издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Призвание апостолов»

Загадка картины основоположника французского классицизма

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, научный сотрудник художественного музея, для «Восточно-Сибирской правды»

Каждая картина, подобно человеку, имеет собственную судьбу. Иногда эта судьба представляет собой долгую и тихую жизнь. Но на долю некоторых произведений искусства выпадает нелёгкий путь скитаний сквозь завесу тайн и сомнений. Иркутский областной художественный музей обладает одной из картин с непростой историей – полотном Никола Пуссена «Призвание апостолов».

Когда оно было создано и каким образом попало в Иркутск, доподлинно неизвестно. История полотна начинается с семейства купцов Трапезниковых. Картина «Призвание апостолов» кисти известного французского художника XVII века Н. Пуссена была преподнесена в качестве свадебного подарка Платону Петровичу Сукачёву и Аграфене Никаноровне, урождённой Трапезниковой, новобрачным, будущим родителям Владимира Сукачёва. Разумеется, работа французского мастера занимала почётное место в коллекции Владимира Платоновича.

Одна из легенд гласит, что в 1920 году чехословаки в свою бытность в Иркутске жили в усадьбе Сукачёва и при эвакуации пытались скрытно увезти одну из ценнейших картин – «Призвание апостолов» Пуссена. Но уже наступившее в их рядах разложение помешало осуществить этот замысел: один из чехов заявил о краже в местные органы власти. Чешский воинский эшелон уже был готов к отправке, когда представители ВЧК явились с розыском картины. Осмотр всего эшелона не дал желаемых результатов, и только на обратном пути одна из теплушек у опытных чекистов вызвала подозрение. Необычное веселье шло в этом вагоне. Посередине стоял большой, наскоро сколоченный стол, покрытый белыми простынями и уставленный бутылками вина, закусками и стаканами с горячим чаем. Вторичный осмотр всех углов и нар теплушки подходил к концу, как вдруг, случайно опершись рукой о стол, один из сотрудников ВЧК почувствовал упругую поверхность и, откинув скатерть, показал всем картину…

В память о тех событиях полотно хранит след от кружки с горячим чаем, заметный даже после реставрации. После неудавшегося похищения работа поступила в художественный музей вместе с остальной коллекцией галереи В.П. Сукачёва.

Далеко не проста и судьба самого автора, который впоследствии станет основоположником стиля классицизм во Франции. Культурные круги европейского общества XVII века знали и глубоко почитали Пуссена. В отзывах об этом художнике и в отношении к нему современников ощущается оттенок подлинного уважения, которое могут внушить лишь люди, обладающие особой моральной чистотой.

Первые годы жизни художника освещены скупо. На севере Франции, в Нормандии, в низовьях Сены, в холмистой, живописной местности расположены два городка – Большой и Малый Андели. Между ними в местечке Вилье 25 января 1594 года родился Никола Пуссен. Вилье представляло собой глухую провинцию.

Самостоятельность художественного мировоззрения Пуссена давала себя знать уже в ранние годы и заставляла его с особенной антипатией относиться ко всему навязываемому извне. Пуссен решил учиться сам и, учитывая своеобразие его индивидуальности, выбрал правильный путь.

Его работа над собой поражает систематичностью и целеустремлённостью. Не случайно его знакомство с математиком Куртуа. Пуссен занимается с ним математикой и перспективой и изучает гравюры Маркантонио Раймонди с произведений Рафаэля и его школы. Стремление к ясности и гармонии, воплощённое в поразительной, подлинно музыкальной ритмичности его зрелых произведений, ведёт к сознанию необходимости чисто математических основ композиции, распределения света и цвета.

Жизнь художника многогранна. Годы нелёгкого покорения Парижа сменяются мирной жизнью в Риме. Обретение почитания и славы не защищает от вынужденного служения французскому двору. Однако Пуссен предпочитал работать в своей мастерской в Риме, где и провёл последние годы жизни.

Похороны художника проходили торжественно и пышно. Весь культурный Рим, множество иностранцев – художников, любителей искусства, писателей, учёных – пришли отдать последний долг великому художнику, на светлой славе которого, даже при жизни, не было ни одного тёмного пятна.

Воспевая патриотизм, стоическую преданность общественному долгу, Пуссен выступил глашатаем идеи гражданского единения, основанного на принципах разумной человечности. При видимой отвлечённости идеалов он чище и глубже других современных ему мастеров передал в искусстве дух своего времени и своего народа.

Во многом за мастера говорят его произведения. Картина «Призвание апостолов», возможно, относится к тому периоду, когда Пуссен создавал цикл работ на библейские темы.

Сюжет картины повествует о призвании апостолов Иакова и Иоанна.  «…Оттуда идя далее, увидел Христос других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеевым, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их…» (Евангелие от Матфея).

Фон с видом города, облаков и скал не отвлекает внимания от главного действа на переднем плане. Композиция многофигурна, но не перегружена. Рационализм – одна из главных характерных особенностей творческого метода Пуссена. Мастер показывает как бы два мира. Те, кто призван Христом для служения вере, выделены общностью взглядов и чистыми, звучными цветами. Остальные персонажи поданы в более сдержанной гамме и изображены за своими повседневными делами. Трактовка светотени и колорит целиком подчинены задаче образного воплощения темы. Соразмерность частей и целого, упорядоченность элементов, гармония и ясность форм делают картину образцом классического искусства.

Несомненно, каждый зритель увидит в творении Пуссена что-то своё. Так и должно быть, потому что одна из главных задач искусства заключается в сохранении общечеловеческих ценностей и передаче знаний и опыта от поколения к поколению. Может быть, со временем картина утратит часть своей загадочности, но её влияние на зрителя останется. И человек, задержавший взгляд на полотне «Призвание апостолов», будет смотреть, размышлять, действовать…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры