издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Через сто лет в Бурятском академическом

Через
сто лет в Бурятском академическом

Арнольд
БЕРКОВИЧ, заслуженный работник
культуры России, театральный
критик

Бурятский театр оперы и
балета представляет на гастролях
три премьерные постановки
нынешнего театрального сезона,
одна из них — необычный, яркий,
красочный балет-буффонада на
музыку Доницетти "Арлекинада,
или В подражание Петипа".

Строго
говоря, все герои сегодняшней
премьеры театра — балета
"Арлекинады" возникли
значительно раньше в народных
преданиях и уж потом, в середине XVI
века, перешли на сценические
подмостки, чтобы сформировать
новое направление в жанре комедии
дель арте. Первый балет
"Арлекинада" был создан
композитором Р. Дриго, а
хореография — незабвенным М.
Петипа. Затем были разные варианты
постановок, но сюжетные ходы,
взаимодействия героев оставались
неизменными.

Автор
либретто и
балетмейстер-постановщик Георгий
Ковтун, в чьей редакции идет балет
на сцене Бурятского академического
театра оперы и балета, пошел по
несколько иному пути. Он избрал в
качестве музыкальной основы музыку
итальянского композитора Гаэтано
Доницетти, автора большого
количества комических опер и
значительного количества
жизнерадостных симфонических
произведений, которые в
совокупности послужили
балетмейстеру основой для нового
балета.

Необходимо
отметить, что в постановке
отчетливо проявляется незаурядная
личность постановщика. Сегодня Г.
Ковтун заслуженно стоит в ряду
немногих талантливых
балетмейстеров, которые обладают
творческой фантазией, умением
сочетать основы классического
балета с современными тенденциями.
Георгий Ковтун не тиражирует свои
постановки, не заимствует
выигрышное из виденного, он творит
каждый раз свое оригинальное
неповторимое действие. И в
рассматриваемой постановке
"Арлекинады" создается
впечатление сиюминутности
действия, танец как бы рождается на
ваших глазах, потому что принцип
импровизации, который всегда был
характерен для комедии масок,
остается незыблемым в новой
постановке. Замечательны в этом
смысле сцены, где Г. Ковтун
использует откровенно цирковые
номера, неожиданно в высшей степени
балетными стали танцы со стулом.

Балетмейстеру
и репетиторам — народной артистке
России Е. Самбуевой и заслуженной
артистке Бурятии Л. Пермяковой —
удалось создать озорной, веселый и
жизнерадостный спектакль, в
котором трудно выделить
какого-либо одного исполнителя,
потому что танец каждого
естественен, он как будто
специально строится на простых
танцевальных "па" итальянских
улиц, но согласно требованиям
театра художественно отточен,
облечен явственным смыслом и
счастливо доходчив, что само по
себе важно для балетного спектакля.

В балет
введена замечательная детская
группа, которая танцует одну общую
партию — Арлекинчиков, которые уже
самим появлением придают балету
особый колорит. Но я вижу в этом
глубокое смысловое значение —
постановщики этими множественными
Арлекинчиками как бы подчеркивают
бессмертие традиционного и
международно любимого героя
комедии масок.

И все же,
отдавая дань постановщикам, нельзя
не назвать в этих заметках и
исполнителей. Пусть простит меня
читающий, но я практически
пересказываю весь перечень
действующих лиц: это О. Монтоев, Б.
Дамбаев (Арлекин), Т. Танганова, Е.
Шаляпина (Коломбина), Е. Протасова
(Пьеретта), А. Соколова, М. Данилова
(Пьеро); прекрасный квартет
сатирических образов: Панталоне
(засл. артист РФ З. Хусаев), Леонардо
(З. Хамаганов, Б. Дамбаев), Тарталья
(засл. арт. РФ В. Павлов), Доктор (С.
Ремешевский, И. Иванов), обаятельные
слуги Серветта и Бригелла в
исполнении Л. Башиновой, Ю.
Овчинниковой, И. Рыбакова.

Не могу не
поздравить театр с появлением в его
недрах истинно театрального
художника Михаила Болонева. Это он
сумел тонко, красочно передать
стиль и характер балетного
действия. Он представил
многоцветную палитру бесконечного
праздника и может по праву нести
высокое звание соавтора балета.

Новая
"Арлекинада" начала
счастливую сценическую жизнь,
теперь важно сохранить на долгие
годы ее первозданный дух,
увлеченность и жизнерадостность
постановки, и тогда мы с полным
правом будем считать, что балетная
труппа театра вписала в свою
прекрасную историю новую
художественную страницу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры