в 1895-м, после чего четыре года руководил изучением геологического строения Западного Забайкалья, тогда-то и стал правителем дел и членом распорядительного комитета ВСОИРГО. В 1901-м семья уехала из Иркутска в Томск – Владимир Обручев стал преподавателем открывшегося Томского технологического института». 

Далее были Москва и Ленинград, где Обручев создал свои знаменитые труды, к примеру пятитомную «Историю геологического исследования Сибири», за что получил Сталинскую премию I степени. Работу над подготовкой этой монографии он начал в Иркутске, а закончил в 1949 году. За свою жизнь Обручев написал очень много учебников, статей, книг по геологии, географии, мерзлотоведению Сибири и Центральной Азии. 

«До последних дней Владимир Афанасьевич был тесно связан с Сибирью, в частности с Иркутском. Когда он получил Сталинскую премию, часть средств ассигновал библиотеке ИОКМ, чтобы на эти деньги купили книги, – говорит Валентин Грищёв. – Он всю жизнь старался, чтобы иркутская библиотека пополнялась. Все свои труды, которые публиковались в стране, направлял сюда». Валентин Грищёв берёт толстую пачку книг, на обложке каждой аккуратным почерком значится: «От автора…». «Это только малая часть тех книг Обручева, которые хранятся у нас, – продолжает заведующий книжным фондом. – До конца жизни учёный вспоминал Иркутск, свои долгие зимние вечера в библиотеке, работу во ВСОИРГО». 

«Мало сейчас можно встретить таких бескорыстных людей»

– Музей провёл очень большую работу, чтобы связаться с родственниками Владимира Афанасьевича Обручева, – рассказывает Валентин Грищёв. – Другом музея стала внучка учёного Наталья Владимировна Обручева». Родилась Наталья Владимировна в 1931 году, она дочь старшего сына Владимира Обручева, Владимира Владимировича, того самого Волика, что везли в Сибирь в мешке из овечьей шкурки. Сейчас она академик Российской академии естественных наук, доктор биологических наук. 

Поиск начала ещё прежняя заведующая библиотекой краевед-ческого музея Антонина Степановна Ковалёва. По её воспоминаниям, адрес внучки удалось найти через многих учёных, академиков. Наталья Владимировна быстро откликнулась на письмо из иркутского музея. «Так у нас завязалась с ней переписка и доброе сотрудничество», – писала Антонина Ковалёва. К 125-летию Обручева в ИОКМ была создана выставка под названием «За тайнами Плутона». В Иркутск приехала из Москвы и Наталья Обручева. А после этого внучка учёного стала посылать в Иркутск всевозможные вещи Владимира Обручева – оказией с лётчиками или со случайными пассажирами. Это были книги, большое количество вещей, привезённых Владимиром Обручевым из путешествия по Китаю. Например, китайские палочки, восемь китайских божков, фигурка водоноса. Вскоре пришёл и контейнер с целым кабинетом Обручева, где были предметы, с которыми он ездил в экспедиции по Монголии и Китаю, – кресло, стол, шкаф для рукописей, кофейник, работающий на спирте, и масса других вещей, необходимых в путешествии. В итоге женщина подарила музею сотни экспонатов. «Мало сейчас можно встретить таких бескорыстных людей», – писала Антонина Ковалёва.

Обручев приехал в Иркутск в 1888 году, в 25 лет. Далее были Москва и Ленинград

В 1993 году в Москву к Наталье Обручевой отправился Валентин Грищёв. И на этот раз внучка исследователя не отпустила сотрудника иркутского музея с пустыми руками. Вручила диплом, свидетельствующий о том, что Владимир Обручев был принят 12 октября 1895 года в Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этно-графии, что существовало при Московском университете. Среди подписей под дипломом – подпись самого Климента Тимирязева. Диплом изготовлен на большой гербовой бумаге (тиснение с гербом Российской Империи). «Сейчас, к сожалению, связь с семьёй Обручевых прервалась, – говорит Валентин Грищёв. – Но замечательно, что в Иркутске бывал не только сам Обручев, его сыновья, но и внучка. Иркутск – это профессиональная родина Обручева, здесь он начал работать как учёный, именно в этом городе, ни в каком другом». 

Наталья Владимировна Обручева вместе со второй внучкой учёного, Татьяной Сергеевной Обручевой, преподавателем Национального минерально-сырьевого университета «Горный», в этом году на 150-летие учёного отправилась в Томск. Они преподнесли Томскому технологическому университету рукописи из семейного архива. Это научные статьи, рецензии, научно-популярные статьи. Часть материалов томичи обещают опубликовать, часть – выставить в мемориальном кабинете-музее академиков В.А. Обручева – М.А. Усова при университете. В музее воссоздана обстановка кабинета-библиотеки Обручева. В Иркутске такого кабинета пока нет, хотя, по данным Антонины Ковалёвой, в списке подаренных вещей были походная мебель и предметы быта, которые могли бы украсить кабинет Обручева. В отделе природы ИОКМ нам показали коллекцию минералов, которую когда-то собирал Владимир Обручев. Сохранились краткие пометы об экспонатах, сделанные рукою Обручева, написанные старательным почерком, «с ерами и ятями».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры