издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Операция по подъему АПЛ "Курск" пройдет в три этапа

Операция
по подъему АПЛ "Курск"
пройдет в три этапа

Предварительный
этап уже начался сразу после
подписания контракта с
фирмами-исполнителями операции 18
мая 2001 года. В настоящее время
согласовываются последние детали,
выверяется техническое задание,
проходят совместные консультации
специалистов российской и
нидерландской сторон.

Поднимать
"Курск" будут совместно
несколько фирм. Три из них:
голландские "Mammoet" и "Smit
Tak" (морское подразделение "Smit
International"), а также "Halliburton
Subsea" (норвежское отделение
концерна "Halliburton") входили в
международный консорциум, с
которым планировалось подписать
договор на операцию изначально.
Однако после длительных
переговоров консорциум заявил о
невозможности поднять лодку в
предложенные сроки — в 2001 году. В
результате российская сторона
отказалась от его услуг и подписала
контракт с фирмой "Mammoet",
гарантировавшей выполнение
операции в срок. Остальные фирмы
были привлечены в качестве
субподрядчиков.

С российской
стороны в операции принимают
участие ЦКБ "Рубин",
выступающий техническим
заказчиком, Военно-Морской Флот
России, который является
государственным заказчиком
операции, а также будет
обеспечивать часть операции.

После
полного согласования всех деталей
в июне начнется первый этап
операции. Вице- премьер Илья
Клебанов рассказал, что этот этап
включает в себя подготовительные
работы: обследование лодки,
расчистка донных отложений вокруг
нее, подготовка технологических
отверстий на корпусе судна. В этой
части операции будут задействованы
водолазы "Halluburton" и Северного
флота РФ, которые уже начали
тренировки.

Кроме того,
на этом этапе от корпуса
"Курска" будет отделен первый
отсек, в котором находятся торпеды.
В целях безопасности эту работу
проделает специальный робот.

Второй этап
запланирован на 10-20 сентября — в
этот период будет осуществлен
подъем лодки, ее буксировка и
постановка в док. Поднимать лодку
решено при помощи специальной
баржи-платформы, на которой будут
установлены 20 подъемников. С
каждого из них к лодке спустят трос,
который закрепят в подготовленных
ранее технологических отверстиях.

Как
рассказал вице-премьер Илья
Клебанов, такая гибкая схема
позволит провести подъем очень
осторожно, поскольку можно будет
регулировать каждый трос в
отдельности, с учетом положения
лодки на грунте и особенностей
самого подъема. По словам вице-
премьера, вся эта операция займет
около 10 часов. Дата самого подъема
также уже названа: 15 сентября.
Однако она может измениться из-за
погодных условий. В случае, если
волнение на море превысит
расчетные показатели — волна 3,5
метра, ветер 12-15 метров в секунду
ветер, волнение 3 балла, — операция
будет приостановлена.

АПЛ после
поднятия закрепят под днищем
платформы и при помощи буксиров
приведут в док. Для этого
понадобится специальное
оборудование, чтобы облегчить
осадку лодки и завести ее внутрь
дока. Это оборудование — 4 понтона
общей грузоподъемностью 20 тысяч
тонн — уже начали изготавливать
специалисты Северодвинского
машиностроительного предприятия.
Как заявил Илья Клебанов,
"партнеры сами попросили сделать
эти понтоны в России".
"Севмаш" же был выбран потому,
что там уже были изготовлены два
понтона грузоподъемностью по 10
тысяч каждый по заказу шведской
фирмы.

Судьба
первого отсека, как сообщил
Клебанов, будет решаться уже после
подъема и постановки лодки в док.
Тогда уже специалистами
Военно-Морского Флота он будет
обследован заново, так как там
находятся торпеды очень большой
мощности. По результатам этого
осмотра и будет приниматься
решение о судьбе первого отсека.
Сам "Курск" после подъема и
извлечения тел погибших на нем
моряков будет утилизирован.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры