издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мыс Фиолент – «Божья страна»

  • Автор: Алёна КАБУНОВА, искусствовед, для «Восточно-Сибирской правды»

Среди художников лирического пейзажа второй половины ХIХ века творчество живописца Ивана Ивановича Ендогурова занимает особое место. Этот талантливый автор тонких и чарующих пейзажей прожил короткую жизнь – всего 37 лет, но успел создать запоминающиеся по своей выразительности образы русской природы. И в настоящее время картины Ендогурова, хранящиеся во многих музеях нашей страны, продолжают интересовать зрителя глубиной проникновения в мир природы и той особой нежностью, струящейся из души художника, которая одухотворяла его картины.

Одна из картин Ендогурова – «Георгиевский монастырь в Крыму (Мыс Фиолент)» – была приобретена В. П. Сукачёвым и украшала его картинную  галерею.

Иван Иванович Ендогуров родился 23 октября 1861 г. в Кронштадте. Его отец Иван Андреевич Ендогуров был контр-адмиралом. Когда будущему художнику не было и 10 лет, семья потеряла отца и дети остались на руках матери. Ещё с гимназических лет у двух её сыновей обнаружились художественные наклонности, определившие позднее выбор их специальности: Иван стал пейзажистом, Сергей – пейзажистом-акварелистом.

Обучаясь на юридическом факультете Петербургского университета, Ендогуров одновременно занимался под руководством пейзажиста Е. Волкова живописью. Вскоре он окончательно осознал своё призвание стать художником, оставил юридические науки и всецело посвятил себя искусству.

В 1884 году Ендогуров поступил в Академию художеств вольнослушателем на отделение живописи. К тому времени он уже вполне сформировавшийся живописец, о чём свидетельствуют его произведения, представленные на академической выставке 1885 года. После этой выставки Ендогуров покидает академию и начинает работать совершенно самостоятельно.

Краткий расцвет его творчества  падает на начало 1990-х годов.

В 1895 году происходит важное событие в его жизни – Иван Ендогуров избирается членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его национальные пейзажи, проникнутые пламенной любовью к России,  нашли понимание во взглядах и убеждениях пейзажистов Товарищества.

В молодом возрасте у Ендогурова обнаружились признаки туберкулёза лёгких. Прогрессирующее заболевание заставило художника в 1888 году переехать в Крым, где он создаёт ряд крымских пейзажей. О дальнейшей жизни мастера не сохранилось никаких документальных данных, и только названия выставляемых им картин указывают на места и страны, в которых он проживал согласно указаниям врачей, совершая частые переезды.

Так, в 1890 году его картины, появившиеся на академической выставке, свидетельствуют о его пребывании в норвежских фиордах, в 1892-1893 годах они повествуют о природе острова Корсика, в 1894 году художник выставляет мюнхенские виды. В 1896 году работает в Крыму и на Украине. 17 мая 1898 года тридцатисемилетний Иван Ендогуров умирает на острове Капри.

Талант живописца был признан уже в самом начале его художественной деятельности. Так, один из критиков после смерти художника писал: «Его живопись, мягкая и гармоничная, отличалась необыкновенно интимным характером».

Пейзажи Ивана Ендогурова разнообразны по мотивам. Помимо русских ландшафтов художник писал сдержанную природу Норвегии, выступил романтическим певцом бурь острова Корсика. У него, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется большой интерес к передаче изменчивых состояний природы. Живописец любил раннюю весну и раннюю осень, обыденную природу севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем.

В годы, проведённые в Крыму (1888, 1895-1896), Ендогуров создал целый ряд пейзажей, из которых известны немногие: «Весна в Крыму», два крымских осенних пейзажа и «Георгиевский монастырь в Крыму (Мыс Фиолент)», хранящийся в Иркутском художественном музее.

На своей картине живописец изобразил одно из самых красивых мест Крымского полуострова – мыс Фиолент, расположенный недалеко от Севастополя. По одной из версий происхождения этого названия, Фиолент – это греческое выражение «Божья страна».

С Фиолентом было связано множество историй и легенд, придающих этому месту особую таинственность. По преданию, именно на мысе Фиолент ступил на крымскую землю апостол Андрей Первозванный, прибывший сюда для проповеди Евангелия. Мыс Фиолент также называли мысом Святого Георгия, так как, по легенде, святой Георгий явился терпящим бедствие греческим морякам на скалах возле мыса, и выжившие моряки основали на скалах восточнее мыса Свято-Георгиевский монастырь.

Исследователь XIX века М. Протопопов в книге «Георгиевский монастырь в Крыму» писал: «Высоко в скате горы, как бы на карнизе над пропастью, повис монастырь. Вид чарующий, величественный… Добавьте к сказанному рождённое в древности предание, что в этом месте на мысе Фиолент находился храм, где спасённая богиней Артемидой Ифигения совершала жертвоприношения. Станет понятно, почему молодой А. С. Пушкин, посетивший Крым в 1820 году, в числе других достопримечательностей пожелал посетить и Георгиевский монастырь».

Вероятно, и Иван Ендогуров знал о древней истории места, запечатлённого на его полотне.

Картина рождает ощущение необъятного пространства, которое выступающий  тёмным массивом мыс Фиолент делит на небесный простор и водную ширь. Открывающийся зрителю бескрайний простор уводит взгляд далеко вглубь, к линии горизонта, придавая картине панорамное звучание. Состояние безмятежности наступающего вечера выражено без резких светотеневых контрастов, что соответствует моменту освещения и времени года.

Красота южного моря передана живописцем во всём многообразии его цветовых оттенков. Богатые переливы голубого, жемчужно-серебристого и изумрудного цветов рождают ощущение подвижности и изменчивости морской стихии. Живая гладь воды, лёгкие розово-перламутровые облака в высоком небе, чайки, мелькнувшие белыми силуэтами на фоне тёмного мыса, и корабль, который совсем скоро исчезнет в морской дали, – всё это создаёт цельный образ одного из самых романтичных уголков Крыма.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры