издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ключ к развитию

Новые скверы, школы и спорткомплексы строятся по всему Иркутску

На экранах транслируют матчи чемпионата мира по футболу, и именно сейчас у иркутян просыпается повышенный интерес к этой игре. Перед просмотром матча со звёздами взрослые и дети самозабвенно гоняют мяч во дворах. Такая же картина наблюдалась и зимой. Когда Иркутск принимал чемпионат мира по хоккею с мячом, на дворовых катках горожане с особым усердием сражались клюшками. Чтобы иркутяне в любое время – и зимой, и летом – могли заниматься любимыми видами спорта, в каждом районе города активно возводятся современные спорткомплексы. Новый ФОК построен в Юбилейном, к концу года откроется комплекс с бассейном на Синюшиной горе. Разрабатывается проект строительства ФОКа в 20-м Советском переулке в Ново-Ленино, в нынешнем году строители приступят к работе. Какие ещё спорткомплексы, школы и детские сады откроют свои двери для горожан – об этом разговор с заместителем мэра Иркутска, председателем комитета по градостроительной политике Александром Кимом.

– Город – это живой механизм. К каким ключевым ориентирам стремится развитие Иркутска? Каким город хотят видеть архитекторы?

– Иркутск активно развивается в рамках концепций, которые приняты во всём мире. Прежде всего это уход от чрезмерной массовости в центре города. Ставим задачу сделать в каждом районе свой подцентр. Человек не должен ехать в центр города, чтобы купить продукты, или отдохнуть вместе с семьёй, или получить какую-то услугу. Всё это может быть доступно в пределах места проживания. В каждом районе мы выделяем несколько зон – для активного отдыха, торговую, жилую, деловую. Вносим изменения в генеральный план города, это принципиальная и очень трудоёмкая работа.

Кроме того, мы хотим усилить транспортные связи между микрорайонами. Сейчас все дороги ведут в центр, оттуда можно попасть в любой уголок города. Может, человеку в центр и не надо, удобнее, минуя сердце города, проехать в соседний микрорайон. То же с транзитом транспорта по городу. Не должны машины, которые двигаются мимо Иркутска, проезжать по центру города. Правильнее ехать через окраины. И самим водителям удобнее, и горожанам.

Новые подходы используем и в жилищном строительстве. Работаем с застройщиками, внедряем современные проекты, в которых из дворовой территории исключены автомобили. По так называемому принципу «закрытый двор» уже началось строительство больших жилых комплексов. Человек, который выходит из подъезда, попадает в закрытый двор, там машин нет. Весь транспорт находится за периметром жилого комплекса. Подъезд есть только для пожарной машины. Родители могут спокойно отпускать детей гулять во двор, не опасаясь, что там будут ездить машины.

Городская среда

– Какие изменения – начало глобальных перемен, отражённых в генплане, – горожане могут увидеть уже сейчас?

– Многие обратили внимание, что по проекту «Формирование комфортной городской среды» в городе появилось много новых скверов. Среди них – на островах Юность и Конный, на бульваре Постышева, площади Конституции, сквер Вампилова. На нынешний год запланировано благоустройство территории сада Томсона, лестницы у сквера «Россия» в Ново-Ленино, Лисихинского парка, площади в Академгороде и других важных для горожан мест.

Когда рядом с домом появляется уютный уголок, у людей не возникает желание ехать в центр города, чтобы отдохнуть. Это один из важных этапов на пути к тому, чтобы люди комфортно почувствовали себя в своём микрорайоне. Горожанин не должен везти ребёнка в школу в центр, лучше, если ребёнок пойдёт учиться в новую школу у себя в микрорайоне. Ведь человек не любит ездить, это лишняя потеря времени. Если сейчас мы посмотрим, сколько людей собирается в выходные в том же Вампиловском сквере или сквере «Россия», увидим, насколько они востребованны и любимы.

Школы и детские сады

– Раз уж заговорили про школы, расскажите, какие учебные и дошкольные учреждения сейчас строятся в Иркутске?

– Как вы уже знаете, в прошлом году в Иркутске введена школа в микрорайоне «Эволюция» – самая большая в регионе. В нынешнем году откроется школа № 19, строители завершают возведение здания, продолжают отделку помещений. В скором времени начнётся монтаж оборудования.

В школе будет располагаться полноценный планетарий, оснащённый самым современным оборудованием, такого нет в школах региона. Создание школьного планетария актуально, поскольку в программу вернули предмет «Астрономия». Планетарий будет работать для всех школьников Иркутска и ближайших городов.

В нынешнем году началось строительство школы на 600 учеников в микрорайоне Лесной. Его жители ждут эту школу. Кроме того, начали строить блок начальных классов на 500 мест на территории гимназии № 25 в Солнечном.

Идёт активное строительство детских садов. В сентябре открываем садик на Байкальской, который сможет принять 110 детей. На станции Батарейная начнёт работать детский сад на 110 мест, люди очень просили его построить. До конца года откроется ещё три садика: в 20-м Советском переулке в Ново-Ленино – на 350 мест, на улице Касаткина в районе плотины ГЭС – на 110 мест, на улице Академика Бурденко в Октябрьском районе – на 110 мест. Ещё один большой садик появится на улице Сосновой, его смогут посещать 350 малышей.

Кроме того, на стадии приёмки после капитального ремонта находится детсад № 119 на улице Флюкова. Из старого здания 1940-х годов постройки получился современный садик с благоустройством – теневыми навесами, малыми архитектурными формами. В нынешнем году отремонтировали также детский сад № 77.

Приступаем к большим капитальным ремонтам учебных заведений. Обновление ждёт школу № 8 на улице Баррикад. Завершение работ запланировано на следующий год. Комплексный капитальный ремонт с заменой фасада и всех инженерных систем пройдёт в школе № 9 на улице Уткина. Дети распределены по другим учебным заведениям, школа будет закрыта на год.

В начале года депутаты приняли программу комплексного развития социальной инфраструктуры Иркутска. Была проведена большая научная работа, рассчитана потребность в дошкольных, школьных, спортивных объектах, учреждениях дополнительного образования. Исследователи проработали каждый уголок города, зафиксировали все радиусы потребности. Максимальное расстояние от дома до школы не должно превышать 500 метров, от дома до садика – 300 метров. Те объекты, которые мы начинаем строить, полностью соответствуют этой программе.

– На какой срок рассчитана программа?

– Программа комплексного развития будет действовать до 2025 года. Мы предлагаем продлить её до 2030 года. Всё-таки Иркутск – областной центр. В детские сады и школы к нам детей возят жители ближайших городов и посёлков. Мы также учитываем прирост населения. Основные объекты из запланированного рассчитываем построить до 2025 года.

– Проект школы в «Эволюции» вошёл в перечень лучших практик, его включили в федеральный реестр типовых проектов. Школа № 19 построена по этому проекту. Его ещё планируется использовать в городе?

– Да, конечно. По этому же проекту будет построена школа на улице Багратиона в Свердловском округе. Документация по ней сейчас находится на экспертизе. Строительство планируем начать в следующем году.

Спорткомплексы

– Есть удачные проекты физкультурно-оздоровительных комплексов, которые также планируется использовать для строительства в городе?

– В конце года планируем открывать ФОК на бульваре Рябикова. Это современный комплекс с бассейном, тренировочными залами и трибунами. На мой взгляд, удачный проект, который мы планируем использовать на других площадках.

Прорабатываем возможность строительства такого же комплекса с бассейном в микрорайоне Зелёный. Там находится военный городок, рядом большая школа, большой спорткомплекс там нужен.

Мы добиваемся того, чтобы в каждом районе был свой физкультурно-оздоровительный комплекс. Чтобы, как мы с вами уже говорили, людям не нужно было ехать в центр, дабы потренироваться. В Свердловском районе есть спорткомплексы в микрорайоне Юбилейный и на Синюшиной горе. Разрабатывается проект строительства ФОКа в 20-м Советском переулке в Ново-Ленино. На нынешний год запланировано начало строительства. До конца года также рассчитываем начать проектирование ФОКа в Радищева.

– Какие виды спорта планируют развивать городские власти?

– У нас в планах – развитие хоккея с шайбой. Хоккей с мячом у нас и так развит, даже проходили чемпионаты мира. Мы советовались с тренерами и родителями и выяснили, что хоккей с шайбой горожанам интересен. Кроме того, будем развивать другие олимпийские виды спорта – шорт-трек, фигурное катание, возможно, будет кёрлинг.

В пади Долгая, между Университетским и Первомайским, в нынешнем году планируем начать строительство тренировочного корта. Это будет современный закрытый каток с раздевалками, душевыми. На муниципальном корте дети круглый год смогут заниматься хоккеем с шайбой, фигурным катанием.

На улице Ленской за школой-интернатом № 1 сформирован участок, там будем строить ледовую арену с тренажёрным залом и кафе. В нынешнем году начинаем проектирование этого объекта. 30 на 60 метров – стандартная большая хоккейная коробка для хоккея с шайбой у нас должна получиться. Кроме хоккеистов там смогут тренироваться фигуристы и шорт-трекисты.

– Во многих дворах поставили корты. Их не забросили? Горожане приходят заниматься?

– Корты пользуются большой популярностью. Сейчас идёт чемпионат мира по футболу, все корты заполнены спортсменами-любителями. Во время чемпионата по хоккею был большой всплеск интереса к хоккею. Кстати, зимой ни один корт не остаётся безо льда. Физкультурой и спортом сейчас заниматься модно.

Но не надо дворовые корты смешивать со спортивными комплексами. Во дворе любой ребёнок или взрослый может побегать, грубо говоря, мяч попинать. Если мы говорим про ФОК, туда люди ходят с какой-то целью. Либо хотят улучшить здоровье, тренировки носят систематичный характер, либо стремятся к спортивным достижениям.

Парковки

– Мы только стремимся уйти от чрезмерной массовости в центре города. Но сейчас центр перегружен транспортом. Недавно появилась новость о том, что будет обустроена парковка рядом с торговым центром «Карамель». Её планируется сделать бесплатной, или она будет работать за деньги?

– Действительно, участок рядом с «Карамелью» подходит для организации крупной перехватывающей парковки. Больше в центре города таких площадок нет. Механизмы, как мы будем реализовывать проект, определены. Планируем использовать ту же технологию, что в программе развития застроенных территорий. Кстати, чтобы организовать парковку, потребуется расселить старые дома.

Мы понимаем, что люди не хотят платить деньги. Поэтому, вероятнее всего, будет использована схема, когда на какой-то период (допустим, на 3-4 часа) машину можно будет поставить бесплатно, а по истечении этого времени начисляется определённая плата. Подход, который принят на подземных парковках торговых центров, считаю вполне приемлемым в данном случае.

– Можно немного поподробнее о том, на каких условиях участок будет передан под парковку.

– Если мы возьмём механизм развития застроенных территорий, там есть несколько условий. В частности, в границах участка все дома должны быть признаны аварийными и подлежащими сносу. Как раз такие дома стоят рядом с торговым центром. Далее идёт процедура торгов. По их результатам определяется победитель. Стоимость заключения контракта и расселения домов компенсируется ценой участка, который приобретает инвестор.

– Если инвестору предлагаются права на участок под парковку, которая будет преимущественно бесплатной, насколько интересен этот объект предпринимателям?

– Ценность этого объекта ведь не только в деньгах. Условно говоря, чем больше парковка рядом с торговым центром, тем больше людей сможет побывать в этом торговом центре.

Развязки

– В городе активно идёт реконструкция развязок, которые раньше собирали большие пробки. Какие ещё узкие места планируется расшить в нынешнем году?

– Действительно, в прошлом году мы завершили реконструкцию Покровской развязки, которая требовала больших вложений и усилий. Намного комфортнее стало движение через Старокузьмихинскую развязку после её обновления. В нынешнем году идёт второй этап реконструкции на Маратовском кольце. Там мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, стало меньше пробок. Во-вторых, в этом месте происходит меньше аварий. Если раньше начинающие водители впадали в панику при упоминании Маратовской развязки, то теперь по кольцу можно проезжать без какого-либо волнения. Кроме того, улучшилась культура вождения. Каждый водитель едет по своей полосе, движение не замедляется из-за того, что кому-то нужно перестроиться, встать в соседний ряд.

Сейчас идёт второй этап реконструкции Маратовской развязки. В чём он заключается? Расширяется дорожное полотно, увеличивается количество полос. Если раньше водители вынуждены были проезжать «петлю», то теперь движутся по прямой без остановок. Это тоже влияет на пропускную способность развязки.

Началось строительство развязки в районе жилого комплекса «Союз». Там сейчас образуются пробки. Водители, которые едут в Первомайский и Университетский, движутся по центральной полосе. По крайней полосе люди либо едут обратно, либо поворачивают в сторону Академгородка. Сейчас эта полоса перестроения слишком мала для существующего потока. Планируется расширить крайнюю полосу и перенести разворот на кольцо, дальше в сторону Университетского. Отдельная полоса будет выделена для перестроения. Если сейчас люди ждут светофор, то теперь они будут свободно выезжать по выделенной полосе. И будет достаточно места, чтобы перестроиться в правый ряд и уйти на Академгородок.

Я перечислил наиболее крупные проекты. На ремонтах дорог не буду останавливаться. Вы сами видите, как много участков обновляется. Это и жители отмечают: дороги в городе становятся лучше. Прогресс есть.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер