издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Где ты, военное детство?

  • Автор: И.И. ПЯДУШКИНА, старший преподаватель ИГУ

Тысячи наших земляков ушли на фронт. Все работы и заботы в тылу легли на плечи стариков, женщин, детей. И здесь был свой фронт – трудовой. 70 лет ушло в историю с той поры. Но ветераны тыла помнят своё рано повзрослевшее детство. Помнят с горечью и гордостью – они тоже ветераны Великой Отечественной.

Мария Михайловна Жернакова из села Нижняя Иреть Черемховского района:

– Мне было десять лет, а сестре двенадцать, когда началась война. Мужиков в селе не было, и мы, девчонки и мальчишки, косили сено, рубили дрова в лесу. А потом вывозили их на корове. Замёрзнем, плачем, кое-как нагрузим вязанки ей на хребет и идём рядом по глубокому снегу, придерживая дрова головами. А вечером чуть ли не всё село собиралось в чьей-нибудь избе – кто на прялке прядёт, кто вяжет варежки, носки. Всё это наши мамки отправляли на фронт. Сушили картошку, морковь, сдавали молоко, яйца, мясо, шерсть – всё для фронта. А дома и поесть нечего, кроме картошки. Да и та была не у всех. Собирали колоски по осени в грязи, в холоде. Наберём куль колосков – и на мельницу несём за десять километров. Из мёрзлой картошки стряпали лепёшки без соли, без масла. 

В 12 лет я уже пошла работать в колхоз. Весной с подружками пахали на лошадях, сеяли хлеб вручную. Летом до сентября жили на покосах, работали от четырёх утра до вечерней зари. Домой даже помыться не отпускали. А зимой на лесоповале пилили огромные деревья. Вот так и шло наше детство…

Вера Ивановна Погодаева из деревни Погодаево Нижнеилимского района:

– Мне было 9 лет, когда началась война. 1 сентября в школе нас встретила Зинаида Алексеевна. Я помню, как ласково она посмотрела на нас и сказала: «Дорогие мои, тяжёлое сейчас время, но мы будем учиться каждый день и будем учиться ещё лучше, чем в прошлом году, чтобы победить врага, который пришёл на нашу землю».

Тетради были не у всех, и совсем не было учебников. Ручки и перья сохранились, а вот чернила Зинаида Алексеевна научила нас делать из корней берёзы и из берёзовых наростов. Сходим с учительницей в лес, наберём берёзовых даров, а мамы парят их в русских печках. Потом мы сравнивали, у кого чернила чернее. А ещё были чернила морковные, свекольные… Домашние задания и диктанты писали мы на газетных листах между строчек. Нынешним школьникам такое и представить трудно.

Зима 41-го года оказалась очень суровой. У многих ребят не было зимней одежды и обуви. И они приходили на занятия, когда на улице стояла оттепель. Никогда не забуду, как Ваня Харитонов бегал в школу в дырявых чирках. Сядет на поваленное дерево, сунет ноги в шапку, немного отогреет и бежит дальше. Ребята смеялись: «Ну и шапка-выручалка у тебя, Ванька!» Он не обижался, а рад был, что хоть так мог посещать уроки. Учился он хорошо… Интересно, как у него сложилась взрослая жизнь…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры