издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Навстречу потребителю

Крупные производства в Сибири снижают потребление электроэнергии, тем не менее финансово-экономическое состояние ОАО «Иркутскэнерго» (входит в группу «ЕвроСибЭнерго») не теряет устойчивости. В этом году компания не снижает инвестиции в надёжность и долгосрочные проекты. О том, как «Иркутскэнерго» планирует зарабатывать в условиях экономического спада, рассказал генеральный директор компании Олег Причко.

– Новости насыщены сообщениями о замедлении темпов экономики. Как вы оцениваете условия, в которых «Иркутскэнерго» работает сегодня?

– Компания чувствует себя уверенно, хотя эти процессы, безусловно, замечает. Спрос на электроэнергию снизился, соответственно снижается и выручка. Тем не менее наше финансово-экономическое состояние достаточно устойчиво, в первую очередь благодаря комбинированному производству. У ТЭЦ есть режимы теплофикационной и конденсационной выработки электроэнергии. В одном случае одновременно производится и тепло и электроэнергия, а в другом – только электроэнергия. Первый режим значительно эффективнее, так как затраты распределяются на два продукта. Поэтому в условиях снижения спроса мы минимизируем производство высокозатратной конденсационной выработки, что сразу заметно снижает наши издержки и обеспечивает эффективность продаж. Кроме того, как и в предыдущие годы, мы направляем серьёзные силы и ресурсы на оптимизацию производства и затрат, что ведёт к снижению себестоимости и сохранению достойной прибыли.

– За счёт чего снижаются расходы?

– За счёт целенаправленной работы по оптимизации производственных процессов, состава включённого оборудования. Можно вырабатывать энергию одним набором оборудования, можно другим. Постоянно ищем, какая комбинация более эффективна с точки зрения затрат. Скажем, в 2012 году на производство киловатт-часа на ТЭЦ требовалось 338 граммов топлива, в 2013-м – уже 333 грамма. Разница вроде небольшая, но, учитывая, что мы вырабатываем на тепловых станциях почти 8 миллиардов киловатт-часов, эти граммы дают ощутимый эффект. Для энергетики это один из базовых показателей, который как раз отражает экономику работы. И в плане на 2014 год – серьёзное снижение.

Также интересны проекты в рамках инвестпрограммы по повышению эффективности. На Братской ГЭС мы уже заменили шесть из восемнадцати рабочих колёс с заметным ростом КПД – на 4%. То есть на одной и той же воде мы получаем дополнительную электроэнергию, а это серьёзно удешевляет выработку. Работа продолжается. Подобный проект в перспективе и на Усть-Илимской ГЭС. Оптимизируем загрузку электростанций в Ангарске, перенося нагрузку с менее эффективной ТЭЦ-1 на более современные ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10. Каждая из них несла теплофикационную нагрузку, то есть производила тепло для своего блока потребителей. Собрав же всё тепловое потребление на ТЭЦ-9, мы увеличили долю эффективной теплофикационной выработки и значительно снизили издержки. На текущий год одобрен инвестпроект по переброске тепловой нагрузки в финальной части с ТЭЦ-1 на ТЭЦ-9. Таким образом за счёт оптимизации мы получаем необходимую нам прибыль при ухудшившихся условиях рынка.

– Каков объём производственной программы на 2014 год?

– 2014 год несёт серьёзные перемены рынку электро- и теплоэнергии Восточной Сибири: вводятся новые мощности ГЭС и ТЭС-генерации, новые условия диктуют федеральное законодательство и оптовый рынок. «Иркутскэнерго» намерено сохранить долю рынка, сохранив достаточный уровень ликвидности. Как я уже говорил, решение этой задачи возможно за счёт оптимизации структуры затрат, загрузки оборудования, реализации проектов с наибольшей отдачей.  

Бизнес-планом в 2014 году предполагается выработка электроэнергии в объёме 43,5 миллиарда киловатт-часов. Произойдёт снижение выработки на ТЭЦ, что обусловлено вводом в эксплуатацию гидроагрегатов Богучанской ГЭС, новых мощностей тепловой генерации. Объём отпуска тепловой энергии спланирован на уровне фактических показателей 2013 года – 22,8 миллиона гигакалорий. На инвестиционную деятельность в 2014 году предусмотрено направить 5,1 миллиарда рублей. Инвестиционный план предусматривает реализацию следующих направлений: повышение надёжности (3,5 миллиарда рублей), эффективные и окупаемые проекты (1,2 миллиарда рублей), непромышленное строительство и прочие инвестиции (0,2 миллиарда рублей). Рентабельность и прибыль мы видим на уровне 2013 года, точно не хуже. К тому же у нас сэкономлена вода: в прошлом году была достаточно большая приточность по Енисею, поэтому Красноярская ГЭС оказалась более загруженной, она вообще сработала хорошо в группе, увеличив выработку почти на 4,7 миллиарда киловатт-часов. Поэтому ГЭС Иркутской области были разгружены на сопоставимые объёмы. Сейчас же мы работаем на накопленной воде. Убеждён, наша экономика в этом году будет достойно подкреплена самой эффективной выработкой.

– Энергопотребление в Восточной Сибири сокращается. Какова стратегия работы компании в связи с этим?

– Крупные потребители сейчас испытывают рыночные трудности, поэтому мы ищем варианты их поддержки. Активно участвуем в обсуждении и разработке правовых актов, предусматривающих сокращение перекрёстного субсидирования, возможности предоставления скидок потребителям в случае роста потребления наших продуктов. Одно-временно компания предпринимает действия, чтобы создать дополнительное потребление. Мы нашли площадки, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам с точки зрения расположения и близости инженерной инфраструктуры, и всячески содействуем их продвижению. Вместе с правительством Иркутской области и муниципалитетами создаём реестр инвестиционно привлекательных площадок. В частности, на сайтах Иркутской энергосбытовой и Иркутской электросетевой компаний уже размещена такая информация. Мы также готовы приложить все усилия, чтобы в кратчайшие сроки инвесторы получили необходимую разрешительную документацию, что позволит значительно ускорить инвестиционную фазу проектов.

– Получается, сами инвесторы не выстраиваются в очередь?

– Инвесторы есть, но, если мы будем более активно продвигать возможности нашего региона, они придут быстрее. Пример Калуги очень показателен: сегодня на слуху много западных производств, расположенных в этом городе. Там региональные власти вместе с системными бизнесами – энергетиками, водоканалами – разработали программы по привлечению инвесторов. У Иркутской области есть все перспективы стать наиболее интересным регионом России – именно здесь самые дешёвые энергоресурсы, земли хватает, подъездные пути имеются. 

– Власти региона поддерживают вашу точку зрения? 

– Губернатор ставит задачу обеспечения привлекательных условий для инвестиций. Министры промышленной политики и экономического развития региона, строительства и дорожного хозяйства понимают важность этой задачи и активно ведут эту тему. 

– Ранее вы называли приоритетные для «Иркутскэнерго» проекты: создание сталелитейного завода в Ангарске, управление в ЖКХ, малоэтажная застройка, открытие центра обработки данных (ЦОД). На какой стадии они сегодня? Изменились ли приоритеты с течением времени и изменением внешних условий?

– По Ангарскому сталелитейному заводу у нас ведётся активная работа с корпорацией POSCO, подписан меморандум о взаимодействии, идут геодезические, гидрологические изыскания и подготовка к проектно-изыскательским работам. Проект движется по графику. По ЦОД ведутся переговоры с двумя якорными инвесторами, называть их пока не буду. Площадку мы уже подготовили, идём к подписанию меморандума. При этом начинаем изучать возможности тиражирования проекта на другие площадки. По малоэтажному строительству наша дочерняя структура ЗАО «Сибирьэнерготрейд» приступила к продажам в Пивоварихе (микрорайон Ушаковский) и Новолисихе (жилой район Парковый). Следующий шаг – Патроны (коттеджный посёлок Династия) и Бурдаковка (коттеджные застройки Журавли и Байкальская ривьера). В конце апреля начнутся публичные продажи. 

Проекты в сфере ЖКХ, напомню, «Иркутскэнерго» не считает для себя источником заработка. Нашей задачей при входе в бизнес управляющих компаний было обеспечить надлежащую работу с жильцами, создать удобные условия для добросовестных плательщиков и напоминать тем, кто забывает платить своевременно за энергоресурсы. Наши УК – некий пример для сравнения и наш аргумент, когда управляющие компании говорят: «Мы вам не платим, потому что нам жильцы не платят». Почему же мы, работая там же с этими же жильцами, обеспечиваем более высокую собираемость? К слову, собираемость платежей у нас сегодня близка к 100%. 

– Планирует ли «Иркутскэнерго» приобретать новые УК, входить в бизнес водоканалов?

– Пока решений по расширению направления с УК нет, будем работать на имеющихся объёмах. Считаем, что правильнее заключать договоры с жильцами без посредников, в частности, в Братске работаем с потребителями напрямую. Из той же логики и водоканалы рассматриваем как сервисную функцию, а не самостоятельный бизнес. При установке тарифа на тепловую энергию или подпиточную воду служба по тарифам рассматривает наши затраты на покупку этой воды. Если свои расходы мы контролируем очень жёстко и стараемся их снижать, то уверенности в том, что таким же посылом руководствуются водоканалы, нет. При этом чем ниже цена для потребителя, тем проще ему будет рассчитаться, тем больше у него останется ресурсов и возможностей для собственного развития, а, следовательно, и дальнейшего роста потребления тепловой и электрической энергии. Водоканалы важны и технологически – компании нужна уверенность, что ТЭЦ всегда будут обеспечены водой (без неё мы работать не можем), а издержки обоснованны и объективны. 

– У «Иркутскэнерго» всегда было достаточно много социально значимых проектов. Отражается ли сегодня ситуация в экономике на благотворительности? 

«Мы нашли площадки, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам
с точки зрения расположения и близости инженерной инфраструктуры, и всячески содействуем их продвижению»

– Мы сохраняем финансирование на прежнем уровне, даже где-то увеличиваем затраты на благо-творительность и социальные расходы. Львиная доля нашей благотворительности направлена на детей, и я считаю такую расстановку приоритетов верной. Это программы «Сахарный диабет», «Детский туберкулёз», «Глухие дети», оплата дорогостоящих операций детям в неполных или неимущих семьях и другие проекты. Второе важное направление – наша хоккейная команда «Байкал-Энергия». Объёмы финансирования на текущий год мы не снижаем. 

– Несмотря на результаты (команда не смогла выйти в полуфинал чемпионата России по хоккею с мячом. – Авт.)?

– Результат, в принципе, достойный. Мы, правда, искренне надеялись, что он будет лучше. По большому счёту, команда порадовала болельщиков – началом сезона, своей ролью в чемпионате мира, в котором участвовали семь наших игроков – это важный турнирный опыт. В хоккее мы видим две цели: первая – поддержка спорта, поскольку спорт объединяет людей. Вторая – опять же дети. В клубе есть тренерский состав, работающий с командой мастеров, а есть тренеры, которые работают с ребятишками, причём не только в Иркутске. Статуса детско-юношеской спортивной школы пока нет, но мы к этому идём. Моё мнение, как отца троих детей, – тема работы с детьми, пожалуй, более важна.

– Расскажите о ближайших планах и задачах компании на этот год.

– Текущая задача этого года – продолжать оптимизацию производственных затрат, поиск новых способов улучшения работы системы. Кстати, вы обратили внимание на то, что всю зиму во многих других регионах звучали темы аварий и инцидентов в большой энергетике, а у нас обошлось без происшествий? «Иркутскэнерго» обеспечивает надёжность на высшем уровне. 

Кроме того, создавать условия для роста потребления можно и через развитие нормативной базы, принимая участие в открытых обсуждениях, консультациях, рабочих группах. Сейчас, например, публично обсуждаются законодательные изменения по методу «альтернативной котельной» и представители группы «ЕвроСибЭнерго» активно участвуют в этом процессе. Метод позволяет в определённых условиях давать скидки потребителям, например при увеличении объёма потребления нашего продукта. Сейчас законодательство этого не допускает. В нашем понимании эта тема очень важна. Если у крупного потребителя будет возможность в случае увеличения выпуска своего продукта получить скидку, то средняя себестоимость единицы продукции у него снизится. Также появится конкурентное преимущество, возможность заработать больше, а значит, и дальше развивать своё производство, потреблять больше энергоресурсов и получать от нас ещё большую скидку. Этот как раз тот случай, когда взаимодействие выгодно всем. И договорным партнёрам, и властям. 

Дальше возникает тема рынка электрической мощности. Признано уже практически всеми, что требуются изменения модели рынка, поэтому задача нынешнего года – а представители компании есть в составе рабочей группы – довести эти изменения до реализации. Считаем, что у нас есть все возможности увеличить свои доходы на рынке. Продавая энергоресурсы на федеральном рынке и будучи при этом региональной компанией, мы приносим прибыль Приангарью, а это даёт возможность сдерживать региональные цены на энергоресурсы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры