издательская группа
Восточно-Сибирская правда
прослушать

Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Иркутской области

Об
организации и деятельности органов
опеки и попечительства в Иркутской
области

Статья 1.
Предмет регулирования настоящего
Закона

Настоящий
Закон регулирует общие вопросы
организации и деятельности органов
местного самоуправления по
осуществлению опеки и
попечительства на территории
Иркутской области (далее — область),
определяет полномочия органов
местного самоуправления как
органов опеки и попечительства, а
также полномочия органов
государственной власти области в
сфере областной государственной
поддержки деятельности по опеки и
попечительству.

Статья 2.
Правовая основа деятельности
органов опеки и попечительства

Органы опеки
и попечительства в своей
деятельности руководствуются
Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российский
Федерации, Семейным кодексом
Российской Федерации, уставами
муниципальных образований, а также
иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации,
области, органов местного
самоуправления.

Статья 3.
Основные задачи органов опеки и
попечительства в области

Основными
задачами органов опеки и
попечительства в области являются:


обеспечение оптимальных условий
для жизни и воспитания детей,
оставшихся без попечения
родителей, и детей, не имеющих
нормальных условий для воспитания
в семье и нуждающихся в помощи
государства;

— защита
личных неимущественных и
имущественных прав и охраняемых
законом интересов
несовершеннолетних лиц;

— защита
личных неимущественных и
имущественных прав и интересов
совершеннолетних лиц, признанных
судом недееспособными, ограниченно
дееспособными, и дееспособных
совершеннолетних лиц, которые по
состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять свои
права и исполнять обязанности;

— защита
имущественных прав лиц, признанных
безвестно отсутствующими.

Статья 4.
Принципы деятельности органов
опеки и попечительства в области

Организация
деятельности органов опеки и
попечительства в области
основывается на принципах:


законодательного обеспечения прав
и законных интересов опекаемых и
подопечных и недопустимости
ограничения уровня защиты этих
прав и интересов;

— разрешения
возникающих споров на основе
законности, гуманности, разумности
и справедливости;


ответственности за нарушение прав
и законных интересов опекаемых и
подопечных;

— поддержки
со стороны органов государственной
власти области семьи, деятельности
органов опеки и попечительства, а
также воспитательных, лечебных
учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других
аналогичных учреждений;

— приоритета
семейного воспитания детей.

Статья 5. Полномочия
органов государственной власти
области в сфере областной
государственной поддержки
деятельности по опеке и
попечительству

1.
Законодательное собрание области:

— в
соответствии с федеральным
законодательством принимает
законы, регулирующие отношения в
сфере опеки и попечительства;

— определяет
законом области иные формы
устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, чем те,
которые установлены Семейным
кодексом Российской Федерации;


устанавливает законом области
размер оплаты труда приемных
родителей и льготы,
предоставляемые приемной семье;


устанавливает законом области
временные минимальные областные
социальные нормы и финансовые
нормативы затрат на содержание
одного ребенка в образовательных
учреждениях и учреждениях
социального обеспечения;


осуществляет иные полномочия в
соответствии с действующим
законодательством.

2.
Администрация области в лице ее
уполномоченных органов:


обеспечивает реализацию законов
области в сфере регулирования
вопросов опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей,
оставшихся без попечения
родителей, опекаемых и подопечных;


осуществляет разработку и
исполнение областных целевых
программ по охране и защите прав
детей, оставшихся без попечения
родителей;


обеспечивает в установленном
порядке создание областных
государственных воспитательных и
лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты населения и
других аналогичных учреждений, а
также поддержку негосударственных
центров по социальной адаптации и
реабилитации детей на базе
образовательных учреждений,
учреждений социального
обслуживания населения и других
учреждений;


осуществляет на территории области
в установленном порядке учет детей,
оставшихся без попечения
родителей, на основании данных
передаваемых органами опеки и
попечительства;


осуществляет в установленном
порядке учет иностранных граждан и
лиц без гражданства, желающих
усыновить детей, являющихся
гражданами Российской Федерации;

— организует
в пределах своих полномочий
устройство детей, оставшихся без
попечения родителей, в семьи
граждан, проживающих на территории
области, а при отсутствии такой
возможности направляет в
установленном порядке сведения об
этом в соответствующий федеральный
орган исполнительной власти для
учета в государственном банке
данных о детях, оставшихся без
попечения родителей;


осуществляет размещение детей,
оставшихся без попечения
родителей, по детским домам,
школам-интернатам общего типа,
школам-интернатам для детей-сирот,
специализированным
школам-интернатам и
школам-интернатам коррекционного
типа;

— определяет
порядок учета лиц, желающих
усыновить детей;

— организует
и осуществляет переподготовку и
повышение квалификации кадров для
органов опеки и попечительства, а
также — для воспитательных и иных
аналогичных специализированных
учреждений по вопросам охраны и
защиты прав несовершеннолетних
лиц;

— оказывает
консультативную и методическую
помощь органам опеки и
попечительства;


осуществляет иные полномочия в
соответствии с действующим
законодательством.

Статья 6.
Органы опеки и попечительства и
организация их деятельности

1.
Органами опеки и попечительства
являются органы местного
самоуправления.

2.
Осуществление функций органов
опеки и попечительства, если иное
не установлено уставом
муниципального образования и
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления,
возлагается:

— на службы
управления образованием
исполнительных органов местного
самоуправления (далее — службы
образования) в отношении
несовершеннолетних лиц;

— на службы
управления здравоохранением
исполнительных органов местного
самоуправления (далее — службы
здравоохранения) в отношении лиц,
признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными;

— на службы
социальной защиты населения
исполнительных органов местного
самоуправления (далее — служба
социальной защиты) в отношении
несовершеннолетних лиц и
дееспособных совершеннолетних лиц,
нуждающихся в установлении опеки и
попечительства по состоянию
здоровья.

3.
Структура органов опеки и
попечительства, их полномочия,
порядок осуществления контроля за
ними определяются нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления на основании устава
муниципального образования в
соответствии с федеральным и
областным законодательством.

Статья 7.
Осуществление деятельности по
опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних лиц

1. Органы
местного самоуправления при
осуществлении деятельности по
опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних лиц решают
вопросы:

— о
назначении опекунов и попечителей;

— об
освобождении, отстранении опекунов
и попечителей от исполнения
возложенных на них обязанностей;

— о
направлении детей в
воспитательные, лечебные
учреждения, учреждения социальной
защиты и другие аналогичные
учреждения;

— о даче
разрешения на совершение сделок по
отчуждению, в том числе обмену или
дарению, имущества подопечного,
сдаче его внаем (в аренду), в
безвозмездное пользование или в
залог; сделок, влекущих отказ от
принадлежащих подопечному прав,
раздел его имущества или выдел из
него долей, а также любых сделок,
влекущих уменьшение имущества
подопечного;

— о даче
разрешения на совершение сделок с
жилыми помещениями, в которых
несовершеннолетние лица временно
отсутствуют, однако на момент
приватизации имеют на это жилое
помещение равные с собственником
либо нанимателем права;

— о даче
разрешения на расходование
опекуном и попечителем доходов
подопечного, в том числе доходов,
причитающихся подопечному от
управления его имуществом, за
исключением установленных случаев;

— о даче
разрешения на раздельное
проживание попечителя с
подопечным, достигшим
шестнадцатилетнего возраста;

— о даче
разрешения на изменение имени
ребенка, а также присвоенной ему
фамилии на фамилию другого
родителя в случаях,
предусмотренных
законодательством;

— о
назначении пособия на содержание
опекаемого ребенка;

— о
назначении представителей для
защиты прав и интересов детей в
случае разногласий между
родителями и детьми;

— об
отобрании ребенка у родителей
(одного из них) или у других лиц, на
попечении которых он находится, при
непосредственной угрозе его жизни
или здоровью;

— о признании
несовершеннолетнего лица
эмансипированным;

— о даче
разрешения на вступление в брак
лицам, не достигшим брачного
возраста;

— по иным
вопросам в соответствии с
действующим законодательством.

Органы
местного самоуправления при
осуществлении деятельности по
опеке и попечительству над
несовершеннолетними лицами в
установленных законодательством
случаях предъявляют иски:

— о взыскании
алиментов на несовершеннолетних
лиц к их родителям (одному из них);

— об
устранении препятствий к общению
ребенка с близкими родственниками;

— о лишении
родительских прав;

— об
ограничении родительских прав;

— по иным
основаниям в соответствии с
законодательством.

Органы
местного самоуправления при
осуществлении деятельности по
опеке и попечительству над
несовершеннолетними лицами
заключают договоры:

— с приемными
родителями (супругами или
отдельными гражданами, желающими
взять детей на воспитание в семью) о
передаче ребенка (детей) на
воспитание в семью;

— о
доверительном управлении
имуществом подопечного.

Органы
местного самоуправления принимают
меры по защите жилищных прав
подопечных и несовершеннолетних
лиц, оставшихся без попечения
родителей, и по обеспечению их
жилой площадью в случаях,
предусмотренных
законодательством.

2. Службы
образования, если иное не
установлено уставом
муниципального образования и
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления:

— организуют
выявление детей, оставшихся без
попечения родителей;

— ведут в
установленном порядке первичный
учет детей, оставшихся без
попечения родителей;


обеспечивают временное устройство
нуждающихся в опеке и
попечительстве несовершеннолетних
лиц, а также сохранность их
имущества;


осуществляют устройство детей,
оставшихся без попечения
родителей, избирая формы
устройства исходя из конкретных
обстоятельств утраты попечения
родителей;

— исполняют
обязанности опекуна (попечителя) до
устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание
в семьи или соответствующие
учреждения;

— дают
рекомендации опекунам
(попечителям) по определению
способов воспитания ребенка,
находящегося под опекой
(попечительством);


осуществляют подбор приемных
родителей в соответствии с
требованиями Семейного кодекса
Российской Федерации;

— проводят
обследования условий жизни детей в
случаях, установленных
законодательством Российской
Федерации, а также лиц,
претендующих на их воспитание;

— оказывают
приемной семье необходимую помощь,
способствуют созданию нормальных
условий жизни и воспитания ребенка
(детей), осуществляют контроль за
выполнением возложенных на
приемных родителей обязанностей по
содержанию, воспитанию и
образованию ребенка (детей);


осуществляют подготовку
документов для устройства детей,
оставшихся без попечения
родителей;

— готовят
документы для досрочного
расторжения договора о передаче
ребенка (детей) на воспитание в
семью в случае возникновения в
приемной семье неблагоприятных
условий для содержания, воспитания
и образования ребенка (детей);


осуществляют контроль за условиями
содержания, воспитания и
образования детей, оставшихся без
попечения родителей;


осуществляют отобрание ребенка у
родителей (одного из них) или у
других лиц, на попечение которых он
находится, при непосредственной
угрозе его жизни или здоровью на
основании акта органа местного
самоуправления;

— разрешают
разногласия между родителями
относительно имени и (или) фамилии
ребенка;

— принимают
участие при рассмотрении в судах
дел об ограничении родительских
прав, лишения родительских прав,
установлении усыновления детей,
споров, связанных с воспитанием
детей, о восстановлении
родительских прав, а также в иных
случаях, предусмотренных
законодательством;

— готовят
заключения о соответствии
усыновления интересам ребенка для
представления их в суд; о
разрешении опекунам и попечителям
расходовать доходы подопечного, в
том числе доходы, причитающиеся
подопечному от управления его
имуществом, за исключением доходов,
которыми подопечный вправе
распоряжаться самостоятельно; о
разрешении на совершение сделок в
установленных законодательством
случаях, а также в иных случаях;


осуществляют защиту прав
выпускников воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты и других
аналогичных учреждений, в которых
они находились на полном
государственном попечении;


рассматривают обращения и
заявления граждан по вопросам
опеки и попечительства, а также
несовершеннолетних лиц,
обратившихся за защитой своих прав,
и принимают по ним необходимые
меры;


осуществляют иные полномочия.

Статья 8.
Осуществление деятельности по
опеке и попечительству в отношении
лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно
дееспособными

1. Органы
местного самоуправления при
осуществлении деятельности по
опеке и попечительству в отношении
лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно
дееспособными, решают вопросы:

— об
установлении опеки,
попечительства;

— о
прекращении опеки, попечительства;

— об
освобождении, отстранении опекуна,
попечителя от исполнения им своих
обязанностей;

— о помещении
лица, признанного судом
недееспособным вследствие
психического расстройства, в
психиатрическое или
психоневрологическое учреждение;

— о
распоряжении имуществом
недееспособного лица при
определении его в
психоневрологическое учреждение
на полное государственное
обеспечение;

— по иным
вопросам в соответствии с
действующим законодательством.

2. Службы
здравоохранения, если иное не
установлено уставом
муниципального образования и
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления:

— выявляют
граждан, страдающих психическими
расстройствами и нуждающихся в
установлении над ними опеки;


осуществляют устройство лиц,
признанных судом недееспособными
вследствие психических
расстройств, в психиатрические или
психоневрологические учреждения;

— выявляют
новорожденных детей, оказавшихся
без попечения родителей,
осуществляют их устройство в
подведомственные учреждения и в
установленный срок сообщают об
этом в органы опеки и
попечительства над
несовершеннолетними лицами по
месту жительства;


осуществляют временное содержание
детей в возрасте до 3 лет в домах
ребенка, а при необходимости — до 4
лет;

— оказывают
необходимую медицинскую помощь до
установления опеки над лицами,
признанными судом недееспособными
вследствие психического
расстройства;

— готовят
документы для предъявления исков в
суд, а также для рассмотрения в суде
дел опекаемых и подопечных;


осуществляют подбор лиц, способных
к исполнению обязанностей опекунов
и попечителей;

— участвуют в
судебных заседаниях по делам
опекаемых и подопечных в
установленных случаях;

— выполняют
иные функции.

Статья 9.
Осуществление деятельности по
опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних лиц и
совершеннолетних дееспособных лиц,
нуждающихся в опеке и
попечительстве по состоянию
здоровья

1. Органы
местного самоуправления при
осуществлении деятельности по
опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних лиц и
совершеннолетних дееспособных лиц,
нуждающихся в опеке и
попечительству по состоянию
здоровья, решают вопросы:

— об
установлении и прекращении
попечительства в форме патронажа;

— об
освобождении либо отстранении
попечителя (помощника) от
выполнения лежащих на нем
обязанностей по попечительству в
форме патронажа;

— по иным
вопросам в соответствии с
действующим законодательством.

2. Службы
социальной защиты, если иное не
установлено уставом
муниципального образования и
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления:

— выявляют
совершеннолетних дееспособных
граждан, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права
и исполнять обязанности и
нуждаются в установлении над ними
попечительства в форме патронажа;

— оказывают
необходимую помощь дееспособным
совершеннолетним лицам, которые по
состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять свои
права и исполнять обязанности, до
установления над ними
попечительства в форме патронажа;


осуществляют в установленных
случаях попечительство в форме
патронажа над лицами, которые по
состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять свои
права и исполнять обязанности;


осуществляют подбор лиц, способных
исполнять обязанности опекунов и
попечителей;


осуществляют контроль за
выполнением попечителями
возложенных на них обязанностей по
реализации прав их подопечных;

— выявляют
несовершеннолетних лиц,
нуждающихся в помощи, и оказывают
им возможную социальную и
материальную помощь;


осуществляют устройство
несовершеннолетних лиц,
нуждающихся в помощи, в социальные
приюты для детей и подростков,
социально-реабилитационные центры
для несовершеннолетних, иные
учреждения социальной защиты в
установленном порядке;


обеспечивают содержание
детей-инвалидов в домах-интернатах
для умственно отсталых детей при
наличии соответствующих показаний;


осуществляют защиту имущественных
прав лиц, признанных безвестно
отсутствующими;


осуществляют устройство
дееспособных совершеннолетних лиц,
нуждающихся в попечительстве по
состоянию здоровья, в
соответствующие стационарные
учреждения социального
обслуживания;

— участвуют в
судебных заседаниях по делам
подопечных и несовершеннолетних
лиц в установленных случаях;

— выполняют
иные функции по опеке и
попечительству.

Статья 10.
Количественный норматив
специалистов в органах местного
самоуправления по опеке и
попечительству над
несовершеннолетними лицами

Количественный
норматив специалистов,
занимающихся вопросами опеки и
попечительства над
несовершеннолетними лицами,
устанавливается органами местного
самоуправления самостоятельно, но
не менее чем один специалист на
пять тысяч детей в данном
муниципальном образовании (в
возрасте до 18 лет включительно).

Статья 11.
Опекунский совет

Органы
местного самоуправления для
эффективного принятия решений по
наиболее сложным вопросам опеки и
попечительства могут создавать
опекунский совет (или иной
коллегиальный орган) и руководить
его работой.

В состав
опекунского совета для
рассмотрения конкретных дел
включаются по должности работники
государственных и муниципальных
органов, органов внутренних дел,
представители образовательных
учреждений, учреждений
здравоохранения, социальной защиты
населения и иных органов и
учреждений, в компетенцию которых
входит непосредственная работа с
данными опекаемыми и подопечными.

Решения
опекунского совета (иного
коллегиального органа) носят
рекомендательный характер. Состав,
порядок деятельности и полномочия
опекунского совета определяются
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.

Статья 12.
Ответственность за неисполнение
настоящего Закона

Органы
местного самоуправления и их
должностные лица несут
дисциплинарную и административную
ответственность за неисполнение
либо ненадлежащее исполнение
настоящего Закона в соответствии с
федеральным и областным
законодательством.

Статья 13.
Порядок вступления в силу
настоящего Закона

Настоящий
Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Губернатор Иркутской
области
Б.А. ГОВОРИН.
28 июля 1999 г.
N 41-оз

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер