издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Барбара Энгель: «Главное – грамотно использовать потенциал»

На прошлой неделе в Иркутске завершился Зимний градостроительный университет, участие в нём приняли специалисты в области городского планирования из многих стран мира. На протяжении почти трёх недель они обсуждали тему городской мобильности и создания транспортных узлов. Это тема, по мнению многих профессионалов, особенно актуальна для Иркутска.

Подтверждает это и Барбара Энгель – член немецкой Академии градостроительства и ландшафтной архитектуры и Палаты архитекторов Берлина, один из лучших мировых специалистов в области урбанистки и городского планирования, постоянный эксперт в работе Байкальского зимнего градостроительного университета НИ ИрГТУ. Она уже больше 10 лет ежегодно приезжает в Иркутск. «СЭ» удалось встретиться с ней и поговорить о том, насколько удачно развивается столица Восточной Сибири и чего не хватает Иркутску, чтобы стать городом, удобным для его гостей и жителей.

– Барбара, в этом году тему Зимнего университета называют очень актуальной. Каковы итоги, насколько высоко вы оцениваете результаты?

– В первую очередь хочу отметить, что довольна выбранной темой этого года. Всё, что связано с городской мобильностью, очень важно для развития любого города. Что касается результатов, то тут могу сказать, что в каждом из представленных проектов были особенности, которые могут быть интересны для изучения специалистов и, возможно, даже воплощены в жизнь. Например, идея появления на улице Карла Маркса общественного транспорта, удлинения трамвайных путей, увеличения уличного движения.

– То есть участники хорошо подготовились, они готовы работать над сложными темами?

– Знаете, да. Но в таких проектах, как Зимний университет, участвует много разных специалистов, включая опытных профессоров. Были моменты, когда, как мне показалось, не все оказались готовы к новым решениям и нестандартным подходам.

– В чём суть этого?

– Причин много. Но одна из самых принципиальных в том, что многие специалисты слишком сконцентрированы на теме создания из городов транспортных хабов, где сосредоточены все маршруты. Но мне, честно говоря, кажется, что такой подход ставит ограничения, и всё внимание перетягивается именно на транспортную составляющую, исключая развитие городских окрестностей. Сейчас в моде «американский» взгляд на развитие городов в качестве точки глобальной транспортной сети. Но другая сторона этого выбора в том, что города, становясь транспортным центром, теряют свою главную функцию – они превращаются в своеобразные острова и перестают восприниматься как место для жизни. Думаю, мы ещё придём к осознанию этого процесса, но для этого нужно время. Необходимо научиться понимать ценность каждого города в отдельности – у всех есть свои достоинства.

– У Иркутска есть такие особенности, которые могут стать краеугольным камнем его развития?

Иркутские улицы всё сильнее напоминают скоростные шоссе, и это плохо сказывается на городском трафике

– В случае Иркутска развитие города в качестве международного центра, связующего Европу с Азией, мне кажется весьма удачным выбором. Это как раз исторически сложившаяся особенность Иркутска. Другой вопрос, так ли необходимо здесь строительство хаба, ведь город сам по себе и так выполняет эти функции: самолёты прилетают, поезда прибывают – это уже есть. Иркутск всегда был хабом, просто на другом уровне: тут всегда был перекрёсток культур и товарных путей.

– Вы коснулись того, что в современном понимании город часто теряет свою изначальную функцию. Как вы сформулируете предназначение города – это место, удобное для жизни или для логистики?

 – Оба эти аспекта должны присутствовать. Город должен быть местом, комфортным для тех, кто в нём постоянно живёт. В одном из проектов, представленных в этом году, было особо подчёркнуто, что Иркутск открытый город, включённый в мировое пространство. Он не просто центр Восточной Сибири, но часть глобальной маршрутной сети. Люди приезжают сюда, чтобы посмотреть на Байкал, но жители должны сделать всё, чтобы Иркутск воспринимался именно как уникальный город, а не промежуточная точка маршрута. Какие-то подвижки в эту сторону уже сделаны, но работы предстоит ещё много. Возвращаясь к вопросу, могу сказать, что всё должно рассматриваться на двух уровнях – местном и глобальном. Для европейцев Иркутск всё ещё слишком отдалённое место.

– Слабое место Иркутска, по-вашему, на каком уровне находится: местном или международном?

– Я думаю, что локальные проблемы всё же важнее. В первую очередь необходимо думать о комфортном существовании для жителей. Среди проблем я бы выделила тему сохранения культурного наследия – деревянной архитектуры, доступность Ангары, создание удобного публичного городского пространства. Это очень важно. Глобальные аспекты вытекают из этого.  

– Вам как кажется, Иркутск удобный для жизни город?

 – С одной стороны, Иркутск, конечно, имеет немало положительных черт: Байкал рядом, экологические условия весьма хороши. С другой стороны, у вас просто ужасающая ситуация с транспортной доступностью и мобильностью. Уровень жизни очень разный – над этим предстоит ещё долго работать. Но, думаю, расположение города очень удачно. Как ни крути, Иркутск обладает статусом экономического и учебного центра благодаря университетам – надеюсь, вы сможете это сохранить, ведь это обеспечивает приток молодёжи. В итоге у вас очень хорошие стартовые условия, но работать над улучшениями просто необходимо, учитывая интересы большинства. 

Уличная территория

За последние годы новые здания существенно изменили облик города

– Вы отметили, что в Иркутске плохая ситуация с транспортной доступностью. Как вы считаете, почему такая ситуация сложилась и что следует делать?

– В Германии у нас тоже идёт постоянное обсуждение проблемы транспортной доступности. Думаю, причина в том, что одни поддерживают развитие общественного транспорта, а другие голосуют за личный. В Иркутске явный перекос во вторую сторону. Кроме этого, сейчас много вещей, которые поощряют владение частными машинами – только посмотрите, сколько в последние годы ограждений появилось на Ленина или Лермонтова. Но это ведь городские улицы – они по умолчанию не нуждаются в отделении тротуаров от проезжей части заборами. Такое делают на американских хайвеях, чтобы оградить людей от дороги. Но здесь это необходимо, потому что машины едут на очень высокой скорости по городу. Несколько лет назад у политеха построили подземный переход. Но их ведь тоже строят там, где расположены хайвеи, но уж точно не там, где пролегает городская улица. В общем, можно сказать, что все решения в этой сфере направлены на разделение пешеходов и автомобильного сообщения. Это только усугубляет проблемы на дорогах. Правильным решением я считаю уменьшение скорости и возвращение пешеходов на улицы. Им должен быть отдан приоритет. Кроме этого, в автомобильном сообщении должен главенствовать общественный транспорт. На той же улице Ленина ему нужно выделить отдельную полосу. Если машинам останется только одна полоса для движения, то они будут вынуждены снизить скорость, и время поездки на личном транспорте увеличится, что заставит пересаживаться на общественный, который ходит по расписанию. Это другой очень важный для Иркутска аспект: садясь в автобус, никогда нельзя предсказать, сколько времени займёт поездка – полчаса или полтора. Конечно, этого и нельзя требовать, потому что автобусы застревают в городском трафике. Для изменения ситуации нужна политическая воля.

– Какие механизмы в таком случае может использовать власть?

– Конечно, можно повысить налоги на личный транспорт, но подозреваю, что те, кто может позволить личный автомобиль, смогут оплатить и издержки. Результат вряд ли оправдает ожидания. Лучше работать в другом направлении – не осложнять жизнь владельцам машин, а вдохновлять людей на выбор общественного транспорта.

– Запрет парковки в центре как-то поможет решить проблему?

–  Это не работает. Кроме этого, сама идея кажется довольно глупой, ведь люди должны ездить в центр. Парковка может быть платной опцией. К тому же она не должна занимать публичное пространство, где собираются люди, но её наличие не оспаривается. В вопросе мобильности нельзя говорить, что личный транспорт – это беда, а общественный – панацея. У человека должен быть выбор – идти пешком, ехать на велосипеде, в собственной машине или в автобусе.

– В Иркутске сейчас многие утверждают, что электротранспорт просто потерял свою актуальность; как думаете, возможно, трамваи и троллейбусы совсем не нужны?

– Исключить электротранспорт будет ошибкой. Все нынешние недостатки из-за трафика. Если будет отдельная линия, всё изменится. Немцы в 60–70-х тоже уничтожили трамвайные пути. Сейчас мы их восстанавливаем. Это характерно для многих европейских городов. Довольно часто для решения проблем трафика также предлагается увеличить трамвайные пути. Люди выбирают удобство, электротранспорт часто выигрывает по сравнению с остальными видами транспорта – он дешевле и экологичнее. Трамваи довольно часто являются основным транспортом в центре городов – автобусы более популярны в пригородном сообщении. 

Есть куда расти

Иркутск нуждается в планировочной стратегии, замечает Барбара Энгель, тогда несочетаемые архитектурные ландшафты исчезнут
с городских улиц

– Вы каждый год приезжаете в Иркутск. Замечаете ли вы перемены? Какие изменения кажутся особенно важными?

– Меня часто спрашивают о том, есть ли изменения и в какую сторону – лучшую или худшую. Есть и в ту и в другую. Очень активно развивается строительство, строек стало в разы больше, и я думаю, это хорошо. Есть подвижки и в теме городской мобильности – ещё пару лет на улицах совсем не было велосипедистов. Сейчас они появились, хотя, может быть, их и не так много, как хотелось бы. Городское движение стало лучше – водители стали больше останавливаться на светофорах и терпимее относятся к пешеходам. Опять же число пробок постоянно растёт. К тому же, повторю, меня расстраивает, что городские улицы превращаются в скоростные шоссе.

Для специалиста в области архитектуры и урбанистки Иркутск предоставляет множество вызовов и задач. Неплохие экономические показатели, прекрасная природа, удачное расположение. Но есть и свои особенности, например, не всегда правила соблюдаются, что заставляет специалистов проявлять гибкость. Нам (иностранным специалистам. – Прим. авт.) её часто не хватает, мы учимся нестандартным подходам. Есть и другой аспект: сейчас в Германии ведётся широкое обсуждение, что делать с архитектурным культурным наследием. Это актуально и для Иркутска. Поэтому мне лично очень интересен опыт сибиряков в этой области. У вас появился 130-й квартал – первый в своём роде, когда специалисты попытались как-то решить существующую проблему. У нас, конечно, нет ветхих деревянных домов, но ребром стоит сам вопрос, что делать со старыми постройками – сохранять их, менять, делать копии или что-то ещё.

Перестраивать дома, на мой взгляд, не совсем хорошая идея. В случае Иркутска – у вас ведь тоже много таких построек в плачевном состоянии – стоит ли их копировать, для меня спорный вопрос. Можно же строить новые деревянные дома с учётом истории и технологий. Это тоже сохранение традиций. Другой вопрос, что всё, что можно сохранить, должно быть сохранено. В Германии, как и в России, есть такая проблема, что мы слишком быстро от чего-то избавляемся, а потом жалеем об этом. 

– Иркутск может по каким-то причинам упустить возможность успешного развития?

– Необходимо развивать транспорт-ную систему – это скелет города, если её не будет, то и успеха тоже. Всё остальное просто не заработает, слишком уж много завязано на транспорте и сообщении. Кроме этого, мне кажется очень важным архитектурная составляющая – как исторические объекты соотносятся с новыми постройками. На улице Декабрьских событий это, по-моему, очень заметно – когда на фоне деревянного дома возвышается многоэтажка. Они не сочетаются друг с другом. Вам нужна строгая планировочная стратегия центра, где будет прописано, что там должно находиться. Одного градостроительного плана здесь недостаточно. Мне Иркутск всегда казался очень современным и открытым городом, надеюсь, это найдёт отражение в его будущем развитии.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры