издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энерговузовский баланс

Студентов-энергетиков – своих будущих коллег в ПАО «Иркутскэнерго» нежно зовут «ёжиками в тумане», сравнивая с героем известного мультфильма. Поэтому одной из главных задач в компании считают не только привлечение новых кадров, но и максимально безболезненный переход со студенческой скамьи к реалиям производства. В преддверии главного студенческого праздника – Татьяниного дня – «СЭ» поговорил с генеральным директором ПАО «Иркутскэнерго» Олегом Причко, а также директором корпоративного учебно-исследовательского центра «Иркутскэнерго – ИрНИТУ» и Братского КУИЦ Михаилом Грайвером об особенностях образования в области энергетики и перспективах будущих выпускников в рядах сотрудников компании.

Принципиальный выбор

«Все мы когда-то были студентами», – говорят даже самые успешные представители «Иркутскэнерго». При воспоминании о студенчестве, а оба наших собеседника окончили иркутский политех, взгляд у нынешних начальников теплеет и на лице появляется улыбка. При этом они, как и нынешние студенты, в своё время столкнулись с проблемой выбора будущей профессии. Расчёт, как отмечают они сейчас, оказался верным. 

– Олег Николаевич, скажите, когда у вас самого настал момент поступления в университет, вы уже точно знали, чем хотите заниматься?

Олег Причко: Думаю, что профессия зависит от характера. Я всегда был настойчивым и даже упорным. Как-то решил, что буду инженером, хотя были и другие варианты развития событий: поступить в МГУ или МГТУ – тогда скорее занимался бы наукой. Но это не привлекло.

– То есть при немного ином развитии событий тогдашний студент Олег Причко сейчас бы мог быть кандидатом наук?

О.П.:  Ну, учитывая, что в 1983 году меня уже пригласили на кафедру теоретической механики работать с аспирантом и заниматься научной работой,  это, наверное, случилось бы раньше. Но обучение, на мой взгляд, продолжается всю жизнь – знания тоже устаревают, их уровень нужно поддерживать. У меня в багаже четыре диплома, включая степень МBA.

– При этом только один из ваших дипломов напрямую связан с энергетикой, которой вы сейчас занимаетесь…

О.П.: А сколько нужно? Руководителям не менее важно иметь глубокую подготовку и по второй составляющей их работы – науке управления. И мы серьёзное внимание уделяем подготовке наших руководителей уже уровня мастеров, начальников цехов менеджменту.

– Считаете ли вы, что сегодня абитуриенты выбирают специализацию в области энергетики целенаправленно? Существует мнение, что многие из них оказываются в профессии  случайно.

О.П.: Думаю, окончательное понимание правильности своего выбора они в таком случае поймут гораздо позже, как и мы в своё время. Наверное, очень редко бывает так, чтобы выпускник школы решение принимал, точно зная, что поступает правильно. Хотя я знаю как минимум одного такого (смеётся).

Михаил Грайвер: Такая проблема, безусловно, существует. Дело в том, что когда дети сталкиваются с выбором профессии, то совсем не понимают, чем будут заниматься в сфере энергетики. Они точно знают, в чём заключается работа врача, учителя, а инженерия и производство – сферы для них неизвестные. Поэтому приходится со школьниками работать, чтобы они поняли, что такое энергетика. Так было раньше и так остаётся по-прежнему. Я сам, когда поступал в политехнический институт, кроме Братской ГЭС ничего не знал. Кроме того, человеку нужно объяснить, чем конкретно он будет заниматься в цепи энергетического производства – будет он отвечать за выработку, сидя за щитом управления, оснащённым современнейшим оборудованием, или, например, займётся продажей энергии.

– А есть в специальности энергетика что-то, что может привлечь молодёжь?

М.Г.: В первую очередь она будет всегда, что бы ни произошло, как бы ни сложились обстоятельства: свет и тепло необходимы каждому. Если у студента задача после обучения получить гарантированную, интересную, но при этом сложную работу – это правильный выбор. 

Непростое время

– Тем не менее вероятность того, что абитуриент (а потом студент) ошибся с выбором профессии, весьма велика.

О.П.:Важно, чтобы все сделали свой осознанный выбор. Обязательно нужно мнение родителей – оно зачастую крайне важно для выпускника школы. И сам молодой человек должен определиться в стремлениях. А мы со своей стороны стараемся помочь разобраться в предмете, чтобы потом, в будущем не было неожиданных открытий, которые сделают невозможным и неприятным нахождение в профессии. 

М.Г.: В советское время было целое направление профориентации. Мы воссоздали что-то подобное, уже несколько лет организовываем энергоклассы на базе школ, где объясняем старшеклассникам специфику энергетики. Там мы ищем будущих коллег, которых подтягиваем по необходимым предметам, чтобы они подали документы на энергофак иркутского или братского политехов – это единственное наше условие.

– Все в итоге поступают?

М.Г.: В этом году из двух набранных классов в Братске и Иркутске лишь четверо ребят не смогли поступить на энергетику, хотя подавали туда документы. Получается результат, близкий к 100%. Поступившие студенты уже на втором курсе могут также пойти учиться в КУИЦ (корпоративные учебные центры, созданные ПАО «Иркутскэнерго» при сотрудничестве с ИрНИТУ и БГУ. – Прим. авт.). Хотя обучение там занимает ещё около 10% дополнительного учебного времени, это того стоит: выпускники КУИЦ практически сразу устраиваются к нам на работу.

– Это эффективнее советской системы распределения, когда студенты тоже автоматически получали работу?

О.П.: Конечно, к тому же система КУИЦ уникальна, такого больше нигде нет. Раньше студент по системе распределения направлялся на работу, не зная, ни где она находится, ни с кем он будет работать. Выпускники корпоративных центров ещё на производственной практике знакомятся со своим будущим местом работы. Закончив университет и придя на работу в первый день, они уже знакомы со своими коллегами и рабочим местом. Ведь за время практики у них появился навык работы и необходимые знания, а мы получили сформировавшегося профессионала, а не просто человека с инженерным образованием и общими познаниями. Ведь практику они проходили именно там, где потом будут работать и где их учили индивидуально именно по будущей специализации.

– КУИЦ на базе ИрНИТУ работает около восьми лет и каждый год выпускает три десятка специалистов. Получается, что в целом подготовку там прошли около 240 студентов – они оправдали затраты?

М.Г.: Чтобы было понятно: обычно, чтобы вчерашний выпускник университета дорос до уровня инженера, нужно около пяти лет. У выпускников КУИЦ это время сокращается примерно на 30%, поскольку некоторые ступени они прошли ещё во время учёбы.

– Вы говорите, что обучение в КУИЦ дополнительно занимает ещё около 10% свободного времени студента. Это сильно сказывается на уровне подготовки? 

О.П.: Одной из причин создания корпоративных центров стало то, что мы столкнулись с очень слабой подготовкой молодых инженеров, которые к нам приходили. С одной стороны, физика и математика перестали даваться как основные, самые важные предметы в школе, и студенты зачастую не в состоянии освоить программу вуза. Кроме этого существует проблема оттока способной молодёжи: толковые ребята часто стараются  уехать в столицы. Поэтому наша задача – увлечь и оставить лучших у себя.

Расставляя акценты 

– Как вы считаете, нынешние студенты отличаются от предыдущих?

О.П.: Я не думаю, что в целом  нынешние студены чем-то сильно отличаются от нас в их возрасте – они такие же бесшабашные, так же что-то не понимают, но хотят к чему-то прикоснуться. Они интересуются и часто знают больше, чем мы в своё время. Но информация у них другая и в ином формате.  Помню, что в своё время у нас был предмет информатика – вместо компьютеров стояли электронно-вычислительные машины «Мир». Двоичные коды, перфолента, фортран изучали. А теперь у меня внучка спокойно на планшете тыкает всё, что нужно. 

– А ваш родной вуз изменился? У вас есть возможность сравнить: вы заканчивали иркутский политех дважды с разницей в два десятка лет.

Олег Причко: «Мы вместе
с ИрНИТУ смогли изменить систему подготовки специалистов
в области энергетики, максимально приблизив теоретическую составляющую к реальным требованиям производства»

О.П.: Изменился. Там больше нет рыбы в тесте – очень вкусная была. Теперь её не найти (улыбается). А если серьёзно, то, конечно, мы вместе с ИрНИТУ смогли изменить систему подготовки специалистов в области энергетики, максимально приблизив теоретическую составляющую к реальным требованиям производства. Чтобы не было такого, когда, условно говоря, студентов учат вырезать «треугольники», а предприятию нужны специалисты по «квадратам».

М.Г.: Нам удалось найти баланс управления, когда в одной руке у нас вузовская подготовка, а в другой – реальные задачи. Все взаимоотношения как с иркутским политехом, так и с братским университетом осуществляются на основе генерального соглашения компании с этими вузами. Так, например, мы финансируем оборудование  материальной базы – у студентов есть возможность учиться в современных лабораториях, после которых на предприятии они смогут освоиться в кратчайшие сроки. Мы также работаем в тесном контакте с руководством вуза, Александром Афанасьевым, преподавательским составом,  который делает акцент на необходимых производству тонкостях. 

– Как относятся студенты к такой активной работе – уж очень большая ответственность на них ложится? Ведь можно и засомневаться в своём выборе профессии.

М.Г.: Когда мы только начали активно работать со студентами, было действительно довольно много сомневающихся. Но мы осознали, что при правильной организации процесса этого можно избежать. В первый раз, когда студенты приехали с практики в Братске, у них глаза горели – их там не гоняли воды принести, задействовали в реальном рабочем процессе. Тогда у многих сомнения отпали.

– И что, современные выпускники с удовольствием меняют место жительства с Иркутска на Братск? 

М.Г.: Я сам, когда университет заканчивал, не хотел уезжать из Иркутска, тогда казалось, что до пенсии в общаге бы прожил – так не хотелось куда-то ехать работать. Но, думаю, если человек знает, что его ждёт, то проблемы не будет. Раньше в Усть-Илимск не могли людей найти, сейчас туда же очередь. Люди съездили на практику, у них была возможность на всё посмотреть, понять, что там есть перспектива карьерного роста и хорошие условия.

– Многие молодые люди могут испугаться такого поворота – не все готовы к переменам. Что бы вы им сказали?

О.П.: Студенчество – особое состояние, его нужно пройти, но, живя в этом периоде, важно не забывать, что он заканчивается и начинается немного другая жизнь. Важно стараться пользоваться возможностями и выкраивать время, если хочется в дальнейшем чувствовать себя уверенно, обеспечивать себя и своё будущее.

– Серьёзный подход…

О.П.: Нет, это вопрос опыта, я уже посмотрел на два поколения выпускников в своей семье. Наверное, это как раз тема отцов и детей, когда можно чем-то помочь и подсказать. Я с великим удовольствием вспоминаю свои четыре студенчества, но нужно понимать, что жизнь этим не заканчивается. Рад за сегодняшних студентов, но буду ещё более рад, если наши подсказки будут ими применены и наш коллектив пополнится новыми, профессиональными коллегами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры