издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эстафета веков

Эстафета
веков

Леонид ШЛОЙДО,
начальник строительного комплекса,
зам. генерального директора ЗАО
"Иркутскпромстрой":

Когда мы
ведем речь о великих европейских
городах, перед нами предстают
архитектурные образы, ставшие их
символами. Скажем, Рим — перед
глазами встает Колизей, Париж —
Нотр-Дам, Москва — Кремль, храм
Василия Блаженного…

Иркутск — это
прежде всего академический
драматический театр им. Н.П.
Охлопкова, ставший архитектурным
памятником. Каждый его камень как
надпись времени, источник мыслей
для ученого, поэта, патриота. Именно
таким видели его наши предки сто
лет назад. Именно таким увидят его и
наши потомки в следующем столетии.

Теперь об
этом можно сказать смело, хотя
каких-то полгода назад здание
театра стояло с оголенными
фундаментами, ободранными стенами
и потолками, и даже без крыши. Не
случайно некоторые сомневались в
нынешнем его вводе. Правда,
сомневающиеся не знали главного — к
тому времени на объекте уже был
создан великолепный ансамбль
профессионалов из проектировщиков,
заказчика, подрядчиков, смежников.

В процессе
вскрытия конструкций возник целый
ряд сложных проблем по фундаментам
и перекрытиям, по усилению
сценической коробки и зрительного
зала. И только благодаря
творческому, слаженному подходу
всех специалистов находились
решения, которые позволяли без
задержек выполнять те или иные
операции. Да, возникали споры,
дискуссии и недоразумения, но
всегда при этом во главу угла
ставилась задача, как сделать
лучше. Не дешевле, не быстрее, а
лучше. Последнее слово, как правило,
оставалось за директором,
заказчиком, эксплуатацией.

Мы отвергли
многочисленные предложения
инофирм по поставкам материалов,
отработали технологию, провели
испытания и остановились на своих,
местных. Таким образом были сделаны
усиления фундаментов и стен, все
деревянные перекрытия заменены на
железобетонные. А когда подошли к
отделке интерьеров и фасадов, у нас
уже были специалисты, прошедшие
подготовку в Берлине и Лейпциге,
Москве и Санкт-Петербурге.

В самом
театре была развернута мастерская
по лепке и скульптурным работам,
которую возглавил бывший главный
художник Хайтинского фарфорового
завода, член Союза художников
России Виктор Лозинский. В помощь
отделочникам привлечена местный
художник-реставратор Галина Сопот.
Под их руководством выполнена вся
лепка и папье-маше. Они формировали
небольшие группы, которые
занимались отдельными видами
работ. Ну а тон задавали известные
бригады СМУ "Отделстроя":
штукатуры — Светланы Старостенко,
Екатерины Бородько, Валентины
Королевой; плотники — Владимира
Бондаренко, Николая Арлашкина,
Владимиров Макарова и Тупицина;
маляры — Татьяны Куклиной, Варвары
Вергиной, Ольги Стась, Тамары
Павловой и Тамары Наумовой… Более
400 отделочников, собранных и
ведомых начальником СМУ Юрием
Звягиным и прорабом Ниной
Протопоповой, в буквальном смысле
слова не вылезали со стройки. Их
работа теперь на виду у всего
города, и иркутяне уже оценили ее по
достоинству.

Наиболее
сложные дела предстояло совершить
внутри здания. Скрупулезно, по
архивным данным изучались
применяемые сто лет назад
технологии — штукатурные, лепные,
работы по папье-маше. Снимались
старые конструкции, изучались
материалы, скрепляющие составы,
затем приобретались новые, в том
числе весьма дефицитные, с которыми
прежде не работали. В их числе —
формопласт и силикон для отливки
гипсовых украшений. Кстати, 100 т
гипса пришлось везти из-под Самары,
так как свой, местный, не подходил.

Не менее
остро встал вопрос и со столярными
изделиями. Для их изготовления были
привлечены УПТК Иркутскпромстроя,
АО "Сибавиастрой" и Братский
завод столярных изделий. Последний
сделал 200 дверных блоков для
реставрируемой части здания и сто
для пристроя, а также щиты для
покрытия полов в зрительном зале и
сцены. Паркет для фойе, синего и
зеленого залов, музея, лоджий и
служебных помещений готовил
Приморский комбинат, располагающий
твердыми породами дерева, а также
санкт-петербуржская фирма
"Парфенон". Питерцы, между
прочим, изготовили для нас тысячу
штук скобяных изделий (навесы,
ручки, шпингалеты) и 300 театральных
светильников.

Гордость
театра — сцена. В процессе выбора
поставщиков оборудования мы
получили несколько предложений от
германских и югославских фирм по
ценам от 6 до 12 млн. долларов. Но в
результате тендера победила
чешская фирма "Техноарт". При
этом стоимость была снижена до 3,5
млн. долларов. В нее входит все
технологическое, электро- и
компьютерное, оборудование сцены,
акустика и так далее. Девять
подъемных механизмов,
смонтированных в виде столов,
позволяют в считанные минуты
создать любую объемную декорацию.
Монтаж и наладку сцены ведут
чешские специалисты.

Кстати, к
работе на театре были привлечены
более двух десятков субподрядных
организаций. Особо хотелось бы
отметить коллективы иркутского
управления
"Востоксибэлектромонтажа",
фирм "Вэкос" и "Гарант".

Фермы сцены и
зрительного зала поставил
Усольмашзавод, а купола
реставрационной части и пристроя —
Мегетский завод
металлоконструкций. От души хочу
поблагодарить руководителей этих
предприятий Александра Гладышева и
Владимира Суханова и за сроки, и за
качество выполненных работ. К
слову, на монолитный купол пристроя
(15х15) ушло 60 кубометров бетона.
Подобную конструкцию мы еще не
делали.

Чтобы
покрыть кровлю — а это 7 тыс. кв.м, —
потребовалось привлечь всех своих
специалистов, да еще и помощи
просить. На будущий год она будет
выкрашена в зеленый цвет, что
придаст зданию особую
привлекательность и нарядность.

Совместная
работа заказчиков,
проектировщиков, сотрудников ЦСН и
строителей обеспечила все
необходимое для сохранения
памятника, возведенного в конце
прошлого века. Более того, мы
расширили его за счет
пристроя-новодела, который по
объемам не уступает театру. Таким
образом, коллектив театра получил в
свое распоряжение чудный храм
актерского мастерства, а иркутяне —
прекрасный зрительский комплекс с
вестибюлями, гардеробами, фойе,
буфетами и т.д. Честное слово, глядя
на все это великолепие, хочется
хоть на миг ощутить себя в роли
беспечного зрителя.

Очень много
людей трудилось на реставрации
театра. Я назвал лишь имена тех,
которые стоят как бы во главе
строительной политики нашего ЗАО
"Иркутскпромстрой", делают его
имидж в условиях зарождающихся
рыночных отношений. И удается нам
это, прежде всего, благодаря их
удивительной преданности
профессии, своей фирме,
неувядающему мастерству. С их
опытом, умением и желанием можно
реставрировать нашу пока еще
красивую и уютную среду
центральной части города. Очень
надеюсь, что возрожденный на рубеже
веков драматический театр явится
отправной точкой движения в мир
красоты.

В заключение
хочу еще раз поблагодарить
участников нашего общего дела по
возрождению театра, пожелать всем
успехов и счастья в личной жизни.
Всех вам благ, дорогие мои. С
наступающим Новым годом —
последним годом уходящего
тысячелетия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры