издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надбавка как инструмент давления

Надбавка
как инструмент давления

Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ,
"Восточно-Сибирская правда"

Еще в прошлом
году многие политики, в том числе и
депутаты Законодательного
собрания, выражали обеспокоенность
новым порядком перечисления
средств в казну. Налоговым кодексом
и российским бюджетом
предусмотрено в первую очередь
наполнение федерального бюджета.
Центр понять можно: ему нужно
обслуживать внешний долг,
содержать армию и финансировать
депрессивные территории. Тем более
что сейчас ситуация усугубилась:
поток нефтедолларов ослабевает, а
Центробанк без особого успеха
тратит резервы на поддержание
курса рубля. Словом, спору нет —
центру сейчас нужны деньги, и он
получит их за счет распределения
налоговых доходов в свою пользу.

Однако это
еще не значит, что они не нужны в
регионах. Администрация Иркутской
области, готовя бюджет,
предусмотрела в нем региональные
выравнивающие коэффициенты и
губернаторскую надбавку. И тут
бюджетников обрадовал федеральный
центр, предложив им надбавку
"президентскую". Однако
профинансировать свою надбавку
федеральный центр позабыл. В итоге
получился голый популизм: с одной
стороны, надбавка есть, с другой
стороны, тех средств, которые
Москва перечислила областному
финуправлению, едва хватит на 10-12%
от необходимого.

Администрация
оказалась действительно в сложном
положении. Гнев бюджетников,
которых государство в очередной
раз кидает с зарплатой, в первую
очередь падет на головы властей
региона. Взять на себя выполнение
обязательств центра — значит
закрыть социальные программы или
отменить собственные областные
надбавки. Эффект будет тот же:
гражданин у кассы не будет вникать
в тонкости межбюджетных
взаимоотношений, а пойдет драть
горло на митинг — и будет
совершенно прав.

Наиболее
болезненно к подобным маневрам
федерального центра отнесся
заместитель главы администрации
Андрей Буренин. Он заявил, что в
крайнем случае Иркутская область
готова предоставить федеральному
центру возможность ввести внешнее
управление. Мол, ваши долги — ваши и
шишки. Правда, пока прецедентов
такого внешнего управления в
стране нет, да и неясно, поддержит
ли браваду своего зама губернатор.
Скорее, это своего рода форма
политического давления на центр,
которому почему-то надо объяснять,
что областной карман не
предназначен для удовлетворения
московских хотений. Все, что
положено отдать, область отдала в
виде налогов — и точка.

Однако из уст
того же Буренина прозвучало
пожелание, что депутатам
Законодательного собрания хорошо
бы не тянуть с бюджетом, а принять
этот документ на очередной сессии
сразу во втором и третьем чтении.
Тогда делегация, которая
отправится в Москву сидеть в
приемной Валентины Матвиенко,
получит в свои руки весомый
аргумент в поддержку своей позиции.
Но в таком случае администрация
области еще до Нового года получит
готовый бюджет, а это большой плюс.
Во-первых, отпадет необходимость
весной пересчитывать
корректировки бюджета по 1/12
прошлого года, во-вторых, бюджетные
прения — любимая политическая
трибуна мэров и некоторых
политически ангажированных
депутатов. Есть бюджет — нет
трибуны, а неуравновешенные
политики могут спокойно идти в
буфет и обсуждать свои
политические воззрения, так
сказать, в узком кругу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры