издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Песня об осени

Песня
об осени

Невзирая на
свой холодный вид, он способен
обжечь не хуже раскаленной плиты.
Это сильный духом, страстный, не
признающий полутонов и полумер
человек, ярко проявляющийся и в
хорошем, и в плохом.

В ноябре 1998
года во Дворце культуры
"Энергетик" проходила
юбилейная выставка, посвященная
40-летию творческой деятельности
ангарского художника Альберта
Кусса.

… За окном,
мягко кружась, падал снег, а в
небольшой художественной
мастерской Альберта Казимировича,
в обычной двухкомнатной
"хрущевке", ярко буйствовали
краски.

— "Осенний
хоровод" — одна из моих последних
работ, — рассказывал художник. И
трудно, невозможно было поверить,
что такую яркую красоту — хоровод
осенних берез, над которыми шатром,
как бы защищая их от всех невзгод,
высятся сосны, к хвое которых так и
тянет прикоснуться, — создал
художник, которому в 1998 году
исполнилось 70 лет.

Около ста
живописных полотен, графических
работ вмещала в те дни мастерская
художника.

И каждая из
них, и все вместе — как рассказ о
жизненном и творческом пути
художника Кусса.

… Родился он
в Мишелевке. Красивей места, по его
словам, на свете нет. Дед его, поляк
Андрей Францевич Кусс был ссыльным.
Отец Казимир Андреевич (что значит
судьба) погиб в 1945 году в Польше, где
его именем названа одна из школ. И
где трижды по приглашению побывал
его сын Альберт Кусс.

С портрета на
меня смотрит красивый мужчина в
военной форме. Именно таким остался
в памяти сына отец.

— Парадный
портрет, подстать и рама — старый
багет.

И ощущение
духовной связи между сыном и отцом,
кажется, витает в мастерской.

В 1951 году
Кусс закончил художественное
училище в Иркутске. Работал в
Мишелевке, преподавал. Многие еще
до сих пор помнят высокого
красивого аккордеониста, без
которого не обходился ни один
сельский праздник, а в близлежащих
пионерских лагерях аккордеонист
был самым популярным гостем.

Он всегда жил
наотмашь, не наблюдая за жизнью со
стороны. Чувствовал себя комфортно
в родной Мишелевке. Открытие
летнего сада, звуки оркестра,
живописная природа. Духовой
оркестр, струнный, синеблузники…
Жили широко, открыто, с радостью.
Были прекрасные идеи, была
уверенность в завтрашнем дне…

С 1995 года
художник Кусс стал ангарчанином. В
его мастерской с фотографии
открыто смотрят
художники-ангарчане: Степан
Гвоздев, признанный талант Степан
Развозжаев, портретист от бога
Гавриил Садовников, график,
живописец Владимир Болдин,
Александр Шаталов и многие другие.

— Можно
говорить о том, что я уже
долгожитель, — говорит Кусс. — Все
эти художники уже, увы, почти
забытое прошлое. Они ушли из жизни.
Считаю, что каждый день, прожитый
после шестидесяти, — это уже
подарок от Бога. Все мелкое,
наносное уходит. И начинаешь ценить
жизнь, радоваться каждому дню. Я
счастливый человек. Всю жизнь
занимался и занимаюсь тем, что мне
было дано от Бога.

А еще жизнь,
он считает, прекрасна тем, что можно
путешествовать. Всю страну вдоль и
поперек исколесил Кусс.
Фотоаппарат, кисти, фломастеры,
непременные записи в дневниках.

Сахалин,
Курильские острова, Крым, Кавказ,
путешествие по Волге от Москвы до
Астрахани, где дурманяще стелется
по воде запах свежескошенной травы,
— такое не забывает. Так рождались
полотна.

Так уж
устроен творческий человек, что его
непременно тянет к перемене мест.
Жажда познания, праздное
восприятие прекрасного.

Египет с
говорящими пирамидами Хеопса,
Хефрена и Мекерина на плато Гиза.

Италия с ее
великолепными храмами, природой,
людьми. Чудо из чудес — храм Святого
Петра в Ватикане, площадь Венеции в
Риме с необычно голубой водой
фонтана.

Как эпоху
Ренессанса вспоминает Альберт
Казимирович ставшие историей годы,
когда волна персональных выставок
художников захлестнула город.

И первые
руководители предприятий, такие,
как директор АЭХК Виктор Федорович
Новокшенов, устраивали
персональные выставки, поддерживая
художников. Комбинат покупал у них
картины. И создавали на
предприятиях мини-галереи
ангарских художников. Таким же
увлеченным живописью человеком был
и давно покинувший город директор
цементно-горного комбината Борис
Иванович Кузнецов.

Высокий,
подтянутый, с ностальгией по
прошлому и интересом к
происходящему, Кусс уверен: самая
любимая картина еще не написана. И
приезжая из Мишелевки, из дома
матушки, где он снова сейчас живет,
в Ангарск, художник поневоле
возвращается в прошлое, ощущает
настоящее, надеется на будущее.
Человек обязан оставить добрый
след на земле — таково кредо
художника Кусса.

… За окном
медленно падал снег. А в мастерской
художника буйствовали краски его
любимого времени года — осени.

Людмила
НИКИТИНА, журналист

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры