издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тимур Моисеев: «Реальность не даёт нам права чувствовать себя монополистом»

Инженерный центр ПАО «Иркутскэнерго» сегодня – это 350 высококлассных специалистов, способных решать профильные задачи любой сложности. Предприятие, чья история начиналась с четвёрки сотрудников, работает в 12 направлениях, так или иначе связанных с инжинирингом – подобных примеров в России не так уж и много. О том, какой путь был пройден за первые десять лет существования Инженерного центра, рассказывает его директор Тимур Моисеев.

– Тимур Владимирович, в чём заключалась стратегическая цель создания Инженерного центра 10 лет назад?

– Во-первых, в сохранении и консолидации инженерного коллектива, разрозненного по разным филиалам. За счёт этого можно добиться определённого синергетического эффекта. Во-вторых, нужно было унифицировать подходы к обслуживанию теплоэнергетического оборудования и развить имеющиеся компетенции на качественно новом уровне.  В-третьих, требовалось унифицировать номенклатуру выполняемых работ и их ценовые параметры; наконец, выполнять зачастую повторяющиеся работы из года в год силами внешнего подряда для «Иркутскэнерго» экономически нецелесообразно. Десять лет эти процессы шли своим чередом, Инженерный центр стал тем, чем он является – конгломератом из 350 высококвалифицированных специалистов, способных обслуживать все объекты региональной энергетики, принадлежащие «Иркутскэнерго». Плюс к тому мы работаем с предприятиями группы АО «Евросибэнерго» и, шире, холдинга En+ Group. К примеру,  ТЭЦ Ачинского глинозёмного комбината, Автозаводская ТЭЦ в Нижнем Новгороде выполнили ряд работ для Красноярской ГЭС. 

– Если не ошибаюсь, история центра начиналась с группы из четырёх сотрудников. Как дальше развивалось предприятие?

– Действительно, на первом этапе была только группа химиков, которая вела водный химический режим и следила за качеством угля. Сейчас в нашем составе есть несколько самостоятельных центров. Аналитический центр, самый многочисленный,  выполняет все задачи, связанные с химико-аналитическим контролем воды, топлива, масел и материалов, а также покрывает потребности «Иркутскэнерго» и его дочерних предприятий в производственной санитарии, производственно-экологическом контроле и  экологическом проектировании. Санитарно-гигиеническая лаборатория в Усть-Илимске обеспечивает контроль питьевого водоснабжения.  Электротехнический центр включает в себя службу диагностики электрооборудования и, пожалуй,  крупнейшую лабораторию высоковольтных испытаний от Урала до Дальнего Востока. Центр проектирования и автоматизации сосредоточил в себе  компетенции в части проектирования и внедрения, а также сервисного обслуживания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) и телемеханики. Также в нашем активе служба РЗиА, геодезии, наладки тепломеханического оборудования и экспертизы промбезопасности.  

– Перечисленные подразделения появились достаточно давно. Наверняка развитие предприятия на этом не остановилось?

– Действительно, поначалу в контексте развития центра проектирования, а также службы релейной защиты и автоматики, мы ограничивались исключительно выполнением проектирования  и пусконаладочных работ нового оборудования, а также  профилактическим обслуживанием уже действующих систем. Теперь   мы решили замкнуть цепочку «проектирование – комплектация – ввод в эксплуатацию – сервисное и постгарантийное обслуживание»  и два года назад взялись за создание собственного сборочного производства шкафов автоматики. Правление одобрило нашу инициативу, и на территории промышленной площадки ТЭЦ-10 в Ангарске был построен цех. Заключили партнёрские соглашения с такими вендорами, как Schneider Electric, ABB, Phoenix Contact и Rittal, что даёт нам возможность получать существенные скидки и быть конкурентоспособными с точки зрения цены изготавливаемого оборудования. От компании «ABB»  мы получили сертификат системного интегратора, что позволяет нам действовать от их имени, претворяя в жизнь проекты на их технике. В прошлом году выпустили около 80 шкафов для систем АСУ ТП и релейной защиты и автоматики, план на нынешний год приближается к сотне. Продолжаем оснащать производство необходимым оборудованием и формировать коллектив. Да, прошло уже два года, но создание завода с нуля – это целое дело. 

– Если даже не считать это производство, на сайте Инженерного центра указаны 12 областей, в которых вы предоставляете услуги. Есть ли настолько же многопрофильные предприятия вашей отрасли в Иркутской области? 

– Нет, в Иркутской области такого однозначно нет. 

– А в Сибири или России в целом?

– Сегодня каждая крупная генерирующая компания стремится создать у себя некий инжиниринговый центр, который помогал бы выполнять те или иные инженерные задачи. Но обычно это не такие большие предприятия. Недавно разговаривал с директором одной из московских ТЭЦ – в инженерном центре «Мосэнерго» всего 70 человек. Есть бывшие проектные или исследовательские институты, но они, как правило, сосредоточены только на моно-тематике, например, электротехнике или наладке тепломеханического оборудования, но столь диверсифицированного предприятия я не знаю. 

– Монополистом себя не чувствуете?

– Существующие реалии не дают нам права чувствовать себя монополистом. Механизм закупок, который действует в стране, предполагает открытое участие в них на равных правах. Другое дело, что наша практика показывает: по тем позициям, где нам приходится соревноваться с конкурентами на открытых конкурсах, мы зачастую эффективнее. У нас и выбора другого нет: деньги несёт клиент, и если наши услуги будут дороже и ниже качеством, то нам на смену придут другие – свято место пусто не бывает. 

– К слову о сегодняшних реалиях – кризис ударил по той же сфере гражданского проектирования. Инженерное дело – иная область, но всё же, сказываются ли на вашей работе экономические неурядицы? 

– Эти процессы воздействуют не на отдельную отрасль, а на экономику в целом, так что и мы, как её часть, ощущаем их влияние. Прежде всего оно выражается в том, что заказчики стремятся оптимизировать свои расходы. Они говорят: «Нам надо дешевле, в ценах прошлого года и с более длительной отсрочкой платежа». Мы, в свою очередь, работаем в этой парадигме и преференций, по большому счёту, не имеем. 

– Понятно, что основной ваш заказчик – «Иркутскэнерго», но работаете ли вы со сторонними организациями и расширяете ли их список? 

– Чтобы иметь потенциал к постоянному развитию в условиях экономического кризиса, когда материнская компания не всегда готова увеличивать расценки на выполняемые работы, мы просто обязаны замещать выпадающие доходы за счёт работ для сторонних заказчиков. И при этом постоянно контролировать себестоимость своих услуг, в чём нам здорово помогают методы производственной системы. Одной из стратегических инициатив последних двух лет явилось налаживание тесного взаимодействия с «близкой родственницей» «Иркутскэнерго» – Иркутской электросетевой компанией. Мы заместили работы ряда сторонних фирм для ИЭСК собственными компетенциями. Выполнили ряд крупных проектов (например, спроектировали и реализовали однофазное автоматическое повторное включение на линиях 500 киловольт и систему мониторинга переходных процессов на подстанции «Тайшет») и сейчас работаем ещё над несколькими. Работаем в тесной кооперации с ООО «Евросибэнерго-инжиниринг», которое, как правило, выступает в роли генерального подрядчика. Сотрудничаем и с другими партнёрами в области тех компетенций, которых у нас нет. В частности, при строительно-монтажных работах нам помогают «Иркутскэнергоремонт», «ГЭС-ремонт», «Братскэнергоремонт» и некоторые другие строительно-монтажные  компании. 

– Каковы ваши конкурентные преимущества? 

– В первую очередь, знание оборудования и гигантский опыт выполнения специфических работ, которые востребованы в «Иркутскэнерго» и других предприятиях отрасли. Второе – широкая диверсификация наших услуг и современная материально-техническая база. Мы обладаем достаточно большим спектром измерительного и диагностического оборудования. Третье – географическое положение. Находясь буквально в центре Земли, мы, в отличие от инжиниринговых компаний, расположенных в европейской части России, можем быть достаточно мобильными в отношении Красноярского края, Бурятии и Якутии.  

– Если говорить о географии работ, то в списке выполненных Инженерным центром «Иркутскэнерго» есть тепловые испытания гидрогенераторов Зейской ГЭС и проект на Сахалине. Не планируете ли её расширять?

– Стратегической направленностью остаётся обслуживание регионов Сибири, где представлены предприятия «Евросибэнерго». Следующий приоритет – Бурятия, Забайкалье и Дальний Восток. Здесь у нас есть преимущество с точки зрения транспортных затрат. А так у нас есть реализованные проекты в Орловской и Новосибирской областях, Забайкальском и Красноярском краях, Якутии. Был интересный опыт автоматизации газовой турбины в городе Оха Сахалинской области. Выполнили два проекта, связанных с испытаниями нового энергетического оборудования в Монголии. В отношениях с этой страной произошло много положительных сдвигов, одним из которых стало введение безвизового режима. Весной были на встрече у министра энергетики Монголии, где подписали договор намерений о сотрудничестве. Надеюсь, какие-то его плоды мы получим в обозримом будущем. В Казахстане были проекты, пусть небольшие, но состоявшиеся. Надеюсь, они получат дальнейшее развитие. 

– Ещё один вопрос на географию: в вашем личном активе есть стажировка в Германии ещё в те времена, когда вы работали в исполнительной дирекции «Иркутскэнерго». Что, на ваш взгляд, можно позаимствовать у них в области инженерного дела и, наоборт, есть ли им чему поучиться у нас? 

– Действительно, я стажировался на предприятиях Vattenfall Europe Generation в Липпендорфе. Новая энергетика Восточной Германии начиналась именно с инжиниринга. Мой выбор места для стажировки основывался как раз на желании увидеть то новое, что есть в мире, и постараться воплотить это в компании, где я работаю. В группе компаний Vattenfall есть инженерный центр, схожий с нашим по структуре и стратегии развития. Что я там почерпнул? Прежде всего понимание необходимости подбора персонала с очень высокими профессиональными компетенциями. В этом мы идём, может быть, даже с опережением европейцев. Ещё одно – это автоматизация производственных процессов, которая за рубежом, может быть, более ярко выражена. У нас её степень пока сравнительно невысока, но в последние три-четыре года в свете экономических трудностей мы делаем особой упор именно на внедрение специализированного программного обеспечения, которое позволяет в разы сократить трудозатраты на выполнение расчётных работ и тому подобного. Это касается, в частности, использования методов трёхмерного проектирования в программной среде E-Plan при разработке проектов АСУ ТП  и РЗА. Стоит добавить, что практически в каждом из 12 направлений нашей деятельности необходимо использовать широкий спектр механизмов производственной системы для повышения производительности труда и сокращения себестоимости, чтобы оставаться конкурентоспособными. Использование современного оборудования вкупе с автоматизацией инженерных процессов в этом смысле – большой задел. 

– Ваша предшественница Татьяна Александровна Маркова говорила, что в инжиниринге значимую роль играют творческие способности; вы, будучи поклонником джаза, добавляете, что столь же важно умение импровизировать. Но разве ваша работа не подразумевает чётко структурированной логики? Что, всё-таки, важнее: непреложные законы физики и математики или импровизация на их грани?

– Алгоритмизация – это одно. Подход к решению инженерных задач тоже может быть различным: чайник можно вскипятить на костре, газовой горелке или индукционной конфорке – результат будет одним и тем же, но затраты – разные. Мы, достигая поставленной заказчиком цели, точно так же подбираем наиболее приемлемые инструменты. 

– Когда заходишь к вам, первое, что бросается в глаза, – большое количество кубков и медалей за участие в корпоративных соревнованиях.

– Действительно, работники нашего предприятия принимают активное участие в спортивной жизни группы компаний.

Одна из недавних наград – за победу в высшей волейбольной лиге предприятий ПАО «Иркутскэнерго». Сотрудники центра вдобавок несколько лет удерживают первое место на состязаниях по армрестлингу и регулярно оказываются в числе призёров соревнований по плаванию, бадминтону, мини-футболу, настольному теннису и многим другим видам спорта. 

Мы регулярно проводим мероприятия, призванные сплотить сотрудников предприятия. Много внимания уделяем нашим детям – для них есть кружок робототехники, мы регулярно организуем различные конкурсы и мероприятия. Это – довесок к высоким социальным обязательствам, которые мы несём перед работниками: стабильная «белая» зарплата, льготы по путёвкам и организации отдыха ребятишек, выслуга лет и так далее. С точки зрения работы с персоналом в масштабах всего «Иркутскэнерго» Инженерный центр выполняет ещё одну крайне важную функцию – оно давно стало кузницей кадров для руководящего состава. 

– Если подводить итоги первых десяти годов существования Инженерного центра, что бы вы отметили в первую очередь?

– Во-первых, мы создали конгломерат профессионалов, которым по плечу практически любая инженерная задача. Во-вторых, накопленный опыт и созданный приборно-диагностический парк   позволяют решать зачастую даже нетривиальные задачи. Наконец, сейчас мы добились такой степени диверсификации бизнеса, которая позволяет предприятию быть экономически стабильным и наладить контакт с  широким кругом заказчиков. Эти обстоятельства, помноженные на поддержку материнской компании, её менеджмента, позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее. 

– Какова, кстати, стратегия на будущее?

– Есть ещё достаточно широкие ниши, для освоения которых предстоит большая работа по развитию наших компетенций. Так, по части проектирования систем релейной защиты и автоматики в Сибири не так много проектировщиков, способных взяться за масштабные проекты. Думаю, благодаря смежной работе с Иркутской электросетевой компанией и «Евросибэнерго-инжинирингом» мы нарастим знания и умения в этой сфере. Перед нами стоит задача по расширению присутствия на региональных рынках, где мы себя чувствуем конкурентоспособными по цене.  Не оставляем без внимания наших ближайших зарубежных соседей: рынки Монголии и Казахстана нам представляются достаточно перспективными. В целом основой нашего дальнейшего развития должна стать способность быть максимально гибкими и оперативно подстраиваться к меняющимся требованиям наших заказчиков. С одной стороны, активность и мобильность нужны потребителям инжиниринговых услуг, с другой – для нас это реальный путь развития и укрепления позиций в отрасли.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры