издательская группа
Восточно-Сибирская правда

1700 лет назад Армения приняла христианство

1700 лет
назад Армения приняла
христианство

Это важнейшее в истории
армянского народа событие
произошло в 301 году.

Первостепенную
роль в принятии христианства
сыграли Григорий Просветитель
Армении, ставший первым
Католикосом Армянской церкви (302-326)
и царь Армении Трдат 3 (287-330).

Принятие
христианства Арменией теснейшим
образом связывается с мученической
смертью дев-рипсимиянок. Согласно
приданию, группа
девушек-христианок родом из Рима,
скрываясь от преследований
императора Диолектиана, бежала на
Восток. Посетив Иерусалим и
поклонившись святым местам, девы,
пройдя Эдессу, обосновались в
Армении. Царь Трдат, очарованный
красотой девы Рипсиме, пожелал
взять ее в жены, но встретил
отчаянное сопротивление. За
неповиновение царь приказал
предать всех девушек мучительной
смерти. Казнь дев-рипсимиянок
произошла в 300-301 году. Она вызвала у
царя сильное душевное потрясение,
которое привело к тяжелому
нервному заболеванию. В V веке в
народе эту болезнь называли
"свиной", поэтому скульпторы
изображали Трдата со свиной
головой. Сестра царя неоднократно
видела сон, в котором сообщалось,
что Трдата исцелить может только
заключенный в темницу Григорий.
Освободив его из заключения, царь
Трдат вместе со всем двором после
66-дневной проповеди христианства,
принял крещение и провозгласил
христианство государственной
религией Армении. В то время
Армения была феодальной страной.
Главой государства был царь,
который одновременно являлся
владетелем центрального края,
вассалами царя были нахарары.

Григорий
Лусаворич, обходя с царем Трдатом
армянские земли, упразднил
языческие храмы, разбивал идолы,
основывая христианские храмы.

Просветив
Армению богознанием и всеми
христианскими установлениями и
законоположениями, отправился
Григорий Просветитель вместе с
великим государем Трдатом в
созерцание мощей апостолов Петра и
Павла, свидания с великим
императором Константином, святым
патриархом Сильвестром и заключили
с ним договор и союз. Кровью Христа
и верою в него был скреплен договор,
дабы и после них нерушимо хранить
дружбу между народами.

Воздав таким
образом честь, Константин усадил
Григория Лусаворича и Трдата на
золоченую колесницу и с великой
пышностью отправил в дорогу.

Св. Григорий
Лусаворич организовал иерархию
армянской церкви по принципу
армянской государственной
административной системы. В 353 году
по единодушному согласию армянской
знати Католикосом был избран князь
Нерсес. Год спустя Католикос Нерсес
созвал Собор в Аштишате, который
вошел в историю как первый
армянский национально-церковный
Собор.

В течение 30
лет Армения в борьбе с Персией
отстаивала свое право исповедовать
христианство, а в 484 году был
подписан Нварсакий мирный договор
между Арменией и Персией, в котором
персы признали право армянского
народа на свободу исповедания
христианства.

Важной
предпосылкой к распространению
христианства являлось
существование в Армении еврейских
колоний. Как известно, первые
проповедники христианства обычно
начинали свою деятельность в тех
местах, где находились еврейские
общины.

Христианство
— религия историков. Другие
религиозные системы основали свои
верования и ритуалы на мифологии,
почти неподвластного человечеству
времени. У христиан священными
книгами являются книги
исторические, а их литургии
отмечают — наряду с эпизодами
земной жизни Бога — события из
истории церкви и святых.

Армянский
народ, решительно пересмотрев свое
отношение к избранной религии,
убедился, что в нравственном
возрождении народа религия —
союзник, а не противник. Такие
качества, как психология
принадлежности к вечности, к своим
корням, к своей истории,
естественной любви к конкретным
людям, к ближним, свойственные
нашему народу, также привила
религия.

Нельзя не
вспомнить великие слова Ф.М.
Достоевского:

"… верить,
что нет ничего прекраснее, глубже,
симпатичнее, разумнее,
мужественнее и совершеннее Христа,
и не только нет, но с ревностною
любовью, говорю себе, что и не может
быть. Мало того, если б кто мне
доказал, что Христос вне истины, и,
действительно, было бы, что истина
вне Христа, то мне лучше хотелось бы
оставаться со Христом, нежели с
истиной".

Эдуард
СААКЯН,
собкор "Еркрамас"
в Иркутске

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры