издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наталья Дикусарова: «Средства бюджета будут использоваться эффективнее»

О бюджетных перспективах региона, переходе на налогообложение, исходя из кадастровой стоимости объектов, и о многом другом на встрече с коллективом «Восточки» рассказала Наталья Дикусарова.

Александр Гимельштейн, главный редактор: Очень рад приветствовать в редакции Наталью Игоревну Дикусарову – заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. Это ключевой комитет любого парламента любого региона. Полагаю, что нашу гостью не удивит то, что вопросы будут касаться большого числа тем. Наталья Игоревна, вам слово.

– Я безмерно благодарна вам за приглашение, для меня это очень интересный и полезный опыт, потому что я редко встречаюсь с журналистами в таких широких аудиториях. Хотелось бы отметить профессиональное освещение бюджетной темы корреспондентами «Восточки». Я говорю это искренне и без скидок на то, что пришла сегодня к вам в гости.

Елена Лисовская, обозреватель: Как вы оцениваете бюджет нынешнего года и какие видите перспективы по его исполнению?

– С точки зрения наполнения доходами, бюджет, без преувеличения, хорош. На сегодняшний день его объём составляет 128 миллиардов рублей. Для сравнения скажу, что к концу прошлого года он составил 131 миллиард, уверена, до конца года мы эту же сумму дополучим. Перспективами исполнения бюджета мы озабочены очень серьёзно. К работе по формированию и исполнению бюджета 2017 года подошли таким образом: средства бюджета должны быть эффективно использованы; если мы направляем их на строительные объекты, то в первом квартале финансового года, если передаём в виде субсидий в районы и города – тоже в начале года.

При таком подходе ставится задача: все строительные и ремонтные работы проводить в строительный сезон, а не в авральном порядке в четвёртом квартале года, уходя в зимний период. И кроме того, так как нами инициированы беспрецедентные ремонтные работы учреждений образования и здравоохранения, то, конечно, мы настаиваем на том, чтобы эти работы были проведены максимально во время летних каникул или отпусков соответственно. Для этого, по инициативе депутатов, в законе о бюджете появились дополнительные требования о том, что правительство должно провести все мероприятия по определению подрядчиков, поставщиков по мероприятиям, предусмотренным в бюджете, не позднее чем через 100 дней с начала года и в столь же ранние сроки в населённых пунктах области должны появиться субсидии, предназначенные для муниципальных образований, на капитальные ремонты, другие мероприятия. Для достижения этих целей депутаты Законодательного Собрания инициировали несколько контрольных мероприятий.

Наталья Мичурина, шеф-редактор: Многих интересует, что за экономическое чудо случилось в Иркутской области в прошлом году, когда мы получили значительные поступления средств в бюджет?

– В этом вопросе я категорична. К сожалению, это не прорыв в экономике Иркутской области. Рост обеспечен тем, что Сбербанк и Иркутская нефтяная компания перечислили сверх запланированного налог на прибыль. Причём рост поступлений от Иркутской нефтяной компании связан с тем, что несколько лет назад предприятие получило региональную налоговую льготу. Она позволила провести модернизацию производства, обновиться и выйти на нынешние объёмы добычи.

Но это не будет продолжаться вечно. Нам надо задуматься над вопросом: а какие механизмы доступны нам сегодня в вопросе наполнения областного и местных бюджетов, не зависящие от временных явлений? Чего мы хотим добиться в 2018 году? Думаю, что в первую очередь необходимо обратить внимание на лесную отрасль. Дополнительный миллиард рублей дохода от лесной отрасли, полученный в 2017 году всего от одной крупной организации, не та цифра, на которую мы должны рассчитывать. Если проанализировать, какие объёмы леса заготавливаются в нашей области, а также добавить к ним ущерб от нелегальной заготовки древесины, то получатся сотни миллиардов рублей. И в этом году рост дохода от лесной отрасли в Иркутской области будет в повестке Законодательного Собрания занимать одно из первых мест.

Юлия Сергеева, обозреватель: А как чувствует себя малый и средний бизнес?

– К сожалению, пока не приходится говорить об увеличении поступлений налогов от малого и среднего бизнеса. В 2016 году в регионе были объявлены налоговые каникулы. В рамках каникул вновь зарегистрированные ИП имеют право в течение двух лет не платить никаких налогов (имеются в виду налоги по УСН или стоимость патента). Сначала мы опасались, что большое количество уже работающих предпринимателей пойдёт перерегистрироваться, чтобы воспользоваться налоговыми каникулами. Но увидели совершенно нерадужную картину – никто никуда не побежал, а предоставленной возможностью воспользовалось всего 40 предпринимателей в регионе, выбравших патентную систему налогообложения. В отношении предпринимателей, работающих по упрощённой системе налогообложения, мы пока не проанализировали ситуации, так как только сейчас появилась их отчётность. Но такой анализ в ближайшее время мы проведём. Почему так происходит? Мы проанализируем эту проблему совместно с правительством области, если потребуется, депутаты внесут соответствующие изменения в закон и расширят перечень видов деятельности, по которым можно будет воспользоваться налоговыми каникулами. Вот пример того, на что необходимо обратить внимание.

На доходную часть бюджета призван повлиять ещё один проект – территория опережающего развития в Усолье-Сибирском. Для резидентов, то есть организаций, которые будут работать в этом городе, установлены серьёзные льготы, закреплённые в областном законодательстве. К реализации этого проекта мы шли два года. Что в итоге? Два резидента с 300 миллионами рублей инвестиций в территорию и количеством рабочих мест, исчисляемых десятками. К сожалению, система не сработала. èèè

При этом многие территории хотели и хотят сегодня получить статус территории опережающего развития, борются за него. Очевидно, что одному Усолью-Сибирскому не справиться с привлечением резидентов в ТОСЭР. Для привлечения так называемых «якорных», крупных инвесторов необходимы усилия со стороны правительства области. А уже вокруг этих крупных инвесторов должен развиваться малый и средний бизнес. Нужен чёткий план реализации мероприятий по созданию ТОСЭР в городе Усолье-Сибирском.

Уже год мы работаем над внесённым в парламент правительством области законом о переходе на налогообложение деловых, торговых центров и других объектов, которые относятся к сфере обслуживания, исходя из их кадастровой стоимости. Проведена кадастровая оценка отдельных видов недвижимого имущества, а до 2019 года российские регионы должны перейти на этот вид налогообложения по всем видам имущества. Что принесёт принятие этого закона региону – самый главный вопрос, который мы себе задаём. Мы провели беспрецедентно широкое обсуждение этого закона с предпринимательским сообществом. Кроме того, мы отложили на год принятие этого закона, чтобы юридические лица, предприниматели могли ознакомиться с результатами проведённой кадастровой оценки. Совместно с будущими плательщиками налога было принято решение, что налогообложение будет сплошным, то есть начиная от одного квадратного метра. Также пришли к выводу о том, что ставка в 2%, которая предложена в проекте закона, на сегодняшний день неприемлема и надо начинать с иной налоговой ставки. Сейчас мы её высчитываем. Думаю, что к концу апреля снова выйдем на широкий разговор с предпринимательским сообществом региона.

Юлия Ли, корреспондент: Какие вопросы чаще всего возникают при решении вопросов о распределении налогов между региональным и муниципальными бюджетами?

– У региона есть возможность перераспределять в пользу муниципальных образований часть налогов – например, налог на имущество, НДФЛ, налог по упрощённой системе налогообложения (УСН). В прошлом году мы отдали дополнительные 5% акцизов в муниципальные образования, это пополнило дорожные фонды всех муниципалитетов. Кроме того, в 2016 году мы все стали свидетелями и участниками правильного решения о передаче налога по упрощённой системе налогообложения муниципалитетам. Теперь в пользу районов и городских округов уходит 30% этого налога. Для наших районов и округов это дополнительные средства в бюджеты, этот налог приближен к местной власти, в конце года мы всегда констатируем рост поступлений от него по сравнению с планом на начало года. Например, в прошлом году, когда в региональный бюджет шло 100% поступлений от этого налога, мы получили 200 миллионов рублей дополнительно.

Не так давно из Братска сообщили, что изначальный прогноз по сбору этого налога в 130 миллионов рублей уточнён в сторону увеличения – планируется собрать 150 миллионов.

Сейчас в работе комитета находится проект закона о передаче 10% налога от имущества в пользу территорий. Однако мы не спешим пока с этим проектом закона. Сначала отработаем все вопросы, возникшие по налогу на такое имущество, как деловые и торговые центры, чтобы картина, сложившаяся по налогу на имущество в регионе, была полной и комплексно урегулированной.

Анна Павлова, обозреватель: Известны ли вам цифры по планируемым поступлениям в бюджет из федерального бюджета на 2017 год? На одной из сессий было сказано, что регион потерял, то есть недополучил из федерации, от 3 до 5 миллиардов рублей. Как это стало возможным?

– Это очень болезненная тема, мы рассмотрели её 18 апреля на заседании фракции «Единой России» в Законодательном Собрании перед апрельской сессией, с участием сенатора от Законодательного Собрания Виталия Борисовича Шубы. У региона были серьёзные планы по привлечению федеральных средств, особенно по программе сельского хозяйства, по подпрограмме устойчивого развития сельских территорий. Чем больше мы привлечём средств из федерального бюджета, тем больше региональных денег высвободится для решения дополнительных вопросов, а иногда нам удаётся за счёт федеральных государственных программ решить глобальные вопросы, с которыми регион не может справиться самостоятельно.

Приведу пример. Завершение строительства автодороги Тайшет – Чуна – Братск. В этом году дорога будет сдана, работы все проведены за счёт средств федерального бюджета. Они идут уже третий год, разбиты на этапы, с небольшим софинансированием из областного бюджета. Работа с федеральным бюджетом очень щепетильная, занимает много времени, необходимо постоянно в той или иной мере присутствовать в федеральных министерствах, быть в курсе всего, что происходит, заранее готовить предложения и отрабатывать их на федеральном уровне.

В предыдущем правительстве была введена специальная должность заместителя председателя правительства по работе с федеральным центром. На мой взгляд, это была одна из самых удачных практик. Сейчас наступает горячее время – нужно готовить заявки на 2018 год. До 20 мая эти заявки должны быть направлены в соответствующие федеральные министерства. Вот здесь у депутатов возник ряд вопросов. Мы проанализировали предполагаемую заявку. Почему мы подготовили заявку только на одно искусственное футбольное поле, хотя потребностей у нас гораздо больше (например, город Братск обозначил такую потребность, но заявка на следующий год её не учитывает)? Кто нас ограничил в этих заявках? Почему мы говорим о том, что ставим в заявку мероприятия по берегоукреплению в посёлке Листвянка (при этом не готова проектная документация, и наше участие в соответствующей государственной программе опять откладывается на год)?

И самая важная тема, которая не может меня не заботить, – реализация нового закона об обращении с твёрдыми коммунальными отходами. У нас явно пробел в решении вопросов, определённых нам этим законом, нет полигонов для мусора, строительство каждого полигона будет обходиться в значительные финансовые средства, и при этом мы не обращаемся к федеральному бюджету. Своими силами мы тут не справимся. У меня опять возник вопрос: почему уже второй год мы не делаем заявку на федеральные средства на проведение лесоустроительных работ? Проведём лесоустроительные работы – будет больше шансов побыстрее навести порядок в наших лесах. В связи с этим было принято решение совместно дополнительно рассмотреть заявки на участие в государственных программах, расширить их актуальными для области и неотложными мероприятиями.

 

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер