издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вера: корни и крона

Вера:
корни и крона

(Дулов А.В. Русское
православие: очерк истории. —
Улан-Удэ., 2000. С.303.)

Книга
доктора исторических наук,
профессора Иркутского
госуниверситета Александра
Всеволодовича Дулова, только что
вышедшая из печати, историческое
исследование о судьбе православия,
Русской Православной Церкви с
момента возникновения до 80-х годов
текущего столетия.

А.В. Дулов не
разделяет принципов исследования,
присущих историкам церкви
XIX—начала XX вв., (см. к примеру
"Историю русской церкви"
Филарета. М., 1857. И др.). Достаточно
заметить, что сибиряк — критик
самодержавия, оценивающий этот
институт с 60-х гг. XIX в. как
"главнейший пережиток
феодальных отношений" (С. 202).

Еще в большей
степени его исследование
отличается от трудов по этой
тематике, выполненных в духе
воинствующего материализма.
Вспомним далеко не худшие для
недавно ушедшего времени труды
"пламенного пропагандиста
марксистско-ленинских идей" Н.М.
Никольского (История русской
церкви. Третье издание. М., 1985.), и не
лучшие — типа исследований
"талантливого
пропагандиста-антирелигиозника"
Е.М. Ярославского (Библия для
верующих и неверующих. М., 1958. И др.).

Вместе с тем,
новую книгу по истории русского
православия (напомним, что есть
православие греческое, сербское и
др.), видимо, нельзя отнести и к
числу работ, выполненных с позиций
последователя (адепта) движения, а
таких книг, как известно, тоже
немало издано в последние годы.
Солидный труд профессора истории
развивает традицию
доброжелательного, серьезного,
академического отношения к
религии, православному
вероисповеданию, церкви.

Вынесенное в
заголовок книги определение жанра
исследования — очерк, то есть
изложение и анализ событий, явлений
общественной жизни, сопровождаемые
прямым истолкованием автора, не
случайное слово, соответствует
логике работы. В книге А.В. Дулова
воплощаются два важнейших аспекта
темы — развитие церкви как
социального института — ее
предыстории — язычества, раннего
христианства, крещения, бытования в
древней Руси и в Золотоордынский
период, во времена Ивана Грозного и
Алексея Михайловича, Петра I и
Александра II, в годы первой и второй
русских революций и в
послеоктябрьский период, ее
взаимоотношений с государством,
роли в русской истории и — итоги
внутреннего развития народа,
становления души, ментальности,
коренной системы ценностей.

"Внешний",
событийный аспект прошлого церкви
как истории организации, аппарата,
собственника, собственности
исследован и освещен подробно, в
динамике, в контексте истории
России как ее составная часть.
Внутренний — дан как результат,
выразившийся в литературе,
архитектуре, живописи, музыке,
порожденный своим временем,
отразившим определенный этап
русской истории, но перешедший из
обыденности в культуру и благодаря
этому вышедший за пределы своего
времени в наше, в будущее.

Едва ли не
крупнейшей проблемой в истории
Русской Православной Церкви,
затронутой историком, был
религиозный раскол, произошедший в
XVII в. К началу XX столетия, как
следует из книги А.В. Дулова,
который ссылается на А.С. Пругавина,
численность старообрядцев в России
достигала 20 млн. человек, что
составляло примерно четверть всего
православного населения России.
Положительные результаты
деятельности этой весьма солидной
части народа России также в
какой-то степени признаются
автором. Он прямо пишет:
"Практически все очевидцы
отмечают большие хозяйственные
успехи семейских". И далее
помещает "вдохновенные
строки", которые им посвятил Н.А.
Некрасов:

Воля
и труд человека
Дивные дивы творят.

Но если
четвертая часть православных
России в процессе своего
исторического движения пришла к
положительным результатам, то
возникает вопрос: каким было это
движение, используя терминологию
автора — прогрессивным или
реакционным? Ответ на этот вопрос
вы получите, ознакомившись с книгой
А.В. Дулова.

Каковы итоги
развития русского православия? Об
этом спорили в XVII-XIX вв. Была и стала
ли русская история реализацией
христианства в жизни, как думали
славянофилы, или православие тут ни
при чем, а специфика ее заключалась
только в том, что "христианское
племя" было поставлено в тяжелые
природные условия, сочетавшиеся с
обширностью необжитой территории.

Что ожидает
русское православие завтра?
Прямого ответа на вопрос в книге
нет. Но если вы ее внимательно
прочтете, то увидите, как прошлое
поучительно. А главный вывод
очевиден: православие будет
развиваться на Руси, ибо это память,
история и культура народа.

Книга
профессора А.В. Дулова своевременна
и необходима учителям, студентам,
школьникам, журналистам,
преподавателям, исследователям
русской истории и культуры.

Александр
МАДЖАРОВ,
доктор исторических наук,
профессор Иркутского
госуниверситета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры