издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всё началось с обозных мастерских

В Иркутске представили уникальные экспонаты музея завода имени Куйбышева

Огромное красное знамя – пожалуй, самый яркий и впечатляющий экспонат на новой выставке Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова. Ему не менее восьми десятков лет, а смотрится оно как новое. Летом 1945 года переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата тяжёлого машиностроения навсегда получило прописку в Иркутске – на заводе имени Куйбышева. В годы войны заводу пять раз передавали это знамя. Когда Великая Отечественная была окончена, знамя осталось у «куйбышевцев» на вечное хранение. Оно не исчезло с реорганизацией завода, пережило девяностые годы и двухтысячные. За ним – живые судьбы людей. Сотни фотографий, экспонаты, уникальные свидетельства жизни завода – всё это можно увидеть на выставке, организованной Музеем истории города Иркутска совместно с ИЗТМ к 113-летию со дня основания завода.

Мой дедушка пришёл на завод в войну. Он был подростком, только окончил ремесленное училище и сразу попал за токарный станок. Роста не хватало, работал на специальной подставке. Часто после смены спал тут же, в стружках, чтобы не бегать домой: утром, если опоздаешь, не получишь свой кусок хлеба… Его судьба – это обычная судьба военных подростков-«куйбышевцев». Дед никогда не хвалился, мало рассказывал про войну. Лишь много лет спустя после его ухода из жизни в оцифрованных архивах многотиражки «Металлист» мы прочитали, что фамилия деда бывала на заводской доске почёта. Потому, когда я услышала про выставку ИЗТМ в Музее истории Иркутска, в голове сразу же зазвучало: «Это про деда, про его завод». Я думаю, что тысячи жителей нашего города, узнав о выставке, подумают так же. У кого-то на заводе работал отец, у кого-то дед, бабушка, мама…

– Люди услышали о выставке задолго до её официального открытия, приходили, внимательно смотрели и даже критиковали что-то, – рассказывают сотрудники Музея истории Иркутска. – Знаете, где они замирали? Где они чаще всего останавливались и начинали вспоминать, улыбаться? Там, где мы разместили портреты известных заводчан. И вот тут начиналось: «Я у него работал!», «Я помню этого человека!», «Мы вместе в цехе с ним 10 лет!». Конечно, экспонаты – это важно, но живые люди, их судьбы всегда волнуют больше. Кстати, часть выставки – это портреты знаменитых людей, связанных с историей Иркутска, с историей завода. Например, для многих было открытием, что защитник Байкала учёный Григорий Галазий был эвакуирован в Иркутск вместе с Новокраматорским заводом, учился на биофаке ИГУ и работал на заводе имени Куйбышева.

«А бидончик где?»

Идея выставки родилась в Музее истории Иркутска. Инициатором был его директор Сергей Дубровин, который сам начинал свой путь на ИЗТМ. Уже пять лет музей проводит для школьников встречи с руководителями иркутских предприятий, делает тематические выставки. С момента основания завода имени Куйбышева прошло 113 лет, и потому возникла идея большой юбилейной выставки. Сейчас встречи со школьниками из-за коронавируса невозможны, но в музее надеются, что скоро всё вернётся на круги своя и дети смогут пообщаться с людьми, которые возглавляют ИЗТМ сейчас. Сегодня на заводе работает около 500 человек. А в 1907 году всё начиналось с обозных мастерских для нужд армии, которые стояли на окраине Иркутска. В начале 1920-х годов завод работал на нужды сельского хозяйства, а в 1929-м было принято решение сделать Иркутск центром золотоносной промышленности, и «Золототрест» из Москвы был переведён в наш город. Завод стал основой золотодобывающего машиностроения. На базе механических мастерских в 1929 году началось строительство завода тяжёлого машиностроения имени В.В. Куйбышева, а в 1930 году ИЗТМ приступил к работе над первой 150-литровой драгой. В 1931 году был запущен процесс металлургического производства, и в газете «Восточно-Сибирская правда» появился заголовок: «Сибирь получила свою тяжёлую промышленность».

На выставке – масса уникального материала. Фотографии, плакаты, план Иркутска тех лет, когда строился завод. Строители ехали в Иркутск со всей страны. Очень интересно увидеть, с какими вещами они приезжали, их быт. «С большим трудом нашли телогрейку именно того времени, – смеются в музее. – Известный иркутянин Илья Самуилович Черняк принёс свою». Нашлись даже книги, которые были в общежитиях строителей: труды Ленина, Сталина, томики любимого поэта Эдуарда Багрицкого. На заводе было своё отделение ОСОАВИАХИМа, в котором учили лётчиков, парашютистов. У молодёжи считалось почётным быть членом ОСОАВИАХИМа, девчонки выбирали парней-«значкистов». Парни – да и девушки – считали за честь сдать нормы ГТО, иметь значок ворошиловского стрелка.

В 1940 году завод уже производил металлургическое оборудование: для домен, мартенов, прокатных станов. Фактически вся металлургическая и горнодобывающая промышленность строилась тогда двумя предприятиями – Уралмашем и ИЗТМ. В войну в Иркутск были эвакуированы Старокраматорский машиностроительный завод имени С. Орджоникидзе и Новокраматорский завод. ИЗТМ начал выпускать военную продукцию.

– Обратите внимание вот на эту фигуру солдата: всё, что есть на нём, сделано в Иркутске, – рассказывают сотрудники музея. – Иркутские швейные фабрики шили гимнастёрки, плащ-палатки, нижнее белье выпускалось на нашей трикотажной фабрике, сапоги – на кожевенном заводе. В Иркутске были сформированы три дивизии, и они уходили на фронт во всём нашем обмундировании – вплоть до ремней портупеи. А завод имени Куйбышева выпускал миномёты и мины. Посмотрите на эту болванку. Это заготовка для мины, найденная на территории завода. Миномётную болванку отливали в металлургическом цехе, потом токари на станках обрабатывали её. Затем шёл этап испытаний – болванку наполняли взрывчатым веществом. Испытывали из всей партии несколько штук, если миномёт хорошо отстреливался, партию отправляли на фронт.

В 1943 году зимой в Иркутске был такой сильный мороз, что весь транспорт встал, а надо было отправлять партию миномётов на фронт. 122-миллиметровые миномёты перевозились на специальных тележках, колёса для них пришли по железной дороге. Оказалось, что завод из-за морозов срывает поставку, а это каралось вплоть до расстрела. И тогда секретарь комитета комсомола завода встретил заводчан на проходной после 12-часовой смены и сказал: «Комсомольцев прошу остаться». Комсомольцы выстроились в линию по льду Ангары от завода Куйбышева до железнодорожного вокзала, по рукам передавали колёса на завод, здесь их собирали и сдавали военной приёмке. Миномёты отправлялись сразу на фронт. Комсомольцы передавали колёса всю ночь, а утром была новая смена, и они пошли к станкам.

В пятидесятых годах ИЗТМ стал поддерживать промышленность не только СССР, но и Индии, Пакистана, Бирмы, Югославии. Завод поставлял оборудование в 13 стран. ИЗТМ был не только промышленным центром. Это был центр общения, люди связывали с ним свою жизнь.

Дом культуры имени Куйбышева работал не только на заводчан, но и на весь Куйбышевский район. Здесь были свой театр, свой великолепный музей, своя огромная, шикарная библиотека, большой зал, где выступали ведущие артисты и театры страны, гастролировавшие в Иркутске. Завод обладал отличной спортивной базой. Были собственные футбольные и хоккейные команды. Каждый год проводилась городская эстафета газеты «Металлист». На заводе были свои инженерные и научные кадры, защищались кандидаты, доктора наук. На строительстве Иркутской ГЭС без завода имени Куйбышева не обошлось. Очень много материалов для ГЭС выпускалось на самом заводе. Лучшие специалисты завода имени Куйбышева ушли работать на ГЭС – сначала на стройку, потом на станцию. А кто-то поехал дальше вместе с Бочкиным строить Красноярскую ГЭС, кто-то – Братскую ГЭС. ЛЭП-500 тянули в том числе и ребята-комсомольцы с завода имени Куйбышева. На выставке очень много фотографий жизни завода 1950–1980-х годов.

Самый любимый у посетителей уголок выставки – это инсталляция советской квартиры. Людям хочется поближе рассмотреть и авоськи, и чайники, и бидончики, и кружки. Всё родное, сохранившееся с советских времён. Люди сами исправляли что-то в композиции: «А у вас тут бидон только маленький, почему нет такого, с которым мы за пивом ходили?» Одна женщина сказала, что у неё дома всё было именно так, но не хватает чайного гриба. Принесли чайный гриб, поставили на стол. Тут есть всё, чтобы вспомнить советскую квартиру: чаи, выпускавшиеся на иркутской чаеразвеске, детские бутылочки, большие бутылки под молоко, старенькие табуретки, холодильник-пенсионер.

«Вера, берись!»

Часть экспонатов выставки – из музея ИЗТМ, часть – из Музея истории города Иркутска. Много лет директором музея завода, а сейчас директором на общественных началах является Вера Михайловна Фомина, дочка знаменитого иркутского сыщика Михаила Фомина. Когда встречаешься с ней, кажется, что в Вере Михайловне энергии на десять человек. «Как я стала директором? Да просто, – смеётся она. – В 2004 году на заводе происходили изменения, а я работала в финансовом отделе. Меня спросили: «Вера Михайловна, а не будете ли вы любезны заняться музеем, так как скоро столетие завода?» Ну я и согласилась. Музей у нас был замечательный. Было такое правило: как приходишь на завод, тебя ведут в музей. До меня были прекрасные директора – Хава Наумовна Геллер, тётя космонавта Волынова. Хорошим директором была Лидия Сократовна Охотина, конструктор». Музей располагался в Доме культуры имени Куйбышева. Но в 1990-х годах завод был вынужден передать Дом культуры городу, и музей пришлось свернуть.

– Наш Марк Петрович Глухов (председатель совета директоров ОАО «ПО ИЗТМ». – Авт.) сказал: «Вера, берись, будешь директором музея». А я спрашиваю: «А где сейчас музей-то?», – рассказывает Вера Фомина. – Оказывается, его увезли в заводское бомбоубежище на Щаповскую гору. И там все экспонаты лежали не менее 12–15 лет. Сами понимаете: и вода, и мыши, и крысы. Многое потерялось. То, что удалось сохранить, я три года чистила, описывала. У меня девяносто с лишним папочек, в которых сохранены различные документы о заводе. Всего насчитывается 10 тысяч плоскостных материалов. Грамоты, приказы, информация о том, как заводчане работали во время Великой Отечественной. Мы просили бывших заводчан поделиться воспоминаниями, записывали их. Часто в музей приходили родственники тех, кто работал на заводе. Были очень интересные случаи. Одна женщина не могла найти своих родственников, а когда пришла в музей, Хава Наумовна Геллер нашла и адрес, и все нужные сведения. Хава Наумовна составила список заводчан, которые погибли на фронте. Сейчас, когда сделали новый мемориал, решили проверить, нет ли опечаток, описок, может быть, кого-то забыли. Нет, Хава Наумовна отработала очень хорошо – список был скрупулёзным».

«Начинается всё с человека, с его мышления, с его рук, с его охоты работать и творить, – говорит председатель совета ветеранов ИЗТМ Антонина Дроняева. – Когда я в 1966 году пришла на завод, он ошеломил своими возможностями, объёмами, людьми. Жизнь кипела. Она везде тогда кипела – на лучших предприятиях города, страны. Устроиться на завод – это было престижно, попасть туда просто так нельзя было. Люди помнят завод, любят его. Я часто общаюсь с пенсионерами, и они говорят: «Сегодня проходила мимо завода, и прямо сердце заболело». Там, на заводе, прошла их жизнь, их молодость, они ходили на завод и ради работы, и ради общения».

«Я всегда знал, что за моей спиной завод»

«Наша песня, родная», – говорили заводчане, когда на открытии выставки зазвучала песня «Когда весна придёт, не знаю…» из кинофильма «Весна на Заречной улице». У каждого с этой песней связано что-то близкое, родное. Пусть даже человек не жил в то время, но память о том, как любили этот фильм, эту песню мама или отец, дедушка, бабушка, – она остаётся. И каким-то образом передаёется молодым.

«В этом году состоялось событие, которого мы давно ждали: впервые в современной российской истории Иркутск получил звание «Город трудовой доблести», – сказал на открытии выставки заместитель мэра Иркутска Виталий Барышников. – Да, у нас были и другие награды. Но это звание, на мой взгляд, самое важное. Не только потому, что оно самое молодое, не только потому, что нам его присвоили в числе первых 20 городов России. Мои учителя всегда мне говорили: «История всегда конкретна, она не может быть абстрактной». Звание города трудовой доблести присвоено Иркутску не за абстрактный труд сотен тысяч иркутян, а за конкретный труд конкретных трудовых коллективов, династий предприятий. И в числе первых, кто заслужил это звание, – завод имени Куйбышева. Именно это предприятие во многом создало славу трудового Иркутска».

«Очень радостно, что красивейший городской музей принимает экспозицию нашего завода, – сказал председатель Совета директоров ИЗТМ Ян Глухов. – Я хочу поблагодарить за внимание к нашему труду, к тому, что мы делаем, всех работников музея, лично его руководителя Сергея Дубровина, подвижническая инициатива и энергия которого привели к тому, что эта выставка вообще состоялась. Это родилось не внутри завода, а в голове заводчанина, человека, который частично связал свою судьбу с заводом, не забыл этого, и в этом есть определённая магия того места и места, где он работает, и магия истории, которая есть за заводом».

«Сколько бы лет и где бы я ни работал, мой производственный опыт начинался на заводе имени Куйбышева, – сказал директор Музея истории Иркутска Сергей Дубровин. – В самые сложные моменты моей жизни я всегда знал, что у меня за спиной стоит большой коллектив, который обязательно меня поддержит».

На торжественном открытии выставки был подписан акт о передаче Музею истории города Иркутска нескольких экспонатов из музея ИЗТМ. Сотрудники музея говорят, что выставка будет постоянно пополняться, ведь в музей приходят люди, рассказывают о своих родных, и это позволяет находить всё новые и новые факты о легендарном заводе.

Совместный проект «ВСП» и Думы г. Иркутска

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры