издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Популярность -- это дым"

Борис
Щербаков:

"Популярность
— это дым"

Светлана
МАЗУРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"

О жизни

Удивительно
(для меня, во всяком случае): когда я
говорила кому-нибудь о приезде в
Иркутск Бориса Щербакова,
популярного киноартиста, актера
МХАТа имени Чехова, народного
артиста России, не раз сталкивалась
с тем, что его путают с другим, не
менее популярным артистом
Александром Михайловым. Да, оба —
высокие, худощавые, симпатичные,
любимцы женщин. Но все же!..
Интересно, а знает ли Щербаков, что
его путают с Михайловым?

— Знаю.
Всегда!

— И вас
не обижает это?

— Нет. Глупо
обижаться. Я не тщеславен.

Саша — мой
товарищ. Мы дружим семьями. Жена моя
дружит в Верой, Сашиной женой. У них
сын Костя, у нас тоже один сын.

Мы
познакомились с Михайловым на
съемках фильма "Лиловый шар",
это было очень давно. Первая моя
отдельная квартира (она появилась в
1980 году) была в одном подъезде с
Сашей. Он тогда только приехал из
Саратова и начал работать в театре
имени Ермоловой. Моссовет
распределил несколько квартир —
целый подъезд — в новом доме в
Марьиной роще театрам:
ермоловскому, МХАТу,
"Современнику",
вахтанговскому, "Ромэн"… У нас
с Сашей были одинаковые
двухкомнатные квартиры, у меня — на
шестом этаже, у него — на
двенадцатом.

— Теперь
у вас обоих и бороды появились
(Михайлов недавно был в Иркутске на
фестивале "Сияние России").

— Да.

— И еще
одно: юбилеи. Михайлову два месяца
назад исполнилось 55 лет, у вас на
днях грядет 50-летие. Как вам, кстати,
это событие?

— В 50 я себя
чувствую на шестнадцать. Вы мне
напомнили одну историю. Как-то по
телевизору показывали юбилей
старейшей жительницы Нью-Йорка. Ей
исполнилось 100 лет, она всю жизнь
проживала в городе, не в самом
благополучном, с точки зрения
экологии, в загазованном районе,
никуда не выезжая. И ее спрашивают:
"Как вам удалось дожить до такого
возраста?" Она, такая веселая
старуха, заводная, отвечает: "Я
всю жизнь чувствовала себя на 16, а
сейчас — вообще на 15 лет!"
(Рассказывая это,
Борис Щербаков смеется).

— Как вы
отметите юбилей?

— Я состою
членом международного
"Детектив-клуба". Там
замечательный президент — Боря
Кошелев, мой хороший друг. В клубе
много актеров, старейшин: Лидия
Николаевна Смирнова, Клара
Ивановна Лучко, Тамара Семина,
Михаил Глузский… Мы проводим
специальные заседания. Сегодня
(дело было 30 ноября. — Авт.), кстати,
без меня празднуют дни рождения
ноябрьских именинников — Гали
Польских, Аллы Суриковой. Правда, у
них не такие круглые даты, как у
меня. А мое 50-летие решили отметить
(за что я им всем очень благодарен)
день в день 11 декабря в ресторане
гостиницы "Интурист".

— Борис
Васильевич…
(— Можете называть меня просто
Борисом, — предложил артист,
кстати).
… вы, наверное, догадались, о
чем хочется говорить с вами…

— О чем? —
непонимающе.

— Ну,
конечно, о женщинах, о любви!

— Да?

— Ну,
хорошо. Олег Табаков как-то сказал о
себе: "Я вообще человек
благополучный. Без изъянов. Не
пьющий. Не болезненный". Вы о себе
могли бы так сказать?

Рассмеялся.

— Я сейчас
вспомнил один случай. Однажды в
фойе театра сидели старики, и Яншин
разоткровенничался: "У меня все
есть: жена, квартира, машина,
дача". На что Ливанов
отреагировал: "Совести у тебя
нет, Миша". Понимаете? Так и здесь.
Я не сказал бы о себе, что
благополучный человек. Считаю, что
мне просто повезло с той женщиной, с
которой я живу.

— Правда,
что у вас с будущей женой была
какая-то романтическая история
знакомства?

— 31 августа
1968 года я приехал из Ленинграда в
Москву — учиться в школе-студии
МХАТ. И в общежитии всех
ленинградцев (нас было трое)
поселили в одну комнату. Татьяна —
тоже ленинградка, и ее тоже
отправили в эту комнату. По ошибке,
конечно. Сидим мы, три парня,
знакомимся, разговариваем, вдруг —
стук в дверь. Входит очаровательная
девушка: "Ой! А я должна здесь
жить". На что я сказал: "Давайте
будем жить вместе!" И вот эти
слова
(рассмеялся) оказались
пророческими.

(Поженились
Татьяна и Борис, правда, только в 1972
году, уже работая во МХАТе. Татьяна
Бронзова сейчас завтруппой
Художественного театра. Сыну
Василию 22 года, он учится на
юридическом факультете МГУ).


Действительно, вашей жене угрожали
ваши поклонницы?

— Было.
Приходили нехорошие письма.

— А
сейчас как?

— А сейчас у
меня есть замечательная
поклонница, и о ней я хочу
рассказать, потому что она мне
дорога и уже "служит"
маленьким талисманчиком. Почему я
сказал "маленьким" — она
небольшого роста. Эта девушка
приходит на каждый спектакль
"Дорогие мои, хорошие".
Представляете, на каждый! И сидит на
одном и том же месте. Сначала я не
обращал на это внимание, а потом
обратил (так как спектакль идет на
малой сцене и я общаюсь с залом).
Где-то через пять спектаклей она
преподнесла мне цветы, на следующий
— красивый рулончик с красным
бантиком (там были стихи о любви). На
следующий — опять рулончик. И тогда
я пригласил ее за кулисы.

Мы пришли к
гримуборную, познакомились. Она,
правда, не хотела идти, упиралась:
"Нет, ну что вы?!" Но я все-таки
настоял. Узнал, что зовут ее Оксана,
живет в Воскресенске, под Москвой,
работает медсестрой в городской
больнице. Я удивился:

— Как же вы
так — на электричке, на каждый
спектакль?! А если у вас дежурство?

— Я
подменяюсь.

— Неужели вам
так нравится спектакль?

— Очень.

И вдруг она
не приходит на спектакль. Я играю,
читаю стихи, а у меня в голове,
помимо моей воли: "Где? Уж не
случилось ли что? Не заболела ли?"
Телефон я у нее не взял… Потом — на
следующем спектакле — смотрю:
сидит. Ага, ну, значит, все в порядке.
Пригласил после спектакля в
гримуборную. Оказалось, она и
вправду болела…

Очень
приятно, что у меня есть такой
верный друг.

— Вы
пишите стихи?

— Нет.
Однажды разыграл Татьяну, она до
сих пор это помнит!
(Рассмеялся). Я долго-долго
собирался (делал вид, что волнуюсь —
играл в общем): "Танюша, дорогая
моя, любимая, жена моя, подарившая
мне сына! Я посвятил тебе стихи, они
— о тебе". Томил ее целый день. А
на следующее утро она не вытерпела:
"Ну читай же, наконец!" То есть,
"разогрел" ее настолько!.. И я
стал читать: "Бу-бу-бу,
бу-бу-бу…" Помните, в мультфильме
влюбленный крокодил читает корове
стихи? Как Татьяна смеялась, если бы
вы знали! Вот ради этого я и мурыжил
ее целые сутки.

Вот и все мои
стихи.

— Что вы
цените в женщине?

— Больше
всего — доброту. И умение прощать.
Помимо, конечно, очарования. Есть
очень красивые женщины, но… рыбы.
Нет в них черты, которую называю
манкость. Изюминки, что
притягивает.

— Вам
легко с женщинами?

— Смотря
какая женщина. С кем-то легко, с
кем-то — нет. Что называется, как
карты лягут, как звезды
расположатся.

— На
экране вы балагур, душа компании,
любимец женщин. А в жизни — другой?

— А где на
экране я балагур?

— Ну хотя
бы в фильмах Эйрамджана. "Жених
из Майами" и "Примадонна
Мэри".

— А, да. Ну,
это — по настроению: когда как. Если
хорошее настроение, то весельчак,
балагур.

Ко мне
приклеили ярлык героя-любовника.
Пусть считают, что это так. Но я не
отношу себя к этому типажу. Судить —
дело не артистов, а критиков,
по-моему. Вот Олег Стриженов,
которому недавно исполнилось 70 лет,
был настоящим героем-любовником! Я
не знаю, не вижу замены ему.

— Многие
женщины, наверное, удивятся: Борису
Щербакову присуще постоянство. 27
лет, после окончания Школы-студии
МХАТ, работаете в одном театре —
МХАТе. Женились на своей
однокурснице и живете всю жизнь с
ней, несмотря на множество
поклонниц, соблазнов… Итак, вы
постоянны?

— Наверное,
да, — ответил актер с удивлением и с
какой-то растерянностью.

— А,
казалось бы, такой сердцеед!

— Да ну, какой
сердцеед…

— А дома
вы какой? Строгий, например, отец?

— Нет, что вы.

— В быту
привередливы?

— Нет.
Абсолютно. Что есть, то и есть — мне
все равно. Я покладист.

— А муж
какой?

— Да такой же,
как все.

— И все
же? Конкретно…

— Я все
бразды правления отдал Татьяне.
Абсолютно ничем не занимаюсь дома,
только своими делами. Руководит —
она. Деньги — у нее. Я живу в
коммунизме: денег у меня нет (чтобы
не забивать себе голову). Если они
мне нужны, я говорю — и мне дают. Так
легче мне. А ей приятно ощущать себя
хозяйкой. Я это чувствую и понимаю
прекрасно. Мы всегда находим общий
язык. Никаких споров. Не спорили и
по поводу поступления сына в
институт. "Куда хочешь, Вася? На
юридический?" Только чтобы не
артистом! Да он и не хотел,
собственно. Он вырос в театре. Еще
маленьким ребенком, грудным,
Татьяна таскала его туда, потому
что у нас не было ни бабушек, ни
дедушек. Жили мы тогда в
коммунальной квартире на улице
Чехова (на этой улице, кстати,
сейчас Саша Михайлов живет).

В 5 лет Вася
сыграл в "Живом трупе". И в
программке, что очень ему льстило,
его имя стояло вторым. Федор
Протасов — народный артист
Советского Союза А. Калягин, его сын
— В. Щербаков. Постановка Эфроса. До
сих пор храним ту программку. Потом
у нас на малой сцене был спектакль
"Путч" про Ленина. Вася сыграл
Дмитрия Ульянова. В спектакле
"Дорогие мои, хорошие"
выходил… Очевидно, он увидел всю
нашу "кухню", сообразил, что не
так сладок этот хлеб, как кажется на
первый взгляд, и поэтому решил
пойти в юристы. И я очень рад за
него.

— А
почему вам так не хотелось, чтобы
сын стал артистом?

— Потому что
слишком большие сложности
возникают, когда дети идут по
стопам родителей — особенно в нашей
профессии. Природа чаще всего
отдыхает на детях хороших артистов.
Жаль, конечно, но тем не менее это
так.

— Когда
вы появились на телеэкранах в клипе
Любы Успенской, число ваших
поклонниц резко возросло. Но и
разговоры, слухи поползли. А потом
второй клип с ней же…

— Когда
первый клип "Карусель" стали
крутить по телевизору, помню: иду
как-то по улице, и вдруг слышу шепот
за спиной: "Это артист. Как его
фамилия?" — "Не знаю. Он в клипе
у Успенской снимался". Стоило,
думаю, 27 лет играть в театре,
сняться в более чем 70 картинах?! А
здесь — три минуты на экране и… То
есть, что такое популярность? Дым!

Люба
Успенская и клипы — это Господин
Случай.

У режиссера
Долгачева, с которым я работал, в
театре была знакомая, она работала
в коллективе Успенской. С Любой мы
не были знакомы. Я слышал ее
кассеты, мне нравился ее голос. Она
искала мужчину для съемок. Вячеслав
Васильевич сразу назвал мою
фамилию. Мне позвонили, назначили
смотрины. Причем клип должны были
снимать ночью. Меня приглашали к 11
часам вечера. Дома у меня в это
время ужинал Олег Николаевич
Ефремов. Он удивился:

— Куда это ты
на ночь глядя?

— Иду
сниматься в клипе.

— Докатился.
Не стыдно? Артист Художественного
театра — и сниматься в клипе! А что
за клип?

Ефремов
Успенскую не знал. Я поставил ему
кассету с песней "Карусель". И
он, послушав о поезде, вагоне,
удивленно спросил:

— Проводника
что ли будешь играть?

С Любой мы
познакомились в гримерке. Прямо
перед выходом на съемочную
площадку.

А потом она
пригласила меня и на второй клип —
"Пропадаю я". Видимо,
приглянулся. Что я скажу? Люба с
хорошим чувством юмора. Ей присуща
самоирония, и от нее исходит
удивительная женственность,
доброта.

О театре

— В
прошлом году вы вместе с Валентиной
Талызиной были у нас на гастролях
со спектаклем-антрепризой "Двое
с большой дороги" Виктора
Мережко. Вы и сейчас его играете?

— Играем.
Были с ним в Америке, в Австралии, в
Новой Зеландии. Несколько дней
назад сыграли 98-й спектакль в
городе Жуковске под Москвой. На
днях вылетаем в Петропавловск и там
сыграем 100-й.


Талызина сказала о вас: "Он очень
приятный партнер. Не знаю, как ему
со мной. Я понимаю, что он такого
обаяния, что его зрительницы,
конечно, любят. Но он и очень
профессиональный партнер".

— Про
Валентину Талызину я повторил бы те
же самые слова.

— А с кем
еще вам хорошо работалось?

— С Леной
Прокловой. 12 лет мы играли с ней в
спектакле "Валентин и
Валентина". С Евгением
Александровичем Евстигнеевым,
царство ему небесное. С Петром
Ивановичем Щербаковым — сразу
скажу: он мой однофамилец, не
родственник. Меня постоянно
спрашивают об этом. Еще с первого
курса в Школе-студии МХАТа (а я
поступал, что называется, вне
конкурса, не в общем потоке, и меня
никто из первокурсников не знал,
когда я приехал из Ленинграда
учиться. Поэтому все долго
"держали" меня за блатного:
Щербаков — значит, сын Петра
Ивановича Щербакова. Студенты ведь
не заглядывают в досье, не знают
отчеств…

Никогда не
забуду съемки фильма "Берег" с
Арменом Борисовичем Джигарханяном.
Потрясающий артист, удивительный
человек! У него такое положительное
биополе! От него здорово
заряжаешься.

Да многих
артистов еще можно вспомнить. Боюсь
кого-то не назвать, забыть, обидеть.
Оля Барнет. Олег Павлович Табаков.
И, конечно, Олег Николаевич Ефремов.
С Леной Майоровой, царство ей
небесное, мы играли несколько
спектаклей. Сейчас играем с Наташей
Егоровой в спектакле "Свет во
тьме светит".

О кино

— У вас
на счету свыше 70 ролей в кино. А у
кого хотелось бы сняться?

— Еще раз с
удовольствием бы снялся у Рязанова!
У Никиты Михалкова — интересно
поработать с ним. У Балабанова (с
"Ленфильма") — мне нравятся его
картины. Вот, пожалуй, и все.

— Какую
роль вы не смогли бы сыграть?

— Не смог бы?
Никогда не задумывался об этом. Ну…
Уже я не смог бы, наверное, сыграть
Гамлета, потому что старый. Еще не
могу играть Лира, потому что
молодой. Но уже могу играть Ричарда
или Генриха. Это если говорить о
шекспировском репертуаре, о
классике. А так, вообще, все могу
играть
(хитро
улыбаясь)
. Мне так кажется.
Другое дело не дают играть то, что
хочешь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное