издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Не дай бог жить в эпоху перемен!"

"Не
дай бог жить в эпоху перемен!"

Открытие
нового театрального сезона —
ежегодный праздник для актеров и
зрителей. Его ждут, к нему
готовятся, настраивая себя на волну
хорошего настроения.

1 октября
открывает сезон областной театр
драмы имени Охлопкова. В большом и
малых залах идут репетиции, в
коридорах царит благоговейная
тишина. Все вроде как и прежде. Все,
но вот что-то изменилось.
Настроение?

— В новый
сезон вступать страшно, — говорит
Анатолий Стрельцов, директор
театра, который славится своим
оптимизмом, шутками, неукротимым
бойцовским характером. — В
последнее время было сложно, порой,
очень сложно, но мы знали — мы нужны,
наше искусство необходимо людям.
Но, посудите, сегодня правительство
долго ищет человека, который смог
бы заниматься социальными
вопросами, значит, оно вообще не
знает, как решать проблемы
бюджетной сферы. На нас не
распространяется государственная
политика, мы все остаемся
брошенными. И сколько бы ни
говорилось об искусстве и истории,
побеждает древнеримское: "Хлеба
и зрелищ". Мы помним все, но
забываем о том, что стало с этой
великой империей.

— Может быть,
вы сгущаете краски, не все так
мрачно? Многие проблемы бюджетных
работников решаются на местах. Не
поможет администрация — интересы
людей смогут защитить депутаты
Законодательного собрания.

— Спросите у
депутатов, кто из них в последний
раз был в музее, на концерте в
филармонии, в театре. Сегодня у
многих интерес к искусству
равняется нулю, новое поколение
просто не испытывает потребности в
культуре. Это слово уходит из
лексикона современного человека.
Процесс идет так, как диктуют
бездуховные люди.

В Иркутске
стало модным говорить о любви к
городу, его истории, но из тех, у
кого есть деньги, хоть кто-нибудь
привез бесплатно на реконструкцию
здания театра машину кирпича или
бетона? Никто! Зато мы гордимся тем,
что сто лет назад на шестьдесять
процентов театр построен за счет
купечества. Медленно, но верно мы
все превращаемся в манкуртов,
бездумных марионеток, управляемых
вкусом "Ксюши в юбочке из
плюша". Кто будет давать деньги
на культуру, кто будет заботиться о
духовном развитии общества?

— Социальные
проблемы — общая беда. К вашему
театру, как к никакому учреждению
культуры, отношение особенное:
реконструкция старого здания будет
завершена в срок. В этом сегодня
никто не сомневается.

— Это
исключение из правки. Спасибо
Борису Александровичу Говорину,
который взял это объект под свою
личную опеку. Но посмотрите на
карту России: во многих их городах
происходит подобное? Увы…

А сколько
других проблем! С 1991 года мы не
приобретаем нового оборудования
для сцены, не можем модернизировать
и совершенствовать ее устройство. В
лучшем случае ремонтируем трубы и
латаем старые крыши. Я сейчас
говорю не только о нашем театре, обо
всех учреждениях культуры, которые,
занимаясь творчеством, затрачивают
гигантские усилия на организацию
его процесса. В этом вина и беда
наша. Обещанного закона о театре
нет, но если бы он и был, то не
исполнялся бы. Люди стали изгоями —
у них нет права на жилье, отдых,
нормальную работу, нет социальной
защищенности. Например, в нашем
театре сегодня работает молодой
актер Саша Братенков, который в
ближайшие годы вряд ли сможет для
своей семьи получить или купить
квартиру. Таких актеров во всем
театрам наберется множество.

С такими
грустными мыслями мы и будем
открывать новый сезон. Надо бы
радоваться, а испытываешь только
чувство опасения. Выделяются
деньги на заработную плату, но
никто не думает о том, как спектакли
ставить, чем компенсировать
удорожание. Когда искусство
начинает выживать, оно умирает.

— "И
все-таки я верю"… Помните? Жизнь
не остановишь, и жить надо, поэтому
о ваших планах на сезон. Каковы они?

— Сложно
составлять планы, когда непонятно,
как и для кого их осуществлять.
Население под названием российская
интеллигенция в театр не очень-то
ходит — нет денег на билеты. А
потребности тех, у кого есть деньги,
не хочется удовлетворять.

Трудно
поступаться принципами. Будем
работать для той части людей,
которые испытывают настоящее
чувство любви к высокому. Мы не
разочаровываемся, верим, что рано
или поздно наше видение мира будет
востребовано широко. Поэтому
спектакль "Привидения" Ибсена
мы планируем выпустить в начале
декабря. Думаем о Софокле, Еврипиде
— классической трагедии Древней
Греции. В планах — современные
драмы, комедии, пьесы русских и
зарубежных драматургов.

— 149-й сезон —
это предстарт юбилея, которым могут
гордиться единицы российских
театров. Кроме репертуара,
постановки спектаклей, что можно
выделить?

— Освоение
нового пространства. После
реконструкции наша сцена будет
оснащена техникой, соответствующей
современным театральным
требованиям: компьютерным
программированием света, звука,
всей механики перемен декораций.
Поэтому нужна учеба специалистов.
Мы привыкли к бедности, и для нас
станет проблемой эксплуатация и
освоение нового оборудования.

Сейчас мы
ведем переговоры с Московским
Художественным театром имени
Чехова, его специалистами, будем
учиться у них и сотрудничать к ними.
Надеемся начать с техники и перейти
к творческим взаимоотношениям —
приглашению художников и
режиссеров.

Хочется,
чтобы наш театр как был, так и
оставался интеллигентным. И даже в
"кассовой" пьесе мог стать
масштабным и содержательным,
противостоять поделкам массовой
культуры.

Да,
оптимистического разговора с
директором театра не получилось.
Кстати, сегодня он вынужден был
отказаться, по тем же экономическим
причинам, от интереснейшей
гастрольной поездки в Индию.
Заканчивая беседу Анатолий
Стрельцов вслед за персонажем
пьесы с грустью заметил: "Не дай
бог жить в эпоху перемен".

Беседу
вела Светлана ЖАРТУН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры