издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пойдем в кино?

Восстанавливая картины юности, наша память часто связывает их с кино. Туда ходили бабушки и дедушки, папы и мамы, а потом вслед за ними и мы уносились в прекрасный, возвышенный, полный грез и мечтаний мир. В нашей жизни кино было не только местом интересного времяпрепровождения и свиданий, но и источником духовного, нравственного, интеллектуального становления. В компаниях мы спорили до хрипоты о Тарковском и Феллини, Ромме и Антониони. Имя Пазолини произносили шепотом, и не только потому, что он был запрещен в СССР; на его фильмы, полные эротики, был запрет внутренний. Тогда мы и представить не могли, что итальянский режиссер покажется сегодня воплощением целомудрия, а кино, настоящее кино на большом экране, почти уйдет из нашей жизни. В период ломки всего и вся стали "ломаться" кинотеатры, и наша мощная индустрия советского кино, которой было чем гордиться, развалилась, как колосс на глиняных ногах.

С чего начался этот процесс, который иначе как
вандализмом не назовешь, кому помешали кинотеатры и
наше самое демократичное из всех искусств — кино? С
какого момента началось разрушение? Об этом мы
беседуем с директором Иркутского областного
кинофонда Анатолием Ивановичем РОМАНЕНКО.

— Наверное, все началось с 5-го съезда
кинематографистов, на котором официально заговорили
об отношениях между создателями и потребителями
кино. В отличие от распределительной системы
советского времени, был провозглашен рынок. Давайте
вспомним схему, по которой ранее поступали фильмы в
область. Их нам «спускали сверху»: идеологически
выдержанных — по двадцать копий, а Тарковского,
например, всего одну. По разнарядке к нам приходило
все, что снималось в СССР. За копии платил прокат,
оставляя 60% прибыли себе, 40% отправлялось в
Москву. Этих сорока процентов хватало, чтобы
киностудии страны работали, снимали шедевры и просто
кино, востребованное зрителями. Кинотеатры строились
на ссуды: банк выделял деньги, а потом из прибылей
он восстанавливал их. Получалось так, что кинотеатры
сами себя выкупали, вернее управление кинофикации,
которому они подчинялись. Дирекция киносети, куда
поступали все деньги, распределяла их по мере
необходимости, и там, где не хватало их, выходили из
положения за счет прокатчиков рентабельных,
например, «Гиганта», «Баргузина» или
«Художественного». Проблем с репертуаром тоже не
было. 260 фильмов, которые приходили в область в
течение года, могли обеспечивать его быструю
сменяемость. Работал хорошо отлаженный, надежный
государственный механизм.

— Американское кино стремительно ворвалось в нашу
жизнь. Мы и не заметили, как стали отдавать
предпочтение дешевенькому боевику. Неведомое всегда
притягательно. Правда, первые незнакомые для нас
фильмы, затаив дыхание, мы смотрели не в
кинотеатрах, а на кассетах видеомагнитофонов: кто
дома, а кто в салонах. Как они попадали к нам?

— Обыкновенным путем — пиратским. Тащили всякую
дрянь ужасного качества. Были кассеты на польском
языке с подстрочником или переводами, оставляющими
желать лучшего. Киносалоны стали расцветать,
некоторые их владельцы смогли накопить неплохой
капитал. В период перестройки у многих была эйфория:
рынок — это та манна небесная, которая сделает не
только голодных сытыми, но и бедных богатыми. В
начале 90 годов кинотеатры начали добиваться
самостоятельности, становились юридическими лицами,
не учитывая одного: если раньше кино им давали
бесплатно, то с момента новых торговых отношений его
надо было покупать. Чем лучше фильм, тем дороже.
Многие кинотеатры постепенно начали хиреть, выживал
один «Гигант», который в то время входил в десятку
лучших в стране.

— Сколько их было в Иркутске до перестройки и
сколько осталось?

— Было шестнадцать, некоторые прекратили свою жизнь
естественным путем. Многие кинотеатры России начала
90 годов переживали кризис. Холодным,
«стойлоподобным» залам зрители начали предпочитать
диван в собственном доме или небольшой, уютный
видеосалон. Первый кинотеатр, обустроенный по
западному образцу, появился в Москве. Это был
«Кодаккиномир», который сразу стал приносить
огромные доходы. Что-то надо было делать и у нас в
Иркутске. К сожалению, поздновато, но
переоборудованный около двух лет назад «Баргузин»
сразу привлек к себе внимание, в него начали ходить
люди не только на «долби»-звук, но и потому, что в
нем были предусмотрены вещи, сопутствующие приятному
просмотру фильмов. Вслед за «Баргузином» стали
привлекательными для зрителей «Художественный», «Дон
Отелло», сегодня переоборудуется «Чайка», работают
кинотеатры «Россия», «Пионер». Думаю, что шесть-семь
хороших кинотеатров для нашего города
— количество достаточное, если учитывать, что люди,
особенно молодые, живут интересами не только кино.

— Если ситуация в Иркутске как-то разрешилась и мы
можем смотреть кино в уютном кинотеатре, то как
обстоит дело в других городах, в деревнях? Сколько в
нашей области было кинотеатров и сколько осталось?

— Государственных было около тысячи и ведомственных
где-то триста шестьдесят. Сегодня работает сто
двадцать шесть, из них половина в городе и половина
в деревне. Если посчитать — это 10% от прежнего
количества.

— А что стало со зданиями остальных?

— В городах многие помещения брошены или
используются коммерческими структурами. Вспомните,
что это за помещения: небольшое фойе и зал с покатым
полом, его даже под клуб без серьезных затрат не
переоборудовать. У нас в Иркутске «Луч», «Родину»
просто разграбили, вынесли все, что можно. Сегодня
там что-то перестраивается, но явно не под
кинотеатр. В других городах в помещениях разместили
склады, магазинчики, какие-то фирмы. В Тулуне, по
материальным соображениям, в бывшем кинотеатре
работает дискотека, ставшая в городе местом
повышенной криминогенной обстановки. Когда
руководители говорят только о доходах, не думая о
том, что они должны представлять культуру, — это
значит, они расписываются в собственном бессилии и
становятся носителями антикультуры. Многое зависит
от руководителя. Например, в Нижнеудинске директор
кинотеатра Брагин сделал из кинотеатра
киноконцертный зал, в котором работают кружки,
молодежь проводит свой досуг…

— Мы ведем разговор о кинотеатрах и ратуем за кино,
которое должно в них идти. А что показывать?
Американские фильмы, которыми наводнен сегодня
кинорынок? Я не говорю о хороших фильмах, которые,
как настоящее искусство, национальности не имеют. Но
во всем должно быть чувство меры, иногда хочется
вспомнить и о том, что у нас есть свое кино. Что вы
можете предложить зрителям?

— Американское кино я практически не покупаю,
потому что считаю: наши российское деньги надо
тратить на российские фильмы. Договариваемся,
покупаем, берем пленки напрокат. Некоммерческие
кинотеатры показывают и старые ленты, которые
пользуются спросом, особенно сказки для детей, или
фильмы, снятые о войне или по произведениям
классической литературы. Отечественным кино
практически никто не занимается. Компании сами
продают свою продукцию, например, создатели
нашумевших в последнее время фильмов «Олигарх» или
«Киллер» оказались очень неплохими прокатчиками.

— Мы хорошо знаем сегодня, что такое коммерческое
кино, оно часто бывает эффектным, но редко обладает
художественными достоинствами. Как вы думаете, скоро
ли произойдет подвижка в сторону настоящего
искусства?

— Я часто бываю на кинорынках и смотрю российское
кино. Порой становится очень грустно: из большого
потока трудно выбрать хотя бы один хороший фильм.
Правда, надо отметить, что за последнее время
появляются ленты, вызывающие интерес. Можно высоко
оценить работу режиссера Рогожкина «Кукушка»,
который выдвигался, но, к сожалению, не был
поддержан, на премию «Оскар». Из новых фильмов
выделяется ремейк режиссера Лебедева, снятый по
повести Казакевича «Звезда». Это светлые, чистые
работы, полные настоящего патриотизма. Денег
выделяется немного, поэтому стараешься покупать
наиболее интересные фильмы.

— Очевидно, что в коммерческие кинотеатры зрители
начали ходить, особенно молодежь, которая находится
в постоянном движении и ей, кроме ночных клубов,
необходимы и другие впечатления. А в другие
кинотеатры зрители ходят?

— По статистическим данным, у нас в Иркутской
области, начиная с 1997 года, стал заметен подъем,
по всей стране он начался чуть раньше. В 2001 году,
по сравнению с предыдущим, количество зрителей
увеличилось в два с половиной раза. Недавно к нам
приходил мужчина, представитель родительского
комитета 44 гимназии, просил, чтобы мы помогли
восстановить там киноустановку. Звонили из Братска,
просили фильмы для Чуны, в которой энтузиасты взяли
в аренду кинотеатр и намерены использовать его по
назначению. В Слюдянке восстанавливается кинотеатр,
у нас в Иркутске есть намерение восстановить
«Россию». Мэр Качуга просит, чтобы мы присылали в
район фильмы. А какой неподдельный интерес был в
Хужире и Еланцах во время показа документальных
фильмов на фестивале! Люди смотрели с утра до
вечера, некоторые стояли, потому что не хватало для
всех мест.

Еще недавно мы насаждали кино «сверху», уговаривали,
настаивали на том, чтобы восстанавливали установки,
показывали людям фильмы. Сегодня этот процесс
начался как бы изнутри. Многие руководители или
энтузиасты, как в Чуне, хотят смотреть не только
боевики, но по-настоящему доброе, светлое, чистое
кино. Таких фильмов, поверьте, у нас много.

— Пользуясь выражением Михаила Ромма, ставшего
названием фильма «И все-таки я верю», хочется задать
вопрос: и все-таки вы верите?

— Мне интересно, оптимизма я не теряю. Я верю, что
кино в нашей стране возродится. Наладится
производство, будут снимать интересные фильмы,
которые найдут путь к своему зрителю.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры