издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первый шаг – шаг в театр

«Охлопковцы» запустили спектакли для малышей

Иркутский драмтеатр приготовил сюрприз для самых маленьких иркутян: в День театра, 27 марта, состоялась премьера в бэби-театре, который принял в гости зрителей в возрасте до трёх лет. Представление состоялось на Четвёртой, учебной сцене, где созданы для этого все удобства. «Дирижирует» новаторским процессом режиссёр, заслуженный артист России Евгений Солонинкин. Ему и слово.

– Евгений Петрович, чем вызвана инициатива создания театра для самой маленькой аудитории?

– Я полагаю, перспективами театрального прогресса в целом. Бэби-театры давно стали реальностью в Европе. Уже не первый год это новое художественное явление уверенно завоёвывает и российские города, прежде всего, конечно, столичные. Театры для самых маленьких стали привычным делом на самых серьёзных академических площадках: в Центре Мейерхольда, в театре Вахтангова, в театре Маяковского. В провинции тоже пробы есть, и успешные.

Не резон оставаться в стороне и нашему театру, тем более что у нас и условия для этого прекрасные. Мы легко можем выделить для спектаклей бэби-формата нашу учебную сцену – камерное помещение, где будет комфортно мамочкам с детками. Женщины, находясь дома до трёхлетнего возраста своих малышей, засиживаются, устают от однообразия, им тоже хочется сменить обстановку, поднять общение с ребёнком на новый творческий уровень. И правильно, что такую возможность предоставит бэби-театр. Не нужно ждать, пока малыш подрастёт. Пусть прямо первые шаги ребёнка станут шагами навстречу искусству. Первый шаг – шаг в театр! Ну разве это не здорово?

– Но скептические мнения всё-таки есть. Некоторые эксперты уверяют, что дети самой младшей возрастной категории ещё не в силах воспринимать такие представления.

– Это от недоверия к способностям ребёнка, которые часто недооцениваются. Посмотрите, как рано и быстро сегодняшние малыши осваивают гаджеты. Неужели живые и красочные театральные впечатления им менее доступны, а главное, менее драгоценны для формирующегося сознания? Если малыш на самом начальном этапе соприкоснётся с миром театра – миром фантазии, миром доброго волшебства, это станет замечательным стимулом для развития восприятия, воображения, познавательных навыков. Практика музыкальных концертов для будущих мамочек давно стала обычным делом. Никто не спорит, что внутриутробное приобщение к гармонии оказывает благотворное влияние на ещё не родившегося человека. Все филармонии имеют такие абонементы. Так и театральные впечатления, на мой взгляд, не могут быть преждевременными.

– Специфика аудитории диктует и специфику театра, специфику сценического действа.

– Разумеется. Начиная с того, что в нашем бэби-театре нет сцены. Вместо неё – площадка, где зрители и актёры объединены общим креативным пространством. Дети сидят в креслах-подушках, в какие-то моменты включаются в действие, в другие – остаются пассивными созерцателями. Они могут свободно менять положение, перемещаться по залу, выражать свои эмоции. Наши представления направлены на три базовых канала восприятия ребёнка: зрение, слух и тактильное познание. Видеть, слышать и ощущать – это доступно уже младенцу, и на этом мы построили свои спектакли.

В первом из них, премьера которого уже с успехом сыграна, мы рассказали и показали малышам, как просыпается солнце и рождается день, что происходит в природе. В этой интермедии является Солнышко, начинается всеобщее пробуждение, раскрываются цветы на поляне, прилетают пчёлы собирать нектар. Идёт дождь, вылезают грибы. Дети их собирают вместе с мамами. Приходят лесные герои: мишка косолапый – охотник за мёдом, птицы, вьющие гнездо. Есть на что полюбоваться, есть что понаблюдать в развитии, что потрогать, переместить с места на место. В финале порхают бабочки, детишки тоже «обретают крылья», представляют себя такими же бабочками. Потом Солнышко «закатывается», день заканчивается, всё готовится ко сну. В другом нашем спектакле действие будет происходить «у бабушки в огороде». Участникам предстоит познакомиться с чудесами на грядках, смастерить пугало для вороны.

Поскольку очень маленькие дети не могут ещё следить за сюжетом, постановки складываются из образных фрагментов по принципу калейдоскопа. Умеренный интерактив разбавляет эпизоды покоя и внимания. Всё представление занимает не больше получаса. В заключение фотограф делает памятные снимки, которые появятся в Сети. Примерно такой формат. Но, подчёркиваю, это не анимация, не развлекание детей затейниками. Это всё-таки театр, образное представление о реальных вещах, игра с подключением фантазии.

– Такой театр, наверное, сложнее обычного?

– И мы даже ещё не догадываемся, насколько. Думаю, практика готовит нам много неожиданностей и открытий. Ответственность огромная. Предстоит пристально и тонко изучать реакцию зала, быть готовыми на какие-то вещи реагировать молниеносно. Конечно, тут не обойдёшься без импровизации. Да и сам репетиционный процесс кардинально отличается от привычного. Без маленьких помощников его невозможно представить. Мы привлекаем детей из «экспериментальной группы» – своих собственных и наших друзей.

– Сколько детей вы усаживаете в зрительские подушки одновременно?

– Максимум двадцать для начала. Если потребуется, и это количество можно сократить. Дело это новое, маршрут нехоженый. Тут нужны осторожность, гибкость и, конечно, огромная любовь к нашим начинающим театралам-несмышлёнышам. Премьера прошла неплохо. Вся атрибутика, превратившая Четвёртую сцену драмтеатра в сказочный уютный уголок, очень красивая, безопасная и приятная на ощупь. Актёрский состав работал с трепетом и воодушевлением. Надеемся, что мы в начале нового увлекательного этапа истории любви между театром и его поклонниками.

На западе для малышей вовсю играются спектакли познавательные и развивающие полезные навыки, пластические постановки, рисованные спектакли-инсталляции и даже микромюзиклы. На фестивале «Золотая маска» с 2015 года введена специальная программа – «Театр: бэби-версия». Работает инновационный национальный проект «Бэби Лаб» в «Институте театра» – образовательном продукте «Золотой маски». Его руководитель Екатерина Гаева убеждена, что «архетип зрителя рождается вместе с ребёнком», поэтому дети принимают условия театральности легко и непринуждённо.

Не за горами время, когда волшебная «детская комната» станет обязательной в каждом театральном дворце. В Иркутской драме она уже открылась. Охлопковский бэби-театр сделал свой первый шаг.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector