издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На театральной магистрали

На
театральной магистрали

Заметки о II зональном
фестивале любительских театров в
пос. Магистральный (25-27 мая 2001 г.)

Людмила
Николаевна из Северобайкальска
привезла сюда, быть может, самое
дорогое — коробку с кинопленкой. И
очень волнуется: "Не знаю, стоит
ли выходить мне на сцену — ведь я
могу и расплакаться… Я всегда
плачу, когда удается посмотреть
этот фильм…" Последний мне
знаком — в нем снят ее муж, отец ее
дочерей, Юли и Насти (они учатся в
Иркутске), которого, увы, давно нет в
живых. Анатолий Байков — человек из
возрожденной легенды, как и
товарищи-соратники его, строители
БАМа из бригады Героя Соцтруда
Владимира Бондаря, они же артисты
народного театра "Молодая
гвардия", основанного в поселке
Звездный еще в 74-м Байковым,
профессиональным режиссером,
заодно и рабочим той же бригады,
прославленной на всю страну в 70-80
годы.

Фильм был
снят в 78-м и подарен Байкову его
автором — Александром Непомнящих,
тогда оператором
Восточно-Сибирской студии
кинохроники. Нынче поглядеть не
видеокопию, но оригинал, на большом
экране — редкость! В Магистральном,
оказалось, не демонтирована
проекционная аппаратура (как в
большинстве клубов и ДК России),
нашелся и киномеханик (редчайшая
ныне профессия!), и потрясающим стал
"эффект присутствия" самого
Анатолия Байкова как бы на этой
сцене, в зале, на открытии фестиваля
"Театральная весна на БАМе",
им-то и задуманного почти четверть
века назад! Молодой, красивый,
полный творческой энергии,
мужского, артистического обаяния —
вот ведет он блистательно
репетицию, потом сцены из спектакля
"Молодая гвардия" (давшего
название театру), а еще — динамичные
эпизоды, как "вкалывают"
бондаревцы, и Байков там же, на
трассе…

В зале многие
были растроганы до слез. А Людмила
Байкова — она, конечно же, тоже была
актрисой "Молодой гвардии"! —
вышла на сцену с членом жюри
фестиваля, своей старой подругой,
тоже бамовкой когда-то и тоже
"молодогвардейцем" — Натальей
Николаевной Заботиной, одной из
ведущих иркутских тележурналистов.

— Если
откровенно: я боялась сюда ехать, —
сказала она, взволнованная, но
собранная, — знаете, прошлое больно
тревожить, память о нем ворошить… А
сейчас меня будто окрылило, я
счастлива, Анатолий в вас живет, в
этом фестивале! Низкий вам за это
поклон!

То, что комок
к горлу, и не раз, подступал у
Валерия Дмитриевича Кирюнина,
остро я ощущал, сидя с ним рядом на
открытии. Такой эмоциональный
накал в публике — столько нитей из
прошлого с нынешними переплелось в
этот вечер и вообще на фестивале!
Это благодаря ему, председателю
жюри, главному специалисту
областного центра народного
творчества и досуга, инициатору
"Театральной весны на БАМе"-2000
и -2001, и на перспективу
традиционной, словно воскресло из
иной эпохи имя Анатолия Байкова,
собраны были и опрошены его
сподвижники, подняты из архивов
статьи и пленки о первом бамовском
театре, новые материалы появились в
печати, на ТВ. Его детище —
сегодняшнее празднество в
Магистральном, как и год назад.
Разумеется, немало значат и
поддержка идеи,
организационно-финансовая помощь
комитета по культуре областной
администрации, администрации
Казачинско-Ленского района в лице
главы ее — Николая Павловича
Наумова, заведующей отделом
культуры Татьяны Васильевны
Скороход, их сотрудников… Все же
связи с театрами, творческие
советы, просмотр спектаклей на
конкурс, отбор их в фестивальную
афишу Валерий Дмитриевич берет на
себя и, скажу без преувеличения,
множество любителей сцены
буквально души в нем не чают!

И вот третий,
заключительный, день фестиваля на
поселковом стадионе. В руках у него
серебряное блюдо, это — его давняя
задумка — главный приз
"Театральной весны на БАМе" —
имени Анатолия Байкова. Там
выгравированы портрет основателя
театра "Молодая гвардия" и
стихи одного из бамовских поэтов:
"Лучшую дорогу в нашей жизни мы с
тобою вовремя нашли".

Не торопится
Валерий Дмитриевич объявить — кому
Гран-при, так сказать, подогревает
интригу в толпящихся на поле
"фестивальщиках",
разнаряженных, в карнавальных
костюмах, причудливых масках, кто с
гитарой, кто с гармошкой,
возбужденных театрализованным
шествием по Магистральному к
стадиону…

Любительский
театр, конечно, не главная дорога в
их жизни, в основном молодых людей,
хотя кое-кто, в школьном возрасте,
уже мечтает об актерской профессии.
Десятиклассница Марина Васильева
из Усть-Кута, сыгравшая с
поразительной изобретательностью,
так даже "достоверно" свою
роль Бабы-Яги, будто подглядывала
на улице соседку-старушку,
"срисовала" ее, — говорит мне:
"Буду в театральное училище
поступать!" А Таня Азанбаева,
совсем еще девочка, из
Северобайкальска, которая
продержала интерес зала к своему
часовому (!) моноспектаклю (к тому же
— без музыкального сопровождения!)
"Айболит и Бармалей", в
хитроумных мизансценах, с
длиннющими паузами, умеючи-играючи
разнообразя интонацию, жесты
(откуда что берется в такой
маленькой?!), — она осознает ли
спустя 8-10 лет свое призвание к
сцене на всю жизнь?..

А вот как
сложилось у Галины Пальчик и мужа
ее Ивана: дорога — железная, на
которой они работают, и театр —
домашний, устроенный ими в
квартире, сосуществуют
параллельно. Получив новую
жилплощадь, они оценили ее прежде
всего как театральный
"полигон": одну стену снесли, в
половине пространства выставили
ряды скамеек, в другой — сколотили
невысокий подиум, подмостки. На
фасаде дома — вывеска: "Приют
комедиантов". Зрителей
разместить можно до 30 человек,
обычно же собирается плотнее — под
50… Галя и Иван — блестящие
комедийные актеры, играющие в
народном театре п. Магистральный
"Современник". Она еще
окончила Академию культуры в
Улан-Удэ как режиссер. Семейному
театру — всего полгода, но уже
состоялось 15 представлений озорной
комедии "Третий глаз" (пьеса
Олега Ернева), и на конкурсном ее
показе вот уж точно случилось: в
тесноте — до обид ли, когда — смех
повальный?! Не просто успех — потряс
энтузиазм, одержимость этих
Пальчиков, о которых не грех
сказать: мастера!

С высоты
сопки, по которой разбросан
Магистральный, широко
просматриваются дали таежные. С
ними вяжется в моем воображении…
декорация спектакля "Половики и
валенки" (театр "Новый век",
г. Усть-Кут). За забором задник (см.
фото) расписан, пожалуй, в духе
раннего Н. Рериха: могучее
полноводие реки сжато суровым
ландшафтом гор. Этот эпический
мотив мне "слышится", когда еду
по западному плечу БАМа: моря
Братское, Усть-Илимское, долины
Ангары и Лены, Куты и Киренги… Едва
ли не мистической тоской по
сумрачной красоте — но родной же! —
пронизана пьеса Виталия Науменко
"Домой!", которую сыграли его
земляки-железногорцы (театр
"Зеркало"). Герой называет
любимый город, в который жаждет
возвратиться. "Но нет такого
города в расписании поездов, —
говорит ему кассирша на вокзале. —
Вспомни-ка лучше название
станции". Снова тема странствий и
железных дорог. Уж не
"постбамовская" ли тут
ностальгия?.. Неблагодарная память
мучит героя, будто отгороженного от
"малой" родины
"метафорическим" забором
(личностная тема?). И актеры,
режиссер Ирина Бушуева, кажется,
готовы нашептывать автору:
Коршуниха…

Эта пьеса и
постановка ее поневоле соперничали
на фестивале с работой театра
"Песочные часы", приехавшего
из пос. Чуна. "Клинч" Алексея
Слаповского — вещь жестокого
реализма, подзаголовок:
"психологический детектив".
Вот на первом — психологизме, а
также разработке характеров и
сосредоточены режиссер Лира
Баранова и ее отличные актеры:
Светлана Гульметова, Евгений
Баранов, Татьяна Щипко, Руслан
Файзуллин…
"Экзистенциальное" палачество
над обывателями вершит некая
Девушка, обделенная судьбой (в
общем-то заурядной) и временем (до
боли знакомым). Тут, увы, типичное
ныне: оба ока — за одно, все зубы — за
зуб!.. И все виновны, и такая
беспросветность, что был бы
неминуем… провал спектакля, если б
не страстная самоотдача
исполнителей своему душевному
порыву: высшая справедливость —
неистребима!

— Много копий
жюри поломало, — говорит В.Д.
Кирюнин. И, наконец, восклицает:
народный театр "Песочные
часы", получите главный приз
фестиваля!…

Зная, каким
"дополнительным" подарком для
отмеченных фестивальными
наградами являются их имена в
печати, я не могу не назвать здесь
актеров-любителей (помимо уже
упомянутых): Наталья Белодед и
Татьяна Машаруева
(Северобайкальск), Марина Хуторенко
и Ольга Межова (Железногорск),
Валентина Таскаева, Владимир
Маревич, Нина Дикова, Валентина
Воробьева, Марина Бичевина,
Маргарита Саможикова, Наталья
Паршина, Елена Лобоза
(Магистральный), Капитолина
Антипина (село Казачинское).

Фестиваль —
что зеленый свет, сопутствует
движению по бамовской театральной
магистрали.

В.
ВЛАДИМИРОВ, критик

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры