издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Быть открытым -- это ответственно

  • Автор: Максим ЧУЛАСОВ

Крупные российские компании, декларируя свою высокую социальную
значимость, преследуют только одну цель — обеспечить стабильность в
городах и регионах, где размещаются их производственные мощности.
Компании просто вынуждены брать на себя те функции, которые в силу
объективных причин не в состоянии выполнять государство. В условиях,
сложившихся на данный момент в России, это одна из основных
составляющих крупного бизнеса. Дело в том, что люди привыкли к
стабильности по-советски и зачастую все свои беды связывают с развитием
рыночных отношений. Между тем именно рынок и успешно действующие на
нем российские компании есть единственная панацея от кризиса.

Возьмем крупнейший алюминиевый холдинг России компанию
«Русский алюминий». В регионах он представлен рядом градообразующих
предприятий, таких, например, как Братский или Саянский алюминиевые
заводы. Остановка их наверняка привела бы к социальному взрыву в
соответствующих сибирских городах. Работник алюминиевого завода — это
человек с высокой заработной платой и возможностью пользоваться всеми
предусмотренными законодательством социальными льготами. Своим
нелегким трудом он обеспечивает не только собственное благосостояние, но
и благосостояние своей семьи, близких и дальних родственников. Один
металлург создает рабочие места десяткам людей на других предприятиях —
поставщиках сырья, агрегатов, металлоконструкций, запасных частей,
различных технических и электронных приборов. Сама компания и ее заводы
— это крупные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, работа
больниц и школ, пенсии и стипендии.

Все это — факты, и компания открыто
говорит о своей социальной роли в регионах не для того, чтобы показаться
лучше, чем она есть на самом деле, а для того, чтобы люди имели ясное
представление об эффекте ее деятельности. На фоне набивших оскомину
«возмущенных» возгласов о наших доморощенных «буржуях», об утечках за
рубеж капитала, о незаконных финансовых операциях и т.д. (как правило, это
заказы нечистоплотных конкурентов), нет ничего предосудительного в том,
чтобы говорить людям правду.

Сегодня открытость перед обществом, порождаемая социальной
ответственностью, столь же необходима российским корпорациям, как
грамотная финансовая политика. Компания «Русский алюминий» не
скрывает от населения тот факт, что производство алюминия сопровождается
выбросом вредных веществ в атмосферу. Достоянием общественности
становятся кадровая политика компании и работа по реструктуризации
непрофильных активов. Впрочем, всех пунктов не перечислишь. Достаточно
сказать, что компания, прежде всего, заинтересована в социальной
стабильности на территориях, где расположены ее предприятия. Для нее это
такая же выгода, как налоговые послабления или рост цен на металл.

То и дело возникают, однако, ситуации, когда «Русал» оказывается в
роли: жертвы собственной открытости. Раз открыт, думают журналисты,
значит открыт во всем, и удивляются, когда некоторые вопросы остаются без
ответов. Речь, конечно, идет о финансовой деятельности холдинга — темы, в
наибольшей степени интересующей средства массовой информации.
Представьте себе следующую картину: в компании разработан некий
выгодный с финансовой точки зрения проект, разглашение сведений по
которому означает то, что он попросту не будет реализован. Понятно, что
компания вправе отказаться от обнародования таких сведений, тем более что
по российским законам (как и по законам любой цивилизованной страны)
частная компания может дозировать информацию о своей финансовой
деятельности, а то и вовсе не раскрывать ее перед широкой
общественностью. Приведем конкретный пример.

В последнее время невероятно быстрыми темпами увеличиваются
объемы сделок на рынке еврооблигаций («голубые фишки»). Не вдаваясь в
историю возникновения этого вида ценных бумаг (с момента выпуска первых
прошло без малого сорок лет), отметим, что появление их было связано с
интернационализацией хозяйственной жизни и необходимостью обеспечить
финансовые потребности транснациональных корпораций. Сейчас
российские федеральные и муниципальные власти, а также предприятия
стали сильно интересоваться рынком еврооблигаций как одним из
возможных факторов привлечения капитала. «Голубые фишки» российского
происхождения уже обращаются на западных фондовых площадках.

«Русский алюминий» также заявил о том, что собирается начать
размещение еврооблигаций на одной из бирж Запада в следующем году.
Воплощение таких замыслов может означать серьезное изменение
положения компании в глазах зарубежных инвесторов. Выпуск
еврооблигаций какой-либо компанией является индикатором перехода на
более высокий уровень открытости и прозрачности, который позволяет
рассчитывать на большой интерес со стороны кредитных или партнерских
организаций.

Прежде чем «Русал» разместит свои еврооблигации на Западе, от него
потребуют консолидированную финансовую отчетность по стандарту GAAP
за три года (GAAP — Generally Accepted Accounting Principles — принципы или
стандарты счетоводства, используемые в США). Отчетность такая у
«Русского алюминия» есть — и за 2000 год, и за 2001-й. Разумеется, учет
ведется и в 2002 году. Сейчас компания намеренно не раскрывает некоторые
данные, например, о прибыли, но делает это не оттого, что хочет что-то
скрыть, а потому что в этом нет никакого коммерческого интереса. Понятная
и уважаемая позиция. Придет время выхода на рынок с евробондами, и
проблем с предоставлением данных не возникнет. А иначе зачем говорить о
привлечении западных инвестиций?

Что касается финансовой отчетности, выполненной по западным
стандартам, то она, как правило, готовится с привлечением солидных
аудиторских организаций. У «Русала» — это известная PricewaterhouseCoopers.

PricewaterhouseCoopers аудирует крупнейшие иностранные и российские
корпорации, правительственные органы и международные организации,
включая Европейский союз, Международный валютный фонд и центральные
банки многих стран.

В России фирма появилась впервые в 1913 году, а в 1989 году возобновила свою
деятельность в Москве. За последние 10 лет были открыты офисы в Москве,
Санкт-Петербурге, Южно-Сахалинске, Тольятти.

Крупными клиентами PricewaterhouseCoopers в России являются: АвтоВаз,
РАО «ЕЭС России», Сбербанк России, Славнефть, Транснефть, Газпром,
Центральный банк РФ, Внешторгбанк, ЮКОС, Комбеллга, Пепси и многие
другие.

Основные виды деятельности компании — это консалтинг по управлению
финансовыми и материальными потоками, повышение эффективности бизнес-процессов
и реструктуризация компаний; налоговое и юридическое сопровождение; инвестиционное
консультирование; аудит и бухгалтерский учет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер