издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Финансовая история Иркутской области

  • Автор: Беседовал Сергей ПРЕДЕИН

Сегодня жизнь Иркутской области во многом зависит от того, как складываются межбюджетные отношения с федеральным центром. Об этом разговор заместителя редактора "Восточно-Сибирской правды" Сергея ПРЕДЕИНА с руководителем представительства Иркутской области при правительстве РФ Иваном ФЕДОСЕЕВЫМ.

— Иван Васильевич, какое сейчас отношение к Иркутской области в
федеральных структурах?

— Достаточно заинтересованное. Равнодушных к проблемам области ни
в одном министерстве не встречал. Это однако не значит, что
везде можно найти поддержку. Пожалуй, наиболее трудные проблемы, с
которыми приходится иметь дело, это вопросы, связанные со
спецификой нашей области, которая плохо учитывается при расчете
бюджетных показателей. Для того, чтобы понять это, надо немного
вернуться в историю.

Было время, когда бюджет России был глубоко дефицитным.
В середине 90-х каждый год проводились или открытые или скрытые сокращения
бюджетного финансирования. Права на получение бюджетных ресурсов
все регионы имели равные, а в какой мере удовлетворить их, зависело
от нескольких чиновников.

Тогда у регионов была очень высокая кредиторская задолженность в
федеральный бюджет и по инвестициям, и по капиталовложениям в
строительство объектов социальной сферы, и по содержанию бюджетных
организаций. Погашать долги приходилось по различным зачетным
схемам. При этом государство несло огромные потери, так как
появилось множество предприимчивых контор вокруг федеральных
министерств, которые якобы оказывали содействие в реализации
зачетных схем, а в итоге бюджетники получали в лучшем случае
половину того, что должны были получать. Все это сказалось
крайне отрицательно на социально-экономическом развитии регионов,
в том числе и Иркутской области.

— То есть созданная в государстве система финансовых отношений
между федерацией и регионами сама стимулировала накопление долгов?

— Конечно. Например, в 1994 году мы получали достаточно серьезные
кредиты на приобретение горюче-смазочных материалов, удобрений, а
рассчитаться за эти ресурсы не могли, поскольку федеральный бюджет
вовремя не профинансировал область. Проблема этих долгов до
сих пор не решена. Они были переведены в агрооблигации, как долг
Иркутской области федеральному бюджету. Частично мы его погасили,
а сейчас добиваемся его реструктуризации и продления сроков
погашения. Ведь надо учитывать, что у Федерации тоже была большая
задолженность перед Иркутской областью.

— А как гасит долги Федерация?

— Есть стандартные схемы. Например, случилось в
области какое-нибудь несчастье: наводнение, нашествие саранчи.
Государство в таких случаях должно помогать региону, но на самом
деле реальные средства не выделяются, а проводится списание долга
на определенную сумму. Что касается долгов самой Федерации, то
все, что не касается средств, вложенных в капитальное
строительство, в конце года просто «забывается».

— Но какие-то изменения произошли?

— Я считаю, что президент Владимир Путин и правительство приняли
верное решение по созданию бездефицитного бюджета. Теперь область
получает реально то, что записано в бюджете. Да, может быть
записано не столько, сколько нам хотелось бы, но во всяком случае
точно известно, на что мы можем рассчитывать. В этом отношении
стало, безусловно, легче работать. Министерство финансов,
Министерство экономики и правительство в целом
стремятся создать идеальную методику, при помощи которой ресурсы,
необходимые тому или иному региону, можно было бы просчитать по
формуле, чтобы их величина не зависела от воли чиновника. Они,
судя по всему, считают, что такую методику изобрели, по ней
рассчитывали бюджет 2001, 2002 годов, рассчитывают и 2003 год.
Хотя уже 2001 год показал, что эта методика еще далека
от совершенства. Субсидии и субвенции, которые начисляются области
из федерального бюджета, не отвечают реальной потребности.

— В этом году на областной и местные бюджеты выпала еще одна
существенная дополнительная нагрузка: повышение зарплаты
бюджетникам.

— В Бюджетном кодексе России говорится, что если
решение, ведущее к увеличению расходов в субъектах
федерации, принято федеральными структурами, то федеральный центр
должен эти расходы и финансировать. В данном случае это требование
не выполняется. Федеральный центр только частично выделил деньги на те
дополнительные затраты, которые область несет при выплате увеличенной заработной
платы бюджетникам. То, что зарплату работникам бюджетной сферы надо было
повышать, — решение, несомненно, справедливое, но центр должен был
изыскать для этого соответствующие ресурсы.

Уже в бюджете, который принимался на 2002 г., было очевидно, что регионам
понадобится не менее 50 млрд. рублей для того, чтобы повысить заработную плату
бюджетникам. Нашли тогда порядка 16 млрд. руб., из них сразу расписали по
регионам 13 млрд. рублей, а все остальное как бы оставили на
потом. Действительно, за полугодие дополнительные доходы
появились и нашли еще 10 млрд. рублей. Эти деньги распределили
по регионам. Иркутской области досталось 102 млн. 600 тыс. рублей
при потребности (для того, чтобы до конца года выплатить зарплату
бюджетникам) не менее 700 млн. руб.

— Где взять недостающие средства?

— Берем бюджетные ссуды. Точнее сказать, не берем, а
выбиваем. Подключать для этого приходится всех. У каждой ссуды
есть своя история. Так, в мае для ее получения большую поддержку
оказал депутат Госдумы Виталий Борисович Шуба, следующую пробивал
заместитель губернатора Сергей Фатеевич Брилка, потом подключился
наш представитель в Совете Федерации Дмитрий Федорович Мезенцев.
Ну а губернатор Борис Александрович Говорин, естественно,
постоянно действующее лицо в этой «финансовой истории».

— Что, на ваш взгляд, изменилось в области за последние пять
лет?

— Сегодня Иркутская область — один из немногих регионов России,
который в состоянии сам зарабатывать себе на жизнь. Конечно, нам
досталось хорошее наследство от прежних времен, наша экономика
экспортно ориентирована, а потребитель за рубежом платежеспособен.
Но мы в отличие от многих регионов смогли не только сохранить,
но и продолжать развивать промышленность. Темпы ее роста в два
раза выше, чем в целом по стране.

Из того, что не удалось и чему сейчас уделяется самое пристальное
внимание, — это строительство жилья. Очень большая проблема.
Прекращение бюджетного финансирования повлекло за собой разрушение
инфраструктуры строительных предприятий. Теперь восстановить
отрасль жилищного строительства крайне сложно, нужны огромные
затраты, но это уже не вопрос, а задача, которую необходимо решать
в ближайшее время.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры