издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О жалобах Кадырова В.Р., Турика А.С., Матиенко В.А. и установлении общих результатов выборов депутата Законодательного собрания Иркутской области по избирательному округу N 7

О
жалобах Кадырова В.Р., Турика А.С.,
Матиенко В.А. и установлении общих
результатов выборов депутата
Законодательного собрания
Иркутской области по
избирательному округу N 7

В
Избирательную комиссию Иркутской
области с жалобами о признании
недействительными итогов выборов 25
июня 2000 года по избирательному
округу N 7 обратились В.Р.Кадыров,
А.С.Турик, В.А.Матиенко. При
установлении общих результатов
выборов Избирательная комиссия
Иркутской области приняла
постановление от 4 июля N 20/180-2 о
проведении повторного подсчета
голосов избирателей по
избирательному округу N7. В связи с
одновременным обращением
заявителей в Свердловский районный
суд города Иркутска, а затем в
Иркутский областной суд, в
соответствии с пунктом 9 статьи 68
Закона Иркутской области "О
выборах депутатов
Законодательного собрания
Иркутской области" своими
постановлениями от 10.07.2000 г. N 20/188-2 и
от 09.10.2000 г. N 27/235-2 комиссия
приостанавливала принятие решения
по существу вопроса до
рассмотрения его в суде.

30 октября 2000
года Иркутский областной суд вынес
определение об оставлении жалоб
заявителей без рассмотрения, и 1
ноября комиссия приступила к
рассмотрению доводов заявителей и
исследованию избирательных
документов. В ходе заседаний
комиссии 1 и 3 ноября были вскрыты
списки избирателей избирательных
участков NN 639, 641, 643, 667 и их копии
направлены в паспортно-визовую
службу УВД администрации Иркутской
области для подтверждения или
опровержения фактов выбытия
граждан с территории этих
избирательных участков. При
исследовании списков избирателей
заявителями было обращено внимание
на возможность их фальсификации.

Одновременно
комиссией были заслушаны доводы
заявителей о несоответствии данных
протоколов участковых
избирательных комиссий
избирательных участков NN 642, 643, 664,
666, 668, 669, выданных наблюдателям,
данным протоколов, представленных
в окружную избирательную комиссию
избирательного округа N7. В эти
протоколы участковыми
избирательными комиссиями
вносились изменения и составлялись
"повторные" протоколы без
соблюдения требований пункта 34
статьи 59 Закона Иркутской области
"О выборах депутатов
Законодательного собрания
Иркутской области", что дает
возможность, по мнению заявителей,
считать их сфальсифицированными.

Представители
ряда участковых избирательных
комиссий подтвердили, что в связи с
арифметическими просчетами на
избирательных участках
составлялись "повторные"
протоколы, но в спешке не были
сделаны пометки "повторный",
что, по их мнению, не влечет их
признания недействительными. При
составлении "повторных"
протоколов наблюдатели не
приглашались, так как никто из них
не сообщил о себе необходимых для
этого данных.

Вместе с тем
было отмечено, что сведения об
избирателях регулярно
представляются руководством
Свердловского административного
округа администрации города
Иркутска неотработанными, в
результате чего последние данные,
представленные паспортно-визовой
службой УВД Свердловского
административного округа,
своевременно не были внесены в
списки избирателей, создали
путаницу и породили сомнения по
числу избирателей на отдельных
избирательных участках.

Рассмотрев
имеющиеся документы, заслушав
доводы сторон, комиссия отмечает,
что заявители ставят под сомнение
волеизъявление избирателей по
избирательному округу N 7 не в
отношении наибольшего числа
голосов, поданных за кандидата
Юртаеву Т.А., а в отношении
фактического числа избирателей,
принявших участие в голосовании.

По
результатам проверки
паспортно-визовой службы Иркутской
области списков избирателей
избирательных участков NN 639, 641, 643, 667
выяснилось, что в списках
избирателей значатся выбывшими
граждане, фактически проживающие в
этих же домах, но в квартирах под
другими номерами. В день
голосования участковыми
избирательными комиссиями
исключения из списков
производились по данным
паспортно-визовой службы
Свердловского района города
Иркутска. Эти данные по ряду
позиций расходятся со сведениями,
представленными адресным бюро ПВС
администрации Иркутской области.
Однако они не могут служить
основанием для признания
незаконными действий участковых
избирательных комиссий, внесших
изменения в списки избирателей на
основании официально полученных
документов.

Представленные
сведения также имеют расхождения с
данными протоколов участковых
избирательных комиссий в части
выбытия граждан после дня выборов и
не могут рассматриваться как
основание недостоверности
соответствующих данных по строке 1
протокола участковой
избирательной комиссии.

В
соответствии с пунктом 34 статьи 59
Закона Иркутской области "О
выборах депутатов
Законодательного собрания
Иркутской области" в случае, если
после подписания протокола об
итогах голосования и направления
его первого экземпляра в
вышестоящую избирательную
комиссию участковая избирательная
комиссия, составившая протокол,
выявила в нем неточность (описку,
опечатку либо ошибку в сложении
данных), она обязана на своем
заседании рассмотреть вопрос о
внесении уточнений в протокол.
Такие протоколы составлялись
участковыми избирательными
комиссиями избирательных участков
NN 639, 641, 643, 642, 643, 666, 668, 669 без
соблюдения требований пункта 1
статьи 26 названного Закона, так как
выполнить эти требования не
представилось возможным. Комиссия
отмечает, что "повторный"
протокол составлялся участковыми
избирательными комиссиями без
вскрытия избирательной
документации, а число голосов
избирателей в пользу того или иного
кандидата не оспаривается
заявителями, что дает возможность
не проводить "повторный подсчет
голосов" избирателей и считать
протоколы соответствующих
участковых избирательных комиссий
действительными. При оформлении
документов участковыми
избирательными комиссиями были
допущены нарушения, но установить,
каким образом они могли повлиять на
волеизъявление избирателей, не
представляется возможным, что не
может ставить под сомнение
выражение их воли по избранию
депутатом Законодательного
собрания Иркутской области по
избирательному округу N 7 Юртаевой
Т.А.

Доводы
заявителей об уменьшении числа
избирателей на избирательном
округе N7 с момента начала
голосования и подписания протокола
об итогах выборов на 899 человек не
нашли достаточного подтверждения.
Данные хода голосования по ГАС
"Выборы" в соответствии с
пунктом 4 статьи 66 Закона Иркутской
области "О выборах депутатов
Законодательного собрания
Иркутской области" являются
предварительными, не имеющими
юридического значения информацией.

Сам факт
постановки в установленном законом
порядке вопроса о возбуждении
уголовного дела не является на
момент принятия настоящего
постановления достаточным
правовым основанием для отмены
постановления окружной
избирательной комиссии по
избирательному округу N 7 о
результатах выборов. Данный
избирательный документ фиксирует
суммированный результат по
избирательному округу на основе
протоколов участковых
избирательных комиссий. Имеющиеся
в распоряжении Избирательной
комиссии Иркутской области
протоколы участковых
избирательных комиссий не содержат
системных противоречивых данных и
по формально-правовым основаниям
не могут быть отменены на момент
принятия настоящего постановления.

В то же время
Избирательная комиссия Иркутской
области считает невозможным в
создавшейся ситуации объективно
разрешить поданные жалобы на
основе имеющихся в ее распоряжении
избирательных и других документов,
требующих по внешним и другим
признакам компетентного
исследования на их достоверность,
обоснованность и законность.
Объективная истина в таком случае
может быть установлена в
соответствии с законом только
органами предварительного
следствия и (или) судом.

Избирательная
комиссия Иркутской области не
может разрешить своими
организационно-правовыми
средствами противоречия в
объяснениях отдельных участников
производства по рассмотрению
поданной жалобы, зафиксированных в
аудиостенограмме заседаний
комиссии, а правом проведения очных
ставок и других действий,
являющихся следственными, законом
не наделена.

Постановка
Избирательной комиссией Иркутской
области вопроса о признании
выборов по округу N 7
недействительными в форме
применения меры
государственно-правовой
ответственности за избирательные
правонарушения, субъектами которых
являются члены избирательных
комиссий, возможна только после
разрешения в установленном порядке
вопроса об уголовной
ответственности. В соответствии с
общеправовым принципом
юридическая ответственность
физических лиц по публичному праву,
включая и избирательное право,
невозможна без установления вины.

В силу
требований статьи 49 Конституции
Российской Федерации
Избирательная комиссия Иркутской
области руководствуется при
принятии настоящего постановления
презумпцией невиновности членов
окружной и участковых
избирательных комиссий.

Принимая во
внимание,

что
председателем Избирательной
комиссии Иркутской области
направлено заявление в Генеральную
прокуратуру Российской Федерации в
порядке статьи 110 УПК РСФСР о
возбуждении уголовного дела по
признакам совершения преступления,
предусмотренного статьей 142
Уголовного кодекса Российской
Федерации,

что в
настоящий период времени
избирательные документы по выборам
депутата Законодательного
собрания Иркутской области по
избирательному округу N 7 не могут
исследоваться Избирательной
комиссией Иркутской области в силу
требований ст. 112
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации,

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ,

действуя в
интересах защиты избирательных
прав граждан,

руководствуясь
статьями 2, 15, 18, 32, 45, 49 Конституции
РФ, статьей 25 Международного пакта
о гражданских и политических
правах, статьей 13 Конвенции Совета
Европы о защите прав человека и
основных свобод, статьей 21 (пункт 3)
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации",

на основании
статей 18, 62 Закона Иркутской
области "О выборах депутатов
Законодательного собрания
Иркутской области" и протокола
окружной избирательной комиссии по
выборам депутата Законодательного
собрания Иркутской области
избирательного округа N 7 от 26 июня
2000 года, принимая во внимание
положения статей 41, 142 Уголовного
кодекса РФ, статей 110, 112
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации,

П О С Т А
Н О В Л Я Е Т:

1. В связи с
тем, что факты, свидетельствующие о
признаках фальсификации
избирательных документов по
выборам депутата Законодательного
собрания Иркутской области по
избирательному округу N 7 могут быть
в соответствии с законом
доказательно установлены или
доказательно опровергнуты не
Избирательной комиссией Иркутской
области, а органами
предварительного расследования и
(или) судом, в настоящий период
времени не проводить повторный
подсчет голосов избирателей по
избирательному округу N 7, а жалобы
Кадырова В.Р., Турика А.С., Матиенко
В.А оставить без рассмотрения.

2. Признать
состоявшимися, действительными
прошедшие 25 июня 2000 г. выборы
депутата Законодательного
собрания Иркутской области по
избирательному округу N 7 и
незамедлительно опубликовать
протокол окружной избирательной
комиссии избирательного округа N 7 о
результатах выборов депутата
Законодательного собрания
Иркутской области 25 июня 2000 года.

3. Окружной
избирательной комиссии по выборам
депутата Законодательного
собрания Иркутской области
избирательного округа N 7 после
официального опубликования
настоящего постановления и
результатов выборов по округу
зарегистрировать избранного
депутата в соответствии с
требованиями статьи 65 Закона
Иркутской области "О выборах
депутатов Законодательного
собрания Иркутской области" и
после осуществления данного
избирательного действия выдать
избранному депутату Юртаевой Т.А.
удостоверение об избрании.

4. Отметить,
что Избирательная комиссия
Иркутской области оставляет за
собой право постановки вопроса об
отмене настоящего постановления в
установленном законом порядке по
вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Считать
ошибочной и недействительной
публикацию общих итогов выборов по
избирательному округу N 7 в журнале
"Вестник Избирательной комиссии
Иркутской области" (2000, N 6, 24 июля).

5. Настоящее
постановление подлежит
незамедлительному официальному
опубликованию в газете
"Восточно-Сибирская правда" и
журнале "Вестник Избирательной
комиссии Иркутской области".

6. О принятии
настоящего постановления
незамедлительно проинформировать
Генерального прокурора Российской
Федерации, Председателя
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации,
министра внутренних дел Российской
Федерации.

Председатель
комиссии В.В.Игнатенко.
Секретарь комиссии Л.И.Шавенкова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры