издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мир реальный и виртуальный

Наши театральные впечатления за последнее десятилетие
больше связаны с классической драматургией. Если речь
заходит о современности, то далеко не о российской —
французской или американской, например. Но если театры
могут строить свой репертуар по собственному усмотрению,
то процесс обучения студентов в иркутском театральном училище
проходит по-другому. Учебная программа здесь предусматривает
работу над материалом, в котором обязательно должен
быть образ героя — нашего современника.

Каких-то лет двадцать назад все было просто: публицистических
и художественных пьес, рассказывающих о комсомоле, проблемах
молодежи, было предостаточно. В процессе перестройки
голоса драматургов умолкли, лишь изредка появляются
пьесы жанра народной комедии или странные
литературные опусы, которые мало что дадут в обучении
актерскому мастерству.

Дефицит современной драматургии надо как-то восполнять,
поэтому училище часто идет на эксперименты, дерзкие,
на первый взгляд, но достаточно эффективные. Выпускники
1999 года работали над пьесой своего педагога по философии
Юрия Каплуненко «Браток лихой», подробно
рассматривая тему, очень важную для становления личности:
творчество и деньги. Действие проходило в стенах учебного
заведения, аналогичного театральному училищу; студенты,
разыгрывая сюжет, могли вводить в него элемент своего
актерского видения — сценическое движение, потасовки, вокал,
танцы. Спектакль тогда получился ярким, зрелищным, полным
энергии, но главное, поставил вопросы, которые задает
себе каждый молодой человек, стоящий на пороге взросления.

Прошло время. И вновь педагоги театрального училища
перечитывают массу литературы в поисках единственной,
близкой и понятной их студентам пьесы. Режиссер-педагог,
заслуженный артист Александр Булдаков, художественный
руководитель третьего курса, остановил свой выбор на
прозе Ивана Шмелева «Лето Господне». В форме литературного
театра ребята рассказывают о Масленице, о том, как
проходит Великий пост, что позволяется есть в эти дни
и как можно повеселиться в дни праздника. Жанровые картинки
из быта Руси столетней давности интересны студентам,
многому они сами удивляются, удивляя и зрителей, которые
приходят на этот спектакль.

Пьеса Людмилы Разумовской «Домой» совсем о другом: о
жизни подростков, ставших изгоями в обществе, о неприглядных
картинах нашей действительности. Те же ребята-студенты
третьего курса в этом спектакле, поставленном Булдаковым,
притушили светлые, лирические тона, звучащие в «Лете
Господнем», и превратились в этаких маленьких зверенышей,
отвоевывающих право на жизнь. В образах своих сверстников,
которые в Иркутске, Ангарске, Братске, повсюду, по всей
Руси обосновались в подвалах с натянутыми мешками
на голове, уколотые героином,
занимающиеся проституцией, все они не чужие нам
— наши дети.

Тяжелый спектакль. Ребята в нем достоверны, таких, как
они, мы встречаем на улицах, у ворот храмов, подаем
милостыню или проходим мимо детей с протянутыми грязными
ручонками, многие из которых давно стали профессиональными
попрошайками. Студенты рассказывают о еще неоперившихся
подростках, но какими они станут, достигнув зрелого
возраста? Этот непростой вопрос они задают себе и зрителям.
Глаза студентов взывают к милосердию и состраданию.
Они создали художественно — обобщенный образ нашей действительности,
предложив непростой выбор — оставаться равнодушными
или попытаться реально помочь поколению, лишенному детства,
вырастающему в крысиной стае подвальной темноты.

По-другому определяется поиск современной темы и героя
педагогом второго курса, заслуженным работником культуры
Валентиной Дуловой. Вместе с ребятами
она придумала спектакль по биографическим материалам
жизни Александра Вампилова «Грезы по Вампилову». Ребята
разыскали письма, которые отправлял из Кутулика своему другу
школьник Вампилов, дневниковые записи, в которых просматривается
прообраз судьбы драматурга, темы и герои его будущих
пьес.

Параллельно на этом курсе ведется работ над новой пьесой
Юрия Каплуненко «Бонус» — это большой приз в компьютерной
игре, это оборотная сторона жизни подростков, тех, кому
повезло родиться в благополучной семье, сызмальства
сесть за компьютер и… уйти в виртуальный мир. Тоже
проблема, а в Японии говорят, что заболевание, требующее
серьезного лечения.

Не будем вдаваться в подробности искаженного представления
о действительности, какой она представляется детям,
зараженным вирусом компьютерных игр. Скажем, что пьеса
позволит ребятам активизировать фантазию при создании
сценических «стрелялок и догонялок», выработать
форму движения, пластической выразительности спектакля
и научиться разговаривать на языке, понятном «продвинутой»
молодежи.

У театрального училища есть свой репертуар, как у настоящего
театра, и свои зрители — студенты и школьники города.
Постоянно общаясь с ними, студенты нарабатывают не
только основы актерского мастерства, они хотят быть
понятными своим сверстникам, активно выражают жизненное
кредо. Они учатся быть личностями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры