издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение "настоящего художника"

  • Автор: Лейла МУСТАФАЕВА, журналист

Возвращение
"настоящего художника"

9 лет
находилась в руках реставраторов
мастерских Эрмитажа картина
известного голландского художника
16-17 века Хендрика Тербрюггена
"Увенчание Христа терниями".
Ее возвращение на сибирскую землю
для ценителей искусства стало
огромным событием. Шедевр
приобретенный Иркутским
Художественным музеем в 1950 году у
частного лица, на днях вновь занял
свое законное место в картинной
галерее. Теперь "Увенчание
Христа терниями" может увидеть
любой желающий.

Уже при жизни
Тербрюггена называли
"единственным настоящим
художником Голландии". И сегодня
в нашей стране имеется всего две
картины мастера (вторая — в
Эрмитаже). Ценность творчества
голландца не только в его
талантливой живописи. История
должна быть благодарна и за ту
преемственность поколений
художников, важным звеном которой
выступил Тербрюгген — один из его
учеников стал учителем великого
Рембрандта.

Первые
реставрационные работы картины
были сделаны в конце прошлого —
начале нынешнего века. То ли шедевр
попал к мастеру не золотых рук, то
ли реставрационные технологии еще
не достигли приемлемого уровня, но
картина полностью потеряла
прозрачность. Ее возрождение
оказалось делом непростым. Когда
совет ведущих сотрудников Эрмитажа
провел раздублировку холста,
выяснилось, — покрытие произведено
мебельным лаком такой толщины, что
его сложно разложить.

Теперь
картина избавилась от былой
желтизны, реставрационных
тонировок столетней давности и
представляет именно авторскую
живопись. Сделан новый раздвижной
подрамник. Разговор об ее оценочной
стоимости работники музея
предпочитают обойти стороной,
отшучиваясь тем, что шедевры
бухгалтерскому отчету не подлежат.

Вместе с
Тербрюггеном в художественный
музей Иркутска из реставрационных
мастерских вернулись 90 листов
графики Китая, Японии, Западной
Европы и русской. А также две
гравюры А. Дюрера. Еще 8 картин
находятся в стадии оживления.
Полную коллекцию под рабочим
названием "Возрожденные
шедевры" посетители музея смогут
увидеть скорее всего в будущем
году. Об этом рассказала главный
хранитель музея Анна Парфененко. Но
бумага — материал хрупкий, и по
существующему правилу
экспонирование графики должно
длиться не более месяца — за
несколько лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры