издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О собрании (сходе), конференции граждан в Иркутской области

О
собрании (сходе), конференции
граждан в Иркутской области

Настоящий
Закон в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" и Законом Иркутской
области "О местном
самоуправлении в Иркутской
области" определяет полномочия,
порядок созыва и проведения
собрания (схода), конференции
граждан в Иркутской области (далее
— область), принятия и изменения их
решений.

Глава
I
Общие положения

Статья 1.
Собрание (сход), конференция
граждан

1. Собрание
(сход) граждан — форма
непосредственного участия граждан,
проживающих на определенной
территории, в решении вопросов,
отнесенных законодательством к его
компетенции.

Конференция
граждан — форма участия граждан,
проживающих на определенной
территории, в решении
соответствующих вопросов через
избранных ими представителей.

2. Собрание
(сход) граждан может проводиться на
всей территории муниципального
образования по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования в
соответствии с федеральным и
областным законодательством к
ведению муниципального
образования.

3. На
территории муниципального
образования, где не образован
представительный орган местного
самоуправления, собрание (сход)
граждан осуществляет полномочия
указанного органа, установленные
федеральными законами, законами
области, уставом муниципального
образования.

4. Собрание
(сход) граждан может проводиться на
определенной части муниципального
образования, на которой
осуществляется территориальное
общественное самоуправления, по
вопросам, отнесенным к ведению
этого территориального
общественного самоуправления. В
этом случае собрание (сход) граждан
является формой территориального
общественного самоуправления.

5. Собрание
(сход) граждан может проводиться на
всей территории муниципального
образования или на его
определенной части, за исключением
случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4
настоящей статьи, по вопросам, для
решения которых требуется учесть
мнение населения соответствующей
территории. В этом случае собрание
(сход) является формой выявления
мнения населения.

6.
Конференция граждан может
проводиться на всей территории
муниципального образования по
вопросам местного значения,
отнесенным к ведению
муниципального образования, а
также на определенной части
муниципального образования, на
которой осуществляется
территориальное общественное
самоуправление, по вопросам,
отнесенным к ведению
территориального общественного
самоуправления.

Статья 2.
Правовое регулирование порядка
созыва и проведения собрания
(схода), конференции граждан

Порядок
созыва и проведения собрания
(схода), конференции граждан,
принятия и изменения их решений,
пределы компетенции
устанавливаются уставом
муниципального образования,
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления в
соответствии с настоящим Законом и
иными законами области.

Статья 3.
Право граждан на участие в собрании
(сходе), конференции

В собрании
(сходе), конференции имеет право
участвовать каждый гражданин,
постоянно или преимущественно
проживающий на территории, на
которой проводятся собрание (сход),
конференция, и достигший на день
проведения собрания (схода),
конференции 18 лет.

Законом
области, уставом муниципального
образования может быть
предусмотрено участие в собрании
(сходе), конференции, являющихся
формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, граждан,
проживающих на территории, на
которой проводятся собрание (сход),
конференция, и достигших на день
проведения 16 лет, а также граждан,
не проживающих на данной
территории, являющихся
собственниками недвижимого
имущества, расположенного на этой
территории.

В собрании
(сходе), конференции не имеют права
участвовать граждане, признанные
судом недееспособными, а также
содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.

Какие-либо
прямые или косвенные ограничения
прав граждан на участие в собрании
(сходе), конференции в зависимости
от происхождения, социального и
имущественного положения, расовой
и национальной принадлежности,
пола, языка, отношения к религии,
принадлежности к общественным
объединениям, политических и иных
взглядов, рода и характера занятий,
времени проживания в данной
местности запрещаются.

Статья 4.
Общие принципы проведения собрания
(схода), конференции граждан

Участие
граждан в собрании (сходе),
конференции является свободным и
добровольным. Никто не вправе
оказывать принудительное
воздействие на участие или
неучастие граждан в собрании
(сходе), конференции, а также на их
свободное волеизъявление.

Граждане
участвуют в собрании (сходе),
конференции на равных основаниях.
Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 5.
Компетенция собрания (схода),
конференции граждан

1. На собрание
(сход), конференцию граждан,
проводимые на всей территории
муниципального образования, могут
выноситься вопросы местного
значения, отнесенные уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, имеющие
социально-экономическое,
общественно-политическое и
культурное значения для развития
территории.

На собрание
(сход), конференцию граждан,
проводимые на всей территории
муниципального образования, не
могут выноситься следующие
вопросы:

— принятие
планов и программ развития
муниципального образования,
утверждение отчетов об их
исполнении;

— принятие и
изменение бюджета муниципального
образования, отчета о его
исполнении;


установление порядка управления и
распоряжения муниципальной
собственностью;


установление местных налогов,
сборов и льгот по ним;

— принятие
чрезвычайных и срочных мер по
обеспечению здоровья и
безопасности населения;

— досрочное
прекращение полномочий главы
муниципального образования,
представительного органа местного
самоуправления;

— исполнение
и изменение финансовых
обязательств муниципального
образования.

2. На собрание
(сход), выполняющее функции
представительного органа местного
самоуправления, выносятся вопросы,
отнесенные уставом муниципального
образования к ведению этого органа.

3. На собрание
(сход), конференцию граждан,
являющиеся формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, выносятся вопросы,
отнесенные законом области,
уставом муниципального
образования и иными нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления к ведению собрания
(схода), конференции.

4. На собрание
(сход) граждан, являющееся формой
выявления мнения населения,
выносятся вопросы, находящиеся в
компетенции органов
государственной власти области, а
также органов местного
самоуправления, для решения
которых в соответствии с законами
области, уставом муниципального
образования и иными нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления требуется учесть
мнение населения соответствующей
территории.

Глава 2
Созыв собрания (схода), конференции
граждан

Статья 6.
Созыв собрания (схода), конференции
граждан

1. Собрание
(сход), конференция граждан на всей
территории муниципального
образования по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, созываются
представительным органом местного
самоуправления.

2. В случае
выполнения собранием (сходом)
граждан функций представительного
органа оно созывается главой
муниципального образования по мере
необходимости, но не реже чем 2 раза
в год.

3. Собрание
(сход), конференция граждан,
являющиеся формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, созываются в
порядке, установленном законом
области, уставом муниципального
образования, нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.

4. Собрание
(сход) граждан, являющееся формой
выявления мнения населения,
созывается представительным
органом местного самоуправления
соответствующего муниципального
образования или Законодательным
собранием области.

Статья 7.
Инициатива созыва собрания (схода),
конференции граждан

1. Собрание
(сход), конференция граждан на всей
территории муниципального
образования по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, проводятся по
инициативе:

— главы
муниципального образования (мэра);

— 1/3
депутатов представительного
органа местного самоуправления;

— граждан,
имеющих право на участие в собрании
(сходе), конференции. Количество
граждан муниципального
образования, от имени которых может
вноситься предложение о созыве
собрания (схода), конференции,
определяется уставом
муниципального образования, однако
не может быть менее пяти процентов
от числа граждан, имеющих право
участвовать в собрании (сходе),
конференции граждан. Если уставом
не определено указанное количество
граждан, то оно равняется пяти
процентам от числа граждан, имеющих
право участвовать в собрании
(сходе), конференции;

— других
субъектов, предусмотренных уставом
муниципального образования.

Инициатива
депутатов представительного
органа местного самоуправления,
главы муниципального образования
(мэра), других субъектов,
предусмотренных уставом
муниципального образования,
оформляется в письменной форме с
указанием вопросов, которые
предполагается рассмотреть на
собрании (сходе), конференции
граждан, и направляется в
представительный орган местного
самоуправления.

Требование о
проведении собрании (схода),
конференции по инициативе граждан
должно быть оформлено в виде
подписных листов, в которых должны
быть указаны: вопросы, выносимые на
рассмотрение собрание (схода),
конференции граждан;
ориентировочные сроки проведения;
фамилия, имя, отчество, год
рождения, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа
каждого гражданина,
поддерживающего требование о
созыве собрания (схода),
конференции, его адрес места
жительства, подпись и дата внесения
подписи.

Подписные
листы подписываются инициаторами
собрания (схода), конференции
граждан и направляются в
представительный орган местного
самоуправления.

Бланки
подписных листов изготавливаются
по форме, указанной в приложении 1 к
настоящему Закону.

2. В случае
выполнения собранием (сходом)
граждан функций представительного
органа местного самоуправления оно
проводится по инициативе:

— главы
муниципального образования (мэра);

— граждан,
имеющих право на участие в собрании
(сходе). Порядок определения
количества граждан, которые могут
внести предложения о созыве
собрания (схода), а также порядок
оформления инициативы граждан о
проведении собрания (схода)
установлены пунктом 1 настоящей
статьи.

Подписные
листы подписываются инициаторами
собрания (схода) и представляются
главе муниципального образования
(мэру).

Бланки
подписных листов изготавливаются
по форме, указанной в приложении 1 к
настоящему Закону.

3. Собрание
(сход), конференция граждан,
являющиеся формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, проводятся по
инициативе субъектов, определенных
законом области, уставом
муниципального образования, иными
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.

4. Собрание
(сход) граждан, являющееся формой
выявления мнения населения,
проводится по инициативе:

— граждан,
имеющих право на участие в собрании
(сходе). Количество жителей
муниципального образования или его
части, от имени которых может
выноситься предложение о созыве
собрания (схода), определяется в
соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи;

— других
субъектов, предусмотренных уставом
муниципального образования.

Статья 8.
Особенности созыва конференции
граждан

Если
собрание (сход) граждан созвать не
представляется возможным, в
соответствии с уставом
муниципального образования может
быть созвана конференция граждан.

Норма
представительства делегатов на
конференцию устанавливается
уставом муниципального
образования, иными нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления, но не может быть
меньше чем один делегат от 100
граждан, имеющих право на участие в
конференции.

Выборы
делегатов на конференцию
проводятся на собраниях жителей
населенных пунктов, жилых районов,
микрорайонов (кварталов), групп
домов, домов и считаются
правомочными при участии в них
более половины граждан,
проживающих на соответствующей
территории и имеющих право на
участие в голосовании.

Решение
собрания об избрании делегатов
принимается простым большинством
голосов открытым голосованием.

Статья 9.
Принятие решения о созыве собрания
(схода), конференции граждан

1. В случае
проведения собрания (схода),
конференции граждан на всей
территории муниципального
образования по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, представительный
орган местного самоуправления
обязан принять в течение 10 дней со
дня поступления требования о
созыве собрания (схода),
конференции граждан одно из
следующих решений:

— о созыве
собрания (схода), конференции
граждан;

— об
отклонении требования о созыве
собрания (схода), конференции
граждан в случае нарушения порядка
созыва собрания (схода),
конференции граждан,
установленного настоящим Законом,
уставом муниципального
образования, нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.

В случае
принятия решения о созыве собрания
(схода), конференции граждан
представительный орган местного
самоуправления определяет время и
место их проведения.

2. В случае
выполнения собранием (сходом)
граждан функций представительного
органа местного самоуправления
глава муниципального образования
обязан в течение 10 дней со дня
поступления требований граждан
принять решение о созыве собрания
(схода) граждан, определив время и
место его проведения.

3. Решение о
созыве собрания (схода),
конференции граждан, являющихся
формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, принимается в
порядке, определенном законом
области, уставом муниципального
образования, нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.

4. Решение о
созыве собрания (схода) граждан,
являющегося формой выявления
мнения населения, принимается
представительным органом местного
самоуправления в порядке,
установленном пунктом 1 настоящей
статьи, или

Законодательным
собранием области большинством
голосов от присутствующих на
заседании депутатов.

5. Решение об
отклонении требования о созыве
собрания (схода), конференции
граждан может быть обжаловано в
суд.

Глава
3
Порядок подготовки и проведения,
финансирование собрания (схода),
конференции граждан

Статья 10.
Организация собрания (схода),
конференции граждан

1. Подготовку,
проведение собрания (схода),
конференции граждан на всей
территории муниципального
образования по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, а также подготовку и
проведение собрания (схода)
граждан, являющегося формой
выявления мнения населения, и
подведение их итогов проводит
комиссия, члены которой
назначаются представительным
органом местного самоуправления
либо соответственно
Законодательным собранием области
одновременно с принятием решения о
созыве собрания (схода) граждан.

2. Подготовку,
проведение собрания (схода)
граждан, выполняющего функции
представительного органа местного
самоуправления, и подведение его
итогов проводит комиссия, члены
которой назначаются главой
муниципального образования.

3. Подготовка,
проведение собрания (схода),
конференции граждан, являющихся
формой территориального
общественного самоуправления,
осуществляются в порядке,
установленном законом области,
уставом муниципального
образования, нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.

Статья 11.
Оповещение населения о собрании
(сходе), конференции граждан

Организаторы
собрания (схода), конференции
граждан заблаговременно, не
позднее чем за 5 дней, оповещают
всех граждан, проживающих на
территории муниципального
образования или части его
территории, о времени о месте
проведения собрания (схода),
конференции граждан и вопросах,
которые выносятся на их обсуждение,
используя для этого средства
массовой информации, почтовые
извещения, объявления и иные
возможные средства.

Статья 12.
Правомочность собрания (схода),
конференции граждан

Собрание
(сход) граждан считается
правомочным при участии в нем более
половины граждан, имеющих право на
участие в собрании (сходе).

В случае
вынесения на собрание (сход)
граждан вопроса о создании,
реорганизации или упразднении
муниципального образования,
установлении или изменении его
границ собрание (сход) считается
правомочным при участии в нем не
менее 2/3 граждан, имеющих право на
участие в собрании (сходе).

Конференция
граждан считается правомочной при
участии в ней не менее 2/3 делегатов.

Статья 13.
Порядок проведения собрания
(схода), конференции граждан

Перед
открытием собрания (схода),
конференции граждан проводится
обязательная регистрация
участников с указанием фамилии,
имени, отчества, года рождения,
адреса места жительства.

Регистрацию
участников осуществляют
уполномоченные на это комиссией
лица.

Для ведения
собрания (схода), конференции
граждан избираются председатель,
секретарь и в случае необходимости
счетная комиссия.

Вопросы
повестки дня собрания (схода),
конференции граждан утверждаются
большинством голосов от
присутствующих.

Регламент
работы собрания (схода),
конференции граждан и порядок
голосования (открытое или тайное)
определяются собранием (сходом),
конференцией граждан в
соответствии с уставом
муниципального образования и иными
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.

Статья 14.
Протокол собрания (схода),
конференции граждан

На собрании
(сходе), конференции граждан
ведется протокол, в котором
указываются: дата и место
проведения собрания (схода),
конференции; общее число граждан,
проживающих на соответствующей
территории и имеющих право
принимать участие в собрании
(сходе), конференции граждан;
количество присутствующих;
фамилия, имя, отчество
председателя, секретаря и членов
счетной комиссии собрания (схода),
конференции; повестка дня;
содержание выступлений; результаты
голосования и принятые решения.
Протокол составляется в двух
экземплярах по форме, указанной в
приложении 2 к настоящему Закону, и
подписывается председателем и
секретарем собрания (схода),
конференции. К протоколу
прикладывается список граждан,
зарегистрированных собранием
(сходом), конференцией.

Один
экземпляр протокола собрания
(схода), конференции граждан
подлежит передаче органам местного
самоуправления в трехдневный срок
с момента их проведения.

Статья 15.
Решение собрания (схода),
конференции граждан

Решение
собрания (схода), конференции
граждан принимается открытым или
тайным голосованием.

Решение
собрания (схода), конференции
граждан считается принятым, если за
него проголосовало более половины
граждан, присутствующих на
собрании (сходе), конференции.

Изменения и
дополнения в принятое решение
могут вноситься исключительно
собранием (сходом), конференцией
граждан.

Решение,
принятое собранием (сходом),
конференцией граждан, может быть
отменено только собранием (сходом),
конференцией граждан, если иное не
установлено законом области.

Решение
собрания (схода), конференции
граждан, противоречащее
законодательству, может быть
обжаловано в суд.

Один
экземпляр решения собрания (схода),
конференции граждан подлежит
передаче органам местного
самоуправления в трехдневный срок
с момента их проведения.

Статья 16.
Исполнение решения собрания
(схода), конференции граждан

1. Решение,
принятое на собрании (сходе),
конференции граждан, проведенных
на всей территории муниципального
образования, по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, а также решение,
принятое на собрании (сходе),
граждан, выполняющем функции
представительного органа местного
самоуправления, имеет обязательный
характер для органов и должностных
лиц местного самоуправления,
предприятий, учреждений,
организаций, находящихся на
территории данного муниципального
образования, а также для граждан,
имеющих право на участие в собрании
(сходе), конференции в соответствии
со статьей 3 настоящего Закона. Если
для его реализации требуется
издание нормативного правового
акта, орган местного
самоуправления муниципального
образования, в чью компетенцию
входит данный вопрос, обязан
принять такой акт.

Неисполнение
решения, принятого на собрании
(сходе), конференции граждан, влечет
ответственность в соответствии с
законодательством.

2. Порядок
исполнения решения собрания
(схода), конференции граждан,
являющихся формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, устанавливается
законом области, уставом
муниципального образования,
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.

3. Решение,
принятое на собрании (сходе),
граждан, являющемся формой
выявления мнения населения,
учитывается органами
государственной власти области,
органами местного самоуправления
при рассмотрении соответствующих
вопросов.

Статья 17.
Обнародование решения, принятого
собранием (сходом), конференцией
граждан

Решение,
принятое собранием (сходом),
конференцией граждан, доводится до
сведения граждан, проживающих на
территории, установленной для
проведения собрания (схода),
конференции, через средства
массовой информации и иными
способами не позднее чем в
десятидневный срок со дня принятия
решения.

Статья 18.
Финансирование собрания (схода),
конференции граждан

1. Расходы,
связанные с подготовкой и
проведением собрания (схода),
конференции граждан на всей
территории муниципального
образования по вопросам местного
значения, отнесенным уставом
муниципального образования к
ведению муниципального
образования, а также собрания
(схода) граждан, выполняющего
функции представительного органа
местного самоуправления,
производятся за счет средств
соответствующего местного бюджета.

2. Расходы,
связанные с подготовкой и
проведением собрания (схода),
конференции граждан, являющихся
формой осуществления
территориального общественного
самоуправления, производятся за
счет средств соответствующего
органа территориального
общественного самоуправления.

3. Расходы,
связанные с подготовкой и
проведением собрания (схода)
граждан, являющегося формой
выявления мнения населения,
производятся за счет средств
соответствующего местного бюджета,
если такое собрание (сход)
проводится по решению
представительного органа местного
самоуправления, и за счет средств
областного бюджета, если такое
собрание (сход) проводится по
решению Законодательного собрания
области.

Глава
4
Заключительные положения

Статья 19.
Ответственность за нарушение
настоящего Закона

Лица,
нарушившие положения настоящего
Закона, препятствующие путем
насилия, угроз или подкупа
свободному осуществлению
гражданами их права участвовать в
собрании (сходе), конференции, вести
агитацию, а также лица, совершившие
подлог документов собрания (схода),
конференции, заведомо неправильный
подсчет голосов, привлекаются к
ответственности в соответствии с
действующим законодательством.

Статья 20.
Вступление в силу настоящего
Закона

Настоящий
Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Губернатор
Иркутской области
Б.А. ГОВОРИН.
15 марта 1999 г.
N 18-оз

Подписной
лист

Мы,
нижеподписавшиеся, поддерживаем
инициативу о проведении
_________________________________
(сроки проведения
собрания (схода) граждан)

собрания
(схода) граждан с формулировкой
вопроса ______________________________________

N
N
Фамилия,
имя,
отчество
Дата рождения Адрес места жительства Серия, номер
паспорта или
заменяющего
его документа
Дата подписи Подпись
1.            
2.            
           
10.            

Подписной
лист удостоверяю _____________________
(фамилия,
имя, отчество, дата рождения, место
жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)

Протокол
собрания (схода) граждан ________________
(наименование
территории: муниципального
образования, поселения,
микрорайона, квартала, улицы, двора,
дома, жилищного комплекса и т.д.)

  "____"________199 г.
(дата
проведения)
_______________________________________ (место
проведения)
Общее
число граждан, проживающих
на соответствующей территории
и
имеющих право на участие в
собрании
(сходе) граждан
_______________________________________
Присутствовали: _______________________________________
Председатель
собрания (схода)
(фамилия,
имя, отчество)

Секретарь
(фамилия,
имя, отчество)

_______________________________________

 

Повестка
дня:

1.0 …
Доклад …

2.0 …
Информация …

1.
СЛУШАЛИ:
… — краткая запись выступления
или текст доклада (прилагается)

ВЫСТУПИЛИ:
… — краткая запись выступления

… —
краткая запись выступления

РЕШИЛИ
1 …

2 …

Результаты
голосования : "ЗА" —
"ПРОТИВ" —

Решение
принято (не принято)

2.
СЛУШАЛИ:
… — краткая запись выступления

ВЫСТУПИЛИ:

… — краткая запись выступления

РЕШИЛИ:
1 …

Результаты
голосования: "ЗА" —
"ПРОТИВ" —

Решение
принято (не принято)

Председатель подпись расшифровка
подписи

Секретарь подпись расшифровка
подписи

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры