издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Если все пойдут в юристы, кто же будет сеять хлеб?

  • Автор: Ольга НЕНАШЕВА

Эта история произошла, когда я вела кружок журналистики. Лена занималась в нем два года, и писать у нее получалось неплохо, поэтому, когда она вдруг заявила: "Пойду учиться на бухгалтера", -- ее слова прозвучали как гром среди ясного неба. "Это не твое!" -- убеждали ее мы с ребятами. Действительно, болтушку и живчика Ленку никак нельзя было представить сидящей от звонка до звонка за калькулятором. Но... девочка не была уверена, что поступит на журфак, а на бухгалтера да, мама обещала заплатить за обучение. Журналистику же мама считала профессией несерьезной.

Я встретила Лену случайно через несколько лет — она
стояла за прилавком торгового павильона. «Вот,
работаю, а институт бросила,» — объяснила она.
Оказалось, что расчеты и балансы осточертели Лене
уже на втором курсе. Мама уговаривала доучиться, но
дочка не вытерпела. «Да и не было смысла еще три
года мучиться, — говорит она, — я уже точно
знаю, что бухгалтером работать не буду. А где еще
эти корочки могут пригодиться?»

Я не стала напоминать Лене, что мы ее отговаривали с
самого начала. Впрочем, ее история закончилась
довольно благополучно: она поступила учиться на
заочное отделение журналистики. И очень довольна. Но
как часто за подобные ошибки в выборе профессии
приходится платить гораздо дороже — ежедневной
каторгой нелюбимой работы или вовсе несложившейся
судьбой. Кроме того, неправильный выбор — это
потерянные деньги: родительские, как в случае с Леной,
или государственные, да и место в вузе, которое ты
занимал зря.

— Почему происходят такие ошибки? — спросила я у
Веры Петровны Хомколовой, начальника отдела
профориентации Иркутского городского центра
занятости населения.

— Прежде всего, потому, что мало информации о
профессиях и специальностях. Ребята не всегда хорошо
представляют себе, что они выбирают. Помочь им с
выбором — это работа школьных психологов. Мы
призываем психологов, если есть какие-то вопросы,
недостаток информации, приходите к нам — поможем.
Наш отдел разработал несколько методичек по
профориентированию и около двух десятков
профессиограмм, где подробно рассказывается о разных
профессиях, о том, каких они требуют знаний и
умений, какие существуют медицинские
противопоказания, насколько востребованы, где им
учат и т.д.

— А вы помогаете ребятам в выборе профессий?

— Мы в основном работаем с безработными — помогаем
тем, кто не нашел себе места на рынке труда. Но и с
ребятами работаем, потому что те, кто неправильно
выбрал профессию, — это же наши завтрашние клиенты.
Заканчивают вуз и приходят к нам, встают на учет
как безработные. Особенно много таких после
пединститута, естественных факультетов, разного рода
юридических колледжей — в общем, все те, кто пошел
получать образование ради образования, а потом
понял, что работать по профилю не хочет или не может.

Часто встречаемся со школьниками во время различных
мероприятий: выезжаем летом в лагеря и проводим
«Парад профессий», участвуем в проведении Дней
выпускника и ежегодной ярмарки «Выпускник.
Профессия. Карьера» и других.

— Значит, вы хорошо изучили интересы ребят в
отношении профессий. Какие же пользуются сегодня
наибольшей популярностью?

— Во время ярмарки профессий мы провели выборочное
социологическое исследование среди выпускников, и
вот какой рейтинг профессий получился:

юрист — 40 %

менеджер — 20 %

экономист — 15 %

журналист — 7,5 %

инженер — 5 %

психолог — 2,5 %

Среди особо привлекательных ребята называют также
профессии переводчика, дизайнера и связанные с
туристическим бизнесом.

— Профессия юриста на пике популярности уже не
первый год. Сегодня только ленивый вуз не готовит
служителей Фемиды. Да разве только вузы?.. Ректоры
уже с нескрываемой тревогой говорят о «кризисе
перепроизводства».

— И это касается не только профессии юриста. Но
здесь вот какой парадокс получается:
перепроизводство по некоторым профессиям
действительно существует, а спрос на них все равно
есть. Дело в том, что работодатели предъявляют к
соискателям повышенные требования: диплом вуза
(желательно красный), стаж не меньше трех лет,
возраст до 25 лет, отсутствие семейных проблем. И
получается, что вакансии есть, но бухгалтер после
каких-нибудь курсов и без стажа или юрист после
колледжа никому не нужен. В общем, конкуренция на
рынке труда обостряется, и школьники, выбирающие
такие профессии, должны быть готовы к этому.

— А какие профессии пользуются сегодня на рынке
труда наибольшим спросом? И какие, на ваш взгляд,
будут «в цене» через несколько лет, к тому времени,
когда нынешние выпускники закончат учебу?

— Сегодня требуются водители всех категорий,
воспитатели в детсад, каменщики, слесари-сантехники,
кинологи, садовники, гувернеры, диспетчеры,
медработники, бухгалтеры. Ожидается, что в ближайшие
годы возрастет спрос на инженерно-технические
специальности, особенно строительного профиля, на
разнообразные рабочие профессии, но высокой
квалификации.

— Вот только все хотят идти в вуз и не хотят быть
рабочими, так?

— По результатам нашего исследования, 68 %
выпускников собираются поступать в высшие учебные
заведения, остальные хотели бы работать и учиться.

— А по каким критериям ребята выбирают будущую
работу?

— На первом месте престижность, на втором зарплата,
потом уже интерес к профессии, доступность обучения,
хорошие условия труда, возможность трудоустройства,
советы родителей или пример друзей.

— По-вашему, это разумные критерии?

— Нет. Главное при выборе будущего пути в жизни —
суметь соотнести свои возможности и те требования,
которые предъявляются профессией. Прежде всего, нужно
определиться, что вам интересно, что вам хочется.
Следующим шагом будет сравнение этого «хочу» со
своими возможностями, то есть «могу». Например,
молодой человек хочет быть летчиком. Однако, если он
носит очки, ему следует забыть о своем желании,
потому что возможности быть летчиком у него нет.
Далее следует сориентироваться с «надо», а для этого
изучить потребности рынка труда. Например, девушка
хочет быть врачом, вакансий на эту специальность
много, но зарплата невысокая. Если ее это не
устраивает, то нужно думать о другой профессии.
Только совместив «хочу», «могу» и «надо», вы
найдете то, что вам по душе и по силам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры