издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Генплан Путина

Генплан
Путина

Указ Президента России
Владимира Путина "О полномочном
представителе Президента РФ в
федеральном округе" явился, по
сути, реализацией гениального
плана: реально превратить Россию в
централизованное государство,
ничего формально не меняя в ее
Конституции, где прописана высокая
степень децентрализации. В этом
отношении напрашивается
историческая параллель с
Октавианом Августом, который,
реально став первым римским
императором, формально не
упразднил ни один из
республиканских институтов власти
и никогда не называл себя монархом.
Более того, созданную им систему
власти Август именовал respublica restituta —
восстановленная республика, и
только историки нового времени
назвали ее принципатом.

Нужны
настоящие генерал-губернаторы

Максим ДИАНОВ,
директор Института региональных
проблем

Пока указ
президента оставляет больше
вопросов, чем дает ответов. Все
зависит от того, какие реальные
полномочия получат полпреды
президента, можно ли их будет
назвать наместниками или
генерал-губернаторами. Насколько
они будут самостоятельны? Будут ли
на эти должности выдвинуты
серьезные люди, типа Виктора
Черкесова, или это будут какие-то
проходные фигуры? Будут ли им
переподчинены все федеральные
структуры в регионах? Произойдут ли
изменения в самих федеральных
структурах? Скажем, останутся ли в
каждом субъекте Федерации свои
прокуроры, или будет один,
неприкормленный местным
начальством, прокурор на один
федеральный округ? И кто будет
играть ключевую роль при его
назначении? Будут ли полпреды
наделены полномочиями в
экономической сфере? И если да, то
как они будут взаимодействовать с
правительством?

Без реальных
ответов на эти вопросы — а
вариантов, насколько я знаю,
множество — нельзя прогнозировать
развитие ситуации. Пока ясны только
некоторые последствия.
Губернаторы, возглавляющие семь
регионов, в которых будут
расположены резиденции
наместников, получат больший
доступ к федеральному начальству.
Но одновременно, из-за близости
наместников, реальный объем их
власти уменьшится.

Они
не проползут!

Сергей МАРКОВ,
директор Института политических
исследований

На мой
взгляд, речь идет не о создании
унитарного государства, а о
формировании настоящей Федерации,
поскольку де-факто Россия во многом
уже превратилась в конфедерацию.

Дело в том,
что в предыдущие годы в Российском
государстве федеральная власть
ослабела и произошло то, что я
называю "выползанием"
субъектов Федерации из состава
России. В результате на местах
сформировались авторитарные
режимы, которые в массовом порядке
нарушают права граждан на свободу
слова, независимую экономическую
деятельность и т. д. Никакие реформы
при таких режимах невозможны.

Со стороны
Путина — это акт политической воли,
акт "ренационализации
государства", которое в
предыдущие годы было
"приватизировано"
"олигархами" и губернаторами.
Это знаковый шаг для его политики. И
хотя это не имиджевое, а реальное
действие, у него будут очень
серьезные благоприятные для Путина
имиджевые последствия.

Военные
округа оденут в цивильную форму

Алексей ЧЕСНАКОВ,
директор фонда "Центр
политической конъюнктуры"

Указ о
федеральных округах — это символ:
недаром по форме федеральные
округа практически совпадают с
военными округами. Фиксируется
связь — реформа власти будет
опираться на силовые структуры.

Главы
субъектов Федерации будут отныне
наделены только теми полномочиями,
которые им дает Конституция. Они
больше не смогут вести дело к
развалу единого государства.
Следующим шагом, видимо, станет
разделение функций управления
регионом и представительства
интересов региона в Совете
Федерации. Назначать губернаторов
не будут, но и в верхней палате
парламента будут заседать
избранные сенаторы, а не сенаторы ex
officio (по должности). Что же касается
возможного укрупнения субъектов
Федерации, о котором много сейчас
говорят, то его в ближайшее время,
видимо, ждать не стоит. Для этой
процедуры нужно внести изменения в
Конституцию и ряд других
законодательных актов, включая
систему формирования бюджета. А
положительные последствия
совершенно не очевидны. Наоборот: 89
субъектами управлять значительно
проще, чем 7, каждый из которых
начинен такой взрывчаткой, как
Татарстан или Ингушетия. Проще
лавировать и использовать
различные методы давления.

По
материалам агентства АПН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры