издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ощущение вечно прекрасного

  • Записала:  Елена ЩЕКОЛДИНА

В Иркутске с большим успехом прошли концерты Евгения Рыжкова, лауреата первой премии международного конкурса контрабасистов им. С. Кусевицкого, студента Санкт-Петербургской консерватории.

Это не первое выступление Евгения в родном ему городе, и на этот раз он приехал не один – партию фортепиано на его концертах вела Александра Сафронова (Санкт-Петербург). Что, в свою очередь, дало возможность иркутскому музыковеду Светлане Прохоренковой особо отметить: очевидны и приложенный к созданию программы большой кропотливый труд, и общность музыкальных приверженностей: дуэт состоялся. А выбранный репертуар обусловлен, с одной стороны, неповерх­ностным знанием музыкальной и художественной литературы прошлого и современности, с другой – результатом поисков новых прочтений уже известных произведений XVIII–XXI столетий.

В их преподнесении Сонаты для виолончели с фортепиано № 1 Брамса (в переложении для контрабаса) – практически всё разнообразие палитры, присущей великому немецкому композитору XIX века: здесь и светлая лирика, и драматизм, и мечтательность… Прочтение же текста как дневниковых записей поразило. Смысловая насыщенность любого из интервалов (в диалоге контрабаса и фортепиано), фактурная многогранность звучания – это и есть те качества исполнения, которые высоко ценил сам Брамс. Умение музыкантов вслушиваться в тончайший мир модуляционных переходов, их ответственное, продуманное отношение к передаче тональных красок произведения ярко выделила вторая, скерцозная, часть сонаты. К тому же абсолютное владение технической стороной (полифоническое изложение материала) позволило им справиться с очень непростым финалом. «Тематические контрапункты, имитации идеально прослушаны, – высказывает своё мнение музыковед, – а вся соната прозвучала на одном дыхании: три её части были трактованы как единое целое». Налицо присущие Евгению Рыжкову наполненность звучания, импровизационность и фантазийность. Превосходно дуэту удалось передать духовную составляющую Венской рапсодии № 2 Листа – стихийность смены эмоций, состояний. В весьма редко исполняемом произведении XVIII века – интродукция и вариации на тему «Венецианский карнавал» Дж. Баттезини – не могла не обратить на себя внимание своего рода «музыкальная изюминка»: звучание самого низкого и самого высокого регистров контрабаса, танцевальность и – вновь – диалогичность партий контрабаса и фортепиано. И вот уже воображение выстраивает разговор двух театральных образов в масках – мужского и женского. Эффект дополнялся диалогом жестов при исполнении музыки. 

Конечно же, настоящим событием и кульминацией для аудитории стала премьера Баллады для конт­рабаса и фортепиано Михаила Лаписа, члена Союза композиторов Иркутска. Основная тема, стремление к счастью и боль от невозможности его достижения, была исполнена Евгением в романтическом ключе. Покорив национальным колоритом (характерными ладами с увеличенной секундой), песенной интонацией, одухотворённостью, баллада не оставила шансы равнодушию, в каждый из двух творческих вечеров зал неизменно аплодировал стоя – учителю и ученику. Такова закономерность – ведь, напомним нашим читателям, именно одна из музыкальных вещей М. Лаписа – Концерт для контрабаса с оркестром, написанный в 2009 году –принесла удачу юному виртуозу на международном фестивале «Планета Контрабас», отразив глубочайшие чувства признательности. Будучи преподавателем Евгения по классу контрабаса как в музыкальной школе, так и в Иркутском областном музыкальном колледже им. Ф. Шопена, Михаил Израилович неустанно прививал своему подопечному не только интерес к сложному репертуару, но и стремление к скрупулёзной работе над звуком.

Студенты консерватории им. Римского-Корсакова также представили на суд иркутской публики и своё видение всегда волнующего «Вокализа» гениального Рахманинова, оставив этим неизгладимое впечатление от присутствия необыкновенной гармонии в дуэте. Широта диапазона звучания голосов контрабаса и фортепиано, в совершенстве дополняющих друг друга, создавала ощущение вечно прекрасного, охвата взором огромного пространства отечественного пейзажа, когда перед подобным величием тяжёлые моменты жизни отступают на второй план и очищается душа. «Вне сомнений, музыканты из Санкт-Петербурга, Евгений Рыжков и Александра Сафронова, справились с поставленной перед собой задачей, – подводит итог Светлана, – а всё услышанное нами – отражение музыкального мира Евгения, который окружает его в настоящее время». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры