издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Воплощенная мечта

Свой юбилей солистка филармонии, председатель иркутского
представительства Союза композиторов России Лидия Янковская
отметила в органном зале. В составе ансамбля «Барокко»
она исполняла сочинения великого Моцарта.

Лидию Валентиновну хорошо знают в нашем городе любители
музыки. Тихая, мечтательная, похожая на студентку музыкального
факультета педагогического университета, деканом которого
она является в последние годы, Янковская может показаться
человеком не от мира сего. Кажется, музыка постоянно
звучит в ней, исполняемая на любимом органе или записанная
нотными знаками в произведениях, которые она начала
сочинять с шести лет.

Семья была музыкальной — мама играла на рояле, дедушка,
в каком бы городе ни преподавал, обязательно организовывал
оркестр, а бабушка старалась сформировать музыкальный
вкус внучки. Она часто брала ее за руку и вела в филармонию,
на концерты, которые вел блистательный музыковед Владимир
Сухиненко. Не одной Лидочке, многим поколениям иркутян
привил он любовь к классической музыке, научил понимать
ее, чувствовать гармоническое слияние звуков.

Сначала были частные уроки, с пятого класса музыкальная
школа и поступление на фортепианное отделение музыкального
училища. Многие педагоги заметили композиторские способности
студентки. Ирина Владимировна Савинцева посоветовала
перейти на теоретический факультет, позволяющий более
подробно заниматься композицией. На четвертом курсе
Лидочку познакомили с иркутским композитором Вячеславом
Павловым, который, увидев белокурую девчушку, с ворохом
сочинений, воскликнул: «Откуда вы, прелестное дитя?»
Он убежденно сказал, что ей обязательно надо продолжить
образование в Москве: «Только поезжайте пораньше. Педагоги
должны быть готовы к тому, что поступает юное дарование
из Сибири».

В консерватории Янковскую встретили доброжелательно:
«Если напишете музыкальный диктант, обязательно поступите».
А дальше ситуация складывалась преинтереснейшим образом:
абитуриентов, поступающих на композиторское отделение,
собрали в большом зале. К ним вышел педагог, считавшийся
патриархом сольфеджио, Борис Константинович Алексеев,
и начал играть в бешеном темпе трехголосое сочинение,
используя одну педаль. Музыканты знают, что при таком
исполнении все звуки сливаются и различить их почти
невозможно. Алексеев играл, а претенденты на звание композиторов
один за другим, со слезами на глазах покидали зал. Лида
поняла, что диктант, действительно, трудный и начала
писать. Когда закончила, пошла в приемную комиссию и
спросила: «Стоит ли забирать документы?» — Ей ответили:
«Все-таки подождите результатов».

Прошел час томительного ожидания, наконец вышел декан
факультета и, извиняясь, сообщил, что Борис Константинович…
перепутал абитуриентов с дирижерами-симфонистами.
Проходным баллом будет считаться оценка два с плюсом.
У Янковской было три с плюсом, потом еще одиннадцать
сложнейших вступительных экзаменов, которые она сдала
и была зачислена в консерваторию.

Стала учиться сразу на двух факультетах — композиторском
и органного исполнения, по окончании получила два диплома.
На пятом курсе к ней подошел профессор Леонид Исакович
Ройзман и спросил: «Лидочка, как думаете, вы вернетесь
в Иркутск? Поступила заявка, в городе намереваются открыть
органный зал». «Конечно», — даже не успев по думать,
ответила Лидочка.

Когда в июне 1978 года она приехала в Иркутск, инструмент
был на подходе. Лида наблюдала, как его разгружают,
начинают монтировать полторы тысячи труб, украшать восхитительной
резьбой по дереву. Она следила за всем, восхищалась
и, наверное, мешала. В ноябре красавец-орган был установлен.
Открывал инструмент блистательный музыкант, руководитель
органной секции Олег Григорьевич Янченко. В этот день
вся площадь была наводнена людьми, каждому хотелось
взглянуть, услышать сибирское чудо. Более месяца играла
потом Янковская по три концерта в день, восхищаясь звуками
органа и восхищая ими слушателей. В Иркутск стремились
приехать лучшие органисты СССР и зарубежья, даже устанавливалась
негласная очередь, благо, в то время гастроли были делом
привычным.

В то же время открылись и органные абонементы для детей
и взрослых. Интерес к инструменту с годами не пропадал,
а настоящих знаний почти ни у кого не было, почерпнуть
их можно было только на лекциях-концертах, которые вдохновенно
вела Лидия Валентиновна. Здесь же, у органа, она познакомилась
с Володей, заканчивающим дирижерское отделение консерватории.
Родилась музыкальная семья, в которой оба — муж и жена
были несомненно талантливыми людьми.

Лидия Валентиновна родила двух ребятишек — мальчика и
девочку, не забывая о том, что она еще и композитор.
В детстве и юности она сочиняла циклы пьес, сонаты,
в консерватории этап рождения музыки для нее начался
заново. Заслуженный деятель искусств, профессор Николай
Николаевич Седельников увлек ее русской тематикой, поэтому
одно из первых произведений было написано по древнерусским
летописям. В начале учебного года студенты собирались
в концертном зале консерватории, на сцену которой выходили
Ойстрах и Коган, Оборин и Хачатурян. Лида трепетала,
понимая, что должна сделать все и даже больше.

В Москве были исполнены все сочинения Янковской; в Иркутске
посложнее — меньше музыкантов, заинтересованных в
работе молодого композитора. Лидию Валентиновну постоянно
поддерживал заслуженный артист Лев Ашотович Касабов,
исполнявший ее произведения для камерного оркестра и
органа: «Рождение Байкала», «Притчу о свете», посвященную
1000-летию крещения Руси. Ансамбль «Барокко» взял в
свой репертуар сочинение «Сибирское барокко», состоящее
из нескольких частей. Сотрудничают с Янковской заслуженный
артист Николай Прошин и солистка Надежда Васильева.

Лидия Валентиновна — автор оперы «Затмение», написанной
по книге «Житие Протопопа Аввакума», которая неоднократно
исполнялась иркутскими музыкантами фрагментарно, но еще
ни разу не звучала полностью. Эту оперу Янковская считает
своей болью, но и радостью, как рождение на свет дитя.
Она полагает, что придет время, и «Затмение» будет поставлено
в музыкальном театре или в концертном исполнении в филармонии.
Оно обязательно прозвучит, наполненное мощной энергией
мятежного Аввакума, имя которого осталось в веках.

У Лидии Валетиновны много творческих планов. Ей хотелось
бы наполнить музыкой любимый Иркутск, сделать его по-настоящему
духовным городом. В своих устремлениях она не одинока.
Как известно, одно желание прирастает другим, талант
притягивает другие таланты. Так воплощаются идеи, становящиеся
общими. Так появляется множество людей, открытых для
восприятия настоящего искусства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер