издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Елена КОЛОСОВА: "Мой ключ -- фотография"

Елена КОЛОСОВА:
"Мой ключ — фотография"

— Кем Вы были
раньше?

— Сначала
архитектором. Потом я стала
инвалидом второй группы. А потом
взяла взаймы девять рублей на
пленку. И поняла, что фотография —
это ключ к огромному миру. Мой ключ.

Прежде
всего, она — красивая. Той красотой,
которую видишь даже с закрытыми
глазами. Красотой существа,
ведущего напряженную, странную,
пугающую и манящую духовную жизнь.
Мистический поток бесконечно
переплетенных грез и явей,
свойственный поэтам и целителям
почти осязаем в ее присутствии. Она
— иркутская фотохудожница Елена
Колосова. Тех, кто бывал в
фотоателье "Сказка", знаком
опьяняющий вкус ее работ. Тонкие,
чарующие пейзажи. Изумительно
передающие какие-то глубокие,
неизъяснимые чувства цветы, скалы,
сосульки…

Сама Елена
— человек, переполненный планами,
идеями, замыслами. Реки, ручьи,
водопады идей. Мне особенно
понравилась одна, уже
воплощающаяся в жизнь. Елена
называет ее "Виртуальная
реальность". По форме это серии
фотографий. Девушка, женщина. Но…
"Неужели?", — невольно
воскликнула я, разглядывая альбомы.
Неужели на всех фотографиях один и
тот же человек? Роковая Кармен и
пасторальная простушка, красотка в
искусно драных шортах и
прелестница XVIII века? Да, факт
остается фактом — это, все одна
обыкновенная иркутская студентка.
Или продавщица, или учительница…
Как чудно преображаются лица,
фигуры! И дело не только в смене
наряда. Похоже, Елене удается
запечатлеть на пленке то одну, то
другую грань характера, самой сути,
души человека.

— Колдуете Вы,
что ли? — вырывается у меня
откровенный вопрос.

— Честно говоря,
иногда я сама испытываю немалое
потрясение от работы с моими
моделями. Приходят, например,
обычные общежитские, заморенные
службой и безденежьем девчонки. И
буквально в считанные секунды
перевоплощаются в элитных
красавиц. У них все есть! Жест,
походка, мимика — все! Сначала я, не
понимая механизма подобных
превращений, тоже подозревала за
собой некие колдовские
способности. Иначе как объяснить,
что сделав элементарный визаж и
выставив обычную девушку на
подиуме, я получаю топ-модель, на
которую не жаль истратить два-три
ролика пленки? Или когда даже из
плотненьких, толстушек "FFF",
как называл их английский король
Генрих IV (полная, красивая, лет
сорока), несравненные королевы
возникают одна за одной, как
принцессы из лягушачьей шкурки?!
Любой твердый материалист на моем
месте дрогнул бы. Однако, оказалось
— никакого колдовства. Обычное
дело: переживания изменяют
человека. Просто не все видят, как
женщина выглядит в мире своих
чувств, мыслей, желаний. Каждый
знает, как волшебно преображается
женщина, которую любят. Ореол,
окутывающий мать и ребенка тоже
заметен почти любому человеку,
настолько сильны и светлы энергии,
окружающие мать и дитя.

Художники видят
внутренние миры и энергии глубже и
конкретней. Я счастлива, что умею
вытащить на уровень повседневного
восприятия еще не проявленные
реальности и зафиксировать их с
помощью фотоаппарата.

— А как
реагируют женщины, рискнувшие
стать Вашими моделями?

— О! Во-первых, сам
процесс съемки — уже необычное
переживание. Нам не хватает красоты
в жизни! Для женщины это особая
проблема. Потребность исследовать
вопросы — кто я? какая я? — огромна.
Мы остро нуждаемся в форме — не
столько в имидже самом по себе,
сколько в свободе выбора этого
имиджа. Почему я должна быть такой,
какой видят меня магазины? В
некотором смысле это насилие над
личностью — быть всегда
"уложенным" в современную,
пусть даже теплую и удобную, форму.
Как наследники культуры мы
фантастически богаты. Так почему не
позволить себе использовать эти
ресурсы? Я даю женщине возможность
побыть той и такой, какова она есть
на глубинном, полуосознанном
уровне. Результат? Девушка смотрит
на свои фото. Не верит: не я! Не может
быть! А потом, в какие-то секунды,
вдруг меняется — лицо, взгляд,
манеры. Становится такой, как на
фотографии. Прекрасной! И более
свободной! Тут уже бывают искренние
слезы. Восторг, благодарность.
Забывается, что стоило это
переживание недешево. Иногда
человек готов любые деньги отдать,
чтобы только продлить пребывание в
своей собственной виртуальной
реальности. Искусство, как и любовь,
прекрасное средство избавления от
комплексов. Глядя на свои шикарные
фотографии, мы сами становимся
красивее.

— Как Вы
пришли к этому пленительному
синтезу фотографии, театра, истории
и искусства?

— Никакой особой
революционности в своем творчестве
я не ощущаю. Более того, уверена, что
уже существуют художники с более
или менее аналогичными
концепциями. Мне кажется, что за
подобного рода фотографией —
будущее. За фотографией, которая
дает человеку шанс лучше узнать
себя. И, в конце концов, просто
неплохо провести время в
мастерской. Ведь одна из
фундаментальных потребностей
психики — "чтобы было
интересно", "чтобы было
нескучно". А у меня на съемках
скучать не приходится.

Рассказать
обо всех "волшебных" приемах
Елены Колосовой в работе с моделями
просто непосильно. Любая женщина
может сама прийти и пережить под
чутким взглядом Елениного
объектива превращения в пиковую и
бубуновую даму, в райскую птицу и
разъяренную пантеру!

Мне же
хочется обратиться к тем робким
романтикам, какой была я до встречи
с Колосовой: не отрекайтесь от
своих "параллельных миров", не
корите себя за мечтательность. Все
прекрасные образы души —
действительны. Они существуют и
делают нас лучше.

Наталья
УШКОВА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры