издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Виолончель -- это когда кто-то большой и добрый поет с закрытым ртом..."

"Виолончель
— это когда кто-то большой и добрый
поет с закрытым ртом…"

Людмила
ПОТЕМКИНА

Многие не
очень любят заниматься
педагогической работой — хлопотно,
трудоемко, ответственно и прочее. И
все же когда перед иркутянами
встала задача создания своего
высокопрофессионального,
способного к конкуренции
симфонического оркестра, музыканты
пришли к выводу, что надо начинать с
воспитания будущих солистов, и
стали набирать детей для обучения
игре не только на скрипке и
фортепиано, но и на других
инструментах симфонического
оркестра. Одиннадцатилетняя Римма
Граблевская увидела объявление о
наборе в класс виолончели,
возрастной ценз — двенадцать лет.
До 12 не хватало одного месяца, и все
же девочка решила попробовать. Этот
инструмент ей очень нравился.
Особенно пришелся по душе тембр —
точь-в-точь как у мамы, когда она
поет колыбельные песни.

После
прослушивания учителя Центральной
музыкальной школы решили зачислить
способного ребенка в класс
виолончели, преподавателем стал
Михаил Аранович (сейчас он живет в
Австралии). Учеба шла стремительно
— семилетка была пройдена за четыре
года. В 15 лет Римма поступает в
Иркутское музыкальное училище, и
уже на четвертом курсе ее, учащуюся,
приглашают преподавать в детской
музыкальной школе, а сразу после
окончания училища задействуют в
летнем концертном сезоне. Кстати,
из-за этого пришлось отложить
поступление в вуз. Сейчас Римма
Викторовна, смеясь, вспоминает
эпизод своей биографии: для
перевода на стационарную форму
обучения нужно было сдать экзамен
по физкультуре — с лету сделать по
десятку "пистолетов"
(приседаний) на каждой ноге. И если
все остальные дисциплины
специального и теоретического
циклов сдала сравнительно легко, то
наращивать мышечную силу пришлось
даже ночами — отжиматься,
подтягиваться, делать упражнения.

Граблевская
— "музыкальная внучка"
Ростроповича, так как в
консерватории училась у Валентины
Балон и Давида Григоряна — ученика
Мстислава Леопольдовича. (В училище
педагогами Риммы были Михаил
Аранович и Галина Коцюба).

Пара лет
отработки в симфоническом оркестре
Барнаула, затем возвращение в
родной Иркутск. Вот уже двадцать
четыре года виолончелистка
трудится в филармонии. В ее
репертуаре — десяток концертов.
Бабаджанян, Бах, Вивальди, Гендель,
Кабалевский, Шостакович, полсотни —
даже больше — сонат. Виртуозно
владея виолончелью, Граблевская
овладела параллельно игрой на
других музыкальных инструментах —
блокфлейтах, лире.

Коллеги
отмечают у виолончелистки главное,
на их взгляд, качество —
исключительное чувство ансамбля,
умение слушать партнера. Кроме
того, артистка не жалеет времени,
чтобы лишний раз прослушать свою
партию в стенах зала, где состоится
концерт, — помещение должно
отзываться акустически. Для
профессии музыканта чрезвычайно
важно умение читать с листа, быстро
учить текст, беспрекословно
слушаться дирижера, всеми этими
качествами оркестрант старается
овладеть в совершенстве.

Совершенно
особый период творческой
деятельности — выступление в
ансамбле солистов Иркутской
филармонии под руководством В.
Карпенко. Здесь музыканты взялись
за возрождение сочинений
композиторов, незаслуженно забытых
россиянами. А ведь Бортнянский,
Фомин, Ванжура, Козловский,
Дубянский обладали европейской
школой, впитав достижения русской
церковной музыки.

Граблевская
не мыслит себя без педагогической
практики. Лишь самое последнее
время, года три-четыре, Римма
Викторовна не преподает в детской
музшколе, а в училище она ведет
класс камерного ансамбля
постоянно. Много и иллюстраторской
деятельности. Среди учеников
виолончелистки выделяется Татьяна
Шишкина, она даже обогнала мэтра,
стала концертмейстером группы
виолончелей симфонического
оркестра. В Братском музыкальном
училище работает Елена Ненарокова.

Отдельная
глава — гастроли. Сольно
оркестрантка выступала не
единожды. В Абакане, на концерте
современной музыки по линии Союза
композиторов, Граблевская сыграла
произведения Лидии Янковской, в
Новокузнецке (Кузбасс) в 1988 году —
исполнение декабристской
программы. Ансамблем
гастролировали в США, Новосибирске.
А уж с симфоническим оркестром
побывали во многих городах и весях.

Из отзывов
музыкального критика и
обозревателя классической музыки
американца К. Каммерера: "…
Струнные, особенно виолончель,
обладали хорошим тоном, и это было
лучшее, что я когда-либо слышал.
Если судить по этой программе
(программе ансамбля В. Карпенко),
богатство музыки нас ждет такое же
огромное, как и богатство самой
Сибири".

Любовь к
музицированию привилась и детям:
старший сын, Стас, уже с девяти лет
играл с оркестром (сюита И.С. Баха,
концерт Глюка для флейты с
оркестром, дирижер П. Грибанов).
Младший, Миша, учился играть на
трубе. Сейчас они студенты, один —
на физфаке ИГУ, другой — в
аспирантуре ИГЭА.

Чем же
отличается деятельность
Граблевской в Иркутском
симфоническом? Вечной
неудовлетворенностью своей игрой,
неутомимостью в работе, желанием
созидать лучше, продуктивнее.

Всегда с
желанием исполняет музыку эпохи
Возрождения, Баха, Моцарта, а также
современный авангард. Баха любит за
философскую глубину, а современных
композиторов — за оригинальный
язык, остроту, новизну.

Работы в
оркестре много, и тем отраднее, что
среди артистов имеются люди,
встречающие юбилей своего
коллектива с завидным оптимизмом.
Среди них Римма Граблевская.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры