издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Бюджет на эмоциях не строится", -- заявил Борис Говорин журналистам

"Бюджет
на эмоциях не строится",
— заявил Борис Говорин журналистам

Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда".

Свою позицию
губернатор пояснил обстоятельно:

— Трудоемкий
процесс формирования бюджета на 2001
г. мы начали в апреле прошлого года.
Вначале эта работа проходила с
министерствами и ведомствами РФ,
где мы отстаивали интересы области
по целому ряду направлений.
Следующий этап — регулирование
отношений между ГФУ области и
Минфином. Затем работа в области — с
предприятиями и организациями всех
форм собственности. С отраслевыми
структурами, с комитетом
здравоохранения, образования, ЖКХ,
с главным управлением сельского
хозяйства, культуры, социальной
защиты. Очень серьезная фаза —
согласование позиций бюджета с
органами местного самоуправления.
По просьбе мэров я лично провел
встречи с руководством 30
территорий При этом мы подписали
соответствующие соглашения. Затем
проект бюджета был представлен на
рассмотрение административного
комитета и лишь после этого
подписан губернатором.

Естественно,
что вся эта огромная работа
осуществлялась не на виду у
населения и независимо от разного
рода политических тусовок. И она
делается ежегодно. В ней участвует
большое количество профессионалов
— специалистов своего дела. Итог
этой работы вносится на
рассмотрение Законодательного
собрания. Функция ЗС — не
строительство бюджета, а его
утверждение.

Процедура
утверждения состоит из нескольких
этапов. Первый этап — рассмотрение
бюджета в первом чтении. Депутаты
должны утвердить три цифры: доходы,
предельный дефицит и расходы,
которые определяются из суммы двух
первых цифр.

Я
внимательно ознакомился со
стенограммами заседаний
Законодательного собрания. Одни
эмоции. Одни разговоры. Бюджет на
эмоциях не строится. Слишком
серьезный документ, который в
интегрированном виде является
инструментом проведения
социально-экономической политики в
области. Эмоции уместны на
митингах, где нет закона, где у
митингующих нет знаний. Лишь там
годятся лозунги типа: "Даешь!".

Есть
документ, который подписал г-н
Васьков. Он возглавляет
региональное управление
Министерства по налогам и сборам. У
него всего два замечания: завышен
налог с продаж, и территориальный
дорожный фонд может, по его мнению,
собрать больше, чем рассчитано.

Что же
касается претензий депутатов ЗС, то
я не увидел ни одного аргумента,
который говорил бы о том, что ГФУ не
учло какие-либо источники
поступлений. А когда я беседовал с
Якубовским, он заявил: "Знаете, по
нашему мнению, БрАЗ должен платить
больше". А вот по мнению закона,
БрАЗ платит полностью. К нему нет
претензий со стороны налоговых
органов.

— Теперь по
дефициту, — продолжил губернатор. —
Эта цифра определяет средства,
которые было бы желательно найти в
течение года, чтобы обеспечить
очень важные расходы. В
соответствии с законом верхний
предел этой цифры — 15%. В нашем
проекте дефицит определен в 12,5%.
Цифра рассчитана в соответствии с
экономическими возможностям
области. Она нам под силу.

Борис
Говорин заметил, что, когда бюджет
рассматривается во втором и
третьем чтении, возникают
основания для обсуждения. Там, где
идет речь о распределении расходов
по различным направлениям
(сельское хозяйство, наука,
образование, здравоохранение),
могут появиться причины для
внесения изменений и поправок. Эта
работа выполняется ежегодно.
Конечно, не все депутаты к ней
готовы. Есть и такие, которые видят
бюджет впервые в жизни. "Но мы это
понимаем, — сказал губернатор, — и
относимся к этому достаточно
спокойно".

— На этом
этапе, — подчеркнул губернатор, —
применение согласительных
процедур очевидно. А сейчас моя
позиция такова: депутатам надо
освободиться от эмоций, которыми
сегодня наполнена их пока
малопродуктивная работа. Депутатам
надо собраться и принять бюджет в
первом чтении. При рассмотрении
бюджета во втором и третьем чтении
губернатор готов делегировать
представителей областной
администрации для того, чтобы
общими усилиями распределить
расходы оптимальным образом. Здесь
в случае серьезной аргументации
возможны коррективы.

Вернувшись к
требованию депутатов ЗС создать
согласительную комиссию, Борис
Говорин объяснил, что сразу после
того, как ЗС отклонило проект
бюджета в первом чтении, ГУБЕРНАТОР
НАЧАЛ СОГЛАСИТЕЛЬНУЮ ПРОЦЕДУРУ. Он
обратился в ЗС с письмом. В нем
губернатор предложил депутатам
собраться. Поскольку предусмотрен
такой вид работы, как депутатские
слушания, губернатор надеялся, что
народные избранники соберутся еще
раз в зале заседаний и в спокойной
обстановке выслушают мнение
специалистов из областной
администрации.

— Оппонентов
надо уметь слушать, — заметил
Говорин. — Спор, в котором его
участники кричат друг на друга,
может закончиться лишь потасовкой.
Полагаю, что в Законодательном
собрании такая форма разрешения
проблем не приемлема.

Так вот,
пришли 18 человек из 44! Таким образом
депутаты выразили свое отношение к
предложению губернатора начать
согласительную процедуру. Я увидел,
что у них в действительности нет
никакого желания заниматься
никакими согласительными
процедурами.

— Да, —
продолжил Говорин, — закон
предусматривает проведение
согласительных процедур. Но сейчас
я не вижу, что согласовывать и о чем
вести дискуссию, если все источники
доходов, налоговые и не налоговые,
учтены и просчитаны.

В заключение
Борис Говорин заявил:

— Я все свои
решения принимал и принимаю только
в интересах жителей Иркутской
области. Это главный источник моего
желания работать. И я буду делать
все, чтобы возникшая конфликтная
ситуация перешла в конструктивную
фазу.

Губернатор
уверен, что этот процесс должен
носить двухсторонний характер.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры