издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мошенничество без мошенников

  • Автор: Алёна Махнёва

Дольщикам 8-9 блок-секций ЖК «Порт-Артур» на улице Пискунова придётся ждать своих квартир не меньше года. Проблемный жилой комплекс, возведение которого остановилось в 2014 году, по самым оптимистичным расчётам, вряд ли будет завершён раньше 2017-го. За несколько лет в истории несчастливой стройки на месте Красных казарм появилось уголовное дело о мошенничестве (правда, до сих пор без фигурантов), а некоторые люди, вложившие в неё деньги, до сих пор живут в гаражах.

За развитием событий вокруг группы компании «Север» Олега Бакшеева, в которую входил букет банкротящихся ООО, в частности «Урсус», «Север-Строй» и «Север-Транс», «Конкурент» следил с весны 2010 года. Напомним, сомнительная стройка на Пискунова началась с разрушения памятника военной архитектуры начала ХХ века – Крас­ных казарм. На месте старинного здания из крепкого кирпича, как монумент алчности, теперь зияет пустыми окнами пятиэтажный остов 8 и 9 блок-секций жилого комплекса «Порт-Артур». В августе 2014-го застройщик ООО «Урсус» официально уведомил Службу государственного строительного надзора Иркутской области о приостановке строительства. Пауза затянулась больше чем на год. За это время застройщик успел обанкротиться, а люди, добросовестно оплатившие жильё, всё так же ждут своих квартир. «Кто-то залез в кредит, кто-то снимает жильё. Несколько случаев, когда люди живут в гаражах, хоть и отапливаемых», – говорит заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Александр Проценко. Уже потеряв веру в справедливость и закон, обманутые дольщики продолжают писать обращения во все возможные инстанции. На прошлой неделе ситуацию обсуждали в Общественной палате Иркутской области.

Представитель инициативной группы Татьяна Бритт выступала от имени почти двухсот человек, пострадавших от действий застройщика. Более циничного отношения к соинвесторам найти трудно, полагают дольщики. Особенно их возмущает слишком спокойное, по словам Татьяны Бритт, отношение властей всех уровней к критической ситуации с жилым комплексом: «Правоохранительные органы занимают пассивную позицию расследования уголовного дела, а до этого следователи вообще упорно убеждали нас в том, что все деньги до копейки вложены в строительство. Остальные структуры отписываются от назойливых должников словами, что ситуация взята на контроль, но контроль не помогает нам в достройке наших квартир», – заявила дольщица. 

Возбудить уголовное дело по факту мошенничества следственным органам удалось только со второго раза, уже в августе 2015 года. В июле стройнадзор представил в ГУ МВД по Иркутской области данные, свидетельствующие о нецелевом использовании денег дольщиков: из вложенных покупателями квартир 288 млн рублей на строительство объекта затрачено всего 73 млн. «Застройщик не хотел достраивать и не собирался это делать, – говорит Александр Кица, ведущий консультант отдела контроля и надзора в области долевого строительства Службы государственного строительного надзора Иркутской области. – У него и денег на это нет. Мы видим, что застройщик действовал недобросовестно». 

Однако уголовное дело возбудили только после того, как дольщики заявили, что начнут голодовку. Впрочем, через почти полгода предполагаемые виновные в исчезновении денег в деле так и не появились. «Порт-Артур» вообще, кажется, волшебным образом помогает избежать преследования со стороны закона: никакой ответственности не понесли и те, кто несколько лет назад лишил Красные казармы статуса памятника, а затем снёс на глазах у протестующей общественности Иркутска. При том, что их имена были прекрасно известны не только правоохранительным органам, но и простым горожанам. 

Сейчас процесс тормозит необходимость провести судебно-бухгалтерские и строительные экспертизы, поясняет Дмитрий Никифоров, начальник межрайонного отдела по выявлению и раскрытию значимых преступлений  в ведущих отраслях экономики управления экономической безопасности и противодействия коррупции: «На ряд экспертиз средства найдены, на ряд – сами знаете, что в стране творится – средств нет. Пытаемся изыскивать». 

По словам Александра Проценко, минстрой в силах помочь следствию сэкономить: часть экспертиз могут провести специалисты профильного министерства, часть они уже провели: «Нами по просьбе следствия сделана оценка стоимости незавершённого строительства: сети – не более 8 миллионов рублей, каркас – 5 этажей – в районе 64 миллионов. Выходит, 211 миллионов на этом объекте исчезли. Запрашивали реестр платежей – его нет», – сообщил Проценко. Документы не то сгорели, не то потерялись. Впрочем, историю платежей, если они были, можно восстановить через банки или с помощью контрагентов, заметили участники заседания. 

Дольщики «Порт-Артура» хотят, «чтобы правовому беспределу в сфере строительства в нашем регионе был положен конец», но ещё важнее для людей, чтобы их дома были просто достроены. По словам Александра Кицы, основная проблема в настоящее время в том, что застройщик проходит процедуру банкротства. К примеру, решение о передаче земельного участка под стройкой областному ОАО «ИРЖА» может быть принято собранием кредиторов на общем собрании после введения внешнего наблюдения. В случае если все процедуры по передаче пройдут без проволочек, завершить строительство ИРЖА сможет только в следующем году.

К настоящему моменту дольщикам и службе удалось опротестовать в суде включение аффилированных ООО «Урсус» структур в реестр кредиторов. ООО «Север-Строй» и ООО «Полюс» требовали с застройщика, соответственно, 70,4 млн и 32,3 млн рублей. Учредитель всех трёх компаний – Олег Бакшеев. Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию участников долевого строительства и стройнадзора, исключив требование «Север-Строя» из реестра. Впрочем, впереди ещё суд по «Полюсу» и, вероятно, кассационная инстанция.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры