издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Занять, чтобы отдать

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Госдолг Иркутской области по данным на 1 марта составил 16,268 млрд рублей, следует из материалов, опубликованных на сайте регионального министерства финансов. Ещё год назад он был в пять раз меньше. Область начала активно брать банковские кредиты начиная с июля 2014-го и быстро стала одним из лидеров среди субъектов РФ по темпам роста этого показателя, согласно исследованию РИА «Рейтинг». Пока финансовая политика областных властей и увеличение госдолга не вызывают тревоги у экспертов, чего нельзя сказать о снижении поступлений по важным статьям доходов.

Расходы – вверх, доходы – вниз

Утверждённый бюджет области предусматривает поступление 98,767 млрд рублей в 2015 году. Это доходы с учётом безвозмездных поступлений из федерального бюджета, поясняют в министерстве финансов региона, и они лишь на 0,4% ниже уровня прошлого года. Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, налоговые и неналоговые доходы, как ожидают в минфине, превысят уровень про­шлого года на 2,6% и составят 84,013 млрд рублей. «Однако уже по прошествии двух месяцев текущего года мы вынуждены констатировать негативные тенденции и угрозы исполнения областного бюджета по доходам», – говорится в ответе министерства на запрос издания. 

На прошлой неделе, 16 марта, в Государственную Думу РФ был внесён проект федерального закона, согласно которому межбюджетные трансферты региону будут сокращены на 1,461 млрд рублей – то есть на 10% от объёма в первоначальной редакции областного бюджета.

Из-за замедления роста зарплат в реальном секторе поступления основного источника доходов областного бюджета – налога на доходы физических лиц – скорее всего, окажется тоже ниже запланированного. Однако основные риски исполнения бюджета по доходам в части налоговых и неналоговых поступлений несёт не столько ситуация в экономике, сколько «налоговый маневр» в сфере добычи и переработки нефти, отмечают в региональном минфине. Предусмотренное федеральным законом увеличение ставки налога на добычу нефти на 45–64% приведёт к росту затрат компаний, снижению их налогооблагаемой базы, а значит – уменьшению отчислений налога на прибыль в областной бюджет. 

Между тем в условиях сильно централизованной системы межбюджетных отношений регионы обязаны повышать социальные расходы независимо от того, есть ли у них источники дополнительных доходов, поясняют эксперты из сферы финансов. В этом году социальные расходы составят более 70% средств бюджета Иркутской области. Это финансирование «майских» указов президента 2012 года и другие расходы: повышения заработной платы, ликвидация аварийного жилья, сокращение очередей в детские сады и так далее.

Кроме «майских» указов, расходы растут за счёт увеличения страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения и обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, отмечают в минфине. 

Итак, доходы становятся меньше, расходы больше. Неудивительно, что в таких условиях региону приходится всё чаще деньги занимать. По темпам роста госдолга в 2014 году Иркутская область заняла второе место в стране, уступив лишь Пермскому краю, лидирующему с большим отрывом – там объём обязательств вырос в 23 раза до 12,5 млрд рублей. Госдолг Приангарья увеличился за прошлый год в 3,7 раза – до 11,8 млрд рублей. Но в первые месяцы нынешнего года регион делал новые заимствования и нарастил госдолг до почти 16,3 млрд рублей (по данным на 1 марта). 

Комфортные долги

У аналитиков эти цифры опасений не вызывают. Существенный рост долга в начале года объясняется привлечением кредита от федерального казначейства на 7 млрд рублей на 30 дней – по сути, это «короткий» кредит на кассовый разрыв, говорит Александра Балод, ведущий аналитик Standard & Poor’s по государственным и муниципальным финансам. В последние годы многие субъекты активно используют этот инструмент для поддержания уровня ликвидности.

С 2012 года область сохраняет свои обязательства на экономически безопасном уровне, подчёркивают в министерстве финансов: на 1 января госдолг составил 11,768 млрд рублей, или 14,4% от объёма доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений. Максимальным за последние годы это соотношение было в начале 2009-го, ко­гда госдолг был равен почти трети доходов. Сейчас регион сдерживает долговую нагрузку в пределах рекомендованных федеральным центром 50% от доходов.

Независимые эксперты тоже считают нынешнюю долговую нагрузку комфортной для бюджета. «В прошлом году Иркутская область хорошо прибавила по валовому региональному продукту, увеличив его примерно на 200 млрд рублей до 831 млрд, – обращает внимание старший вице-президент, директор департамента сети ВТБ24 Вячеслав Грицаенко. – Отношение госдолга области к ВРП невысоко, ситуация выглядит сбалансированно». Позитивно оценивает топ-менеджер банка и планы руководства региона по развитию экономики: «Мы услышали о целом ряде проектов на территории области, причем практически реализуемых», – сообщил Вяче­слав Грицаенко по итогам встречи с губернатором Приангарья Сергеем Ерощенко. 

С точки зрения инвестиционного потенциала Иркутская область находится в числе лидеров и имеет все шансы серьёзно увеличить доходы бюджета за счёт налоговых поступлений и увеличения экономической активности, считает Сергей Дубинин, генеральный директор АО НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» (фонд имеет в своём инвестиционном порт­феле облигации российских регионов, до 2015 года он был известен как НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии»). 

Дополнительную поддержку бюджету области окажет конъюнктура на сырьевом рынке, которая усилила рентабельность российских производителей угля и алюминия за счёт девальвации рубля: налоговые поступления от предприятий угледобывающей и алюминиевой промышленности скорее всего увеличатся в 2015 году, говорит Сергей Дубинин. Однако зависимость области от добычи полезных ископаемых, с другой стороны, подвергает её финансовые показатели рискам, связанным с волатильностью мировых цен на сырьевые товары и показателями нескольких крупных налогоплательщиков.

Увеличение долговой нагрузки на данном этапе, по мнению эксперта, не должно привести к увеличению рисков для бюджета области в краткосрочной перспективе. «Увеличение регионального долга до уровня 16-17 млрд рублей повысит его отношение к доходам до 17-18%, что также является вполне приемлемым значением. До лидеров по объёму долговой нагрузки, таких как Костромская область (121%) и Карелия (119%), Иркутской области ещё далеко», – говорит Сергей Дубинин. «Уровень долга пока ещё очень низкий по сравнению с большинством субъектов РФ и в международном контексте, – полагает и Александра Балод. – Хотя долг и будет продолжать расти, его объём по отношению к доходам бюджета останется на уровне 20–25% в 2015-2016 годах, это немного. Основной риск мы видим в его краткосрочной структуре». 

Кредиты и облигации

Со второй половины 2009 до конца 2013 Иркутская область планомерно снижала объём долговых обязательств. На начало 2014 года госдолг сократился в четыре раза, а его доля по отношению к собственным доходам бюджета – почти в 7 раз (до 4,2%). Однако уже в первой половине 2014-го размер госдолга не­много вырос, а с июля и вовсе устремился ввысь. Приангарье здесь в общем соответствует общероссийским тенденциям: согласно исследованию РИА «Рейтинг», в течение первой половины прошлого года суммарный долг регионов снижался, а расти начал только осенью со скачком в декабре. При этом во второй половине года изменилась и структура долга – если к началу минувшего года на долю государственных ценных бумаг субъектов РФ приходилась четверть суммарного госдолга, то к концу года она снизилась до 21%, при этом выросла доля кредитов, как банковских, так и бюджетных. 

В бюджете Иркутской области банковские кредиты на 1 марта составляли 45,4% (ставки – от 8,22% до 11,8% годовых), бюджетные кредиты – 54,6% (стоимость обслуживания – от 0,1% до 4% годовых). И если за прошлый год на обслуживание обязательств бюджет потратил 258,5 млн рублей, то в этом году запланированная сумма достигает 1,379 млрд. Правительство пытается минимизировать эти затраты: «Проводится работа с кредитными организациями по увеличению периодов «выборки» кредитных ресурсов в рамках заключённых государственных контрактов и снижению процентных ставок кредитования. Также осуществляется привлечение «дешёвых» бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счёте областного бюджета по ставке 0,1% годовых со сроком кредитования до 30 дней», – сообщили в министерстве финансов. Кроме этого, минфин ввел жёсткий платёжный календарь социально-значимых расходов, чтобы оптимизировать срок привлечения кредитных ресурсов и сократить расходы на их обслуживание.

В этом году область намерена вернуться к размещению государственных ценных бумаг и привлечь 3,5 млрд рублей с помощью этого инструмента. У области могут быть хорошие перспективы для выпуска облигаций: «Долговой рынок России практически затих из-за западных санкций и повышения процент­ной ставки Банком России. Одни из основных покупателей муниципальных и региональных облигаций – негосударственные пенсионные фонды. В мае этого года они должны получить от государства изъятые в 2014 году пенсионные накопления за 2013 год в размере 600 млрд рублей. Скорее всего, значительная часть этих денег пойдёт на долговой рынок», – комментирует Сергей Дубинин.

«Неустойчивая и несбалансированная»

Растущие социальные расходы вынуждают Приангарье занимать всё больше и больше

С точки зрения Standard & Poor’s, основной риск для кредитоспособности области – риск рефинансирования, связанный с необходимостью ежегодно направлять существенный объём средств бюджета на погашение и обслуживание долга. «Большая часть государственного долга области состоит из банковских кредитов со сроками погашения в 2015-2016 годах, а с учётом нынешней рыночной ситуации области может быть сложно перекредитоваться на приемлемых условиях», – поясняет Александра Балод. 

В конце декабря служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s понизила долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области с «ВВ+» до «ВВ» и рейтинг области по национальной шкале с «ruAA+» до «ruAA». По мнению экспертов службы, в 2013-2014 годы финансовые показатели региона ухудшились в структурном отношении, и они будут «слабыми» в ближайшие три года. Причиной снижения Standard & Poor’s называет решения федерального правительства об изменении налогового законодательства, президентские указы 2012 года, в соответствии с которыми регионы должны значительно уве-

личить объём социальных расходов, а также отсутствие своевременных и достаточных мер экономии со стороны правительства Иркутской области. «Федеральное правительство регулирует более 90% доходов бюджета Иркутской области и недавно приняло решения, которые могут оказать негативное влияние на доходы бюджета области в ближайшие два года. Это обусловливает нашу оценку финансовой гибкости Иркутской области как «очень низкую». С нашей точки зрения, гибкость расходов бюджета области также очень ограничена, поскольку в течение нескольких лет развитие инфраструктуры этого обширного и малонаселённого региона недостаточно финансировалось», – говорится в декабрьском отчёте S & P’s.

Кроме того, аналитики рейтингового агентства прогнозируют рост дефицита с учётом капитальных расходов в 2015 году и ожидают, что объём свободных остатков на счетах будет покрывать лишь около 60% расходов на обслуживание и погашение долга со сроком погашения в течение 12 месяцев. Также они пересмотрели свою оценку показателей ликвидности Иркутской области с «сильной» на «удовлетворительную». «Рейтинги Иркутской области отражают наше мнение о «неустойчивой и несбалансированной» российской системе региональных (муниципальных) финансов, «слабой» экономике области и «низком» качестве управления финансами по сравнению с сопоставимыми РМОВ других стран», – говорится в сообщении S & P’s. По прогнозу компании ВРП на душу населения не превысит 10 тыс. долларов до 2017 года. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры