издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Ленфильм": город в городе

Известный кинорежиссер Виктор Сергеев живет в Санкт-Петербурге. Зрителям знакомо это имя по фильмам "Палач", "Странные мужчины Семеновой Екатерины", "Любовь, предвестие печали...", "Шизофрения", "Гений". Их часто показывают по ТВ. Сергеев снял две серии "Убойной силы" (за которые последовала награда -- "ТЭФИ"), восемь серий "Бандитского Петербурга" ("Крах Антибиотика"). А еще он является продюсером фильмов Александра Сокурова (тоже петербуржца): "Молох" и "Телец", за что получил "Нику-2001" в номинации "Продюсер года". Иркутяне в не столь давние времена имели возможность лицезреть этого режиссера у себя: он приезжал к нам вместе с Александром Абдуловым, представляя в кинотеатре "Баргузин" фильм "Гений", и с Андреем Соколовым -- "Любовь, предвестие печали..." Сегодня В. Сергеев -- заместитель директора киностудии "Ленфильм". Могла ли я, живя в Петербурге, не побывать на знаменитой российской "фабрике грез", не встретиться с Виктором Анатольевичем?

Наша беседа началась с воспоминаний о тех годах, когда
творческие встречи режиссеров и актеров со зрителями
глубинки проходили регулярно (в двух столичных городах
они и сегодня не редкость). Как сейчас поживает «Баргузин»,
другие иркутские кинотеатры? Показывают ли в них новые
российские фильмы? Какие? Ходят ли на них зрители? Или
больше жалуют американские картины? Режиссер с интересом
расспрашивал меня, а я, в свою очередь, поинтересовалась,
почему наши кинематографисты теперь отдают предпочтение
жанру боевиков (и это возрождение российского кино?).

— Кино должно быть разное. Чисто по-человечески
мне тоже не многие новые фильмы симпатичны.
Скоро увидите новую картину Валерия
Тодоровского «Любовник», там играют Олег Янковский,
Сергей Гармаш. Совсем не боевик.

Отставка

— Вы руководили огромной студией, снимали сериалы,
продюсировали фильмы Сокурова… Как
все это совмещали?

— Да, тяжело… Сейчас от многого отошел.

— Картин Сокурова на большом экране как не было, так
и нет…

— Это кинематограф самой высокой пробы! Я считаю,
что Александр Николаевич — человек необычайного кинематографического
видения и необычайного таланта. То, что сегодня его
фильмы смотрит достаточно ограниченная аудитория (считается,
что это «кино не для всех»), — не его беда. Это
беда плохо образованного зрителя.

— Но нам не показывают cокуровские шедевры…

— Потому что прокатчики не востребуют кино таких художественных
достоинств. Они предпочитают работать с американскими
«пулялками» и «стрелялками», которые прежде всего приносят
им деньги, и мало задумываются над эстетическим и художественным
воспитанием отечественного зрителя.

— Пять лет вы были директором киностудии «Ленфильм»
и вдруг в феврале подали заявление об отставке. Почему?

— Тут много причин. Самая главная: будучи директором
студии, я практически был оторван от своей основной
профессии (режиссера). Физически невозможно было совмещать
съемки фильма с исполнением директорских обязанностей.
Мне уже достаточно много лет, и хочется еще успеть что-то
сделать в кино. В свое время, принимая пост директора
«Ленфильма», я договаривался с тогдашним председателем
Госкино господином Медведевым, что буду занимать эту
должность максимум пять лет. Срок истек.

Еще одна причина — несогласие с той линией реформирования
отечественного кинематографа, которую избрало Министерство
культуры. Я этого никогда не скрывал. Считаю, что шаги,
которые там предприняли в отношении акционирования студии,
ее приватизации, преждевременны. Естественно,
если страна выбрала капиталистический путь развития,
то эти процессы неизбежны, они рано или поздно наступят.
Нигде в мире не существует государственного кинематографа.
Но в той экономической ситуации, в которой сейчас находится
наша страна, мне кажется, пока рано предпринимать такие
шаги, которые предпринимают в Министерстве культуры.
Думаю, что они побежали впереди паровоза.

Вот, пожалуй, и все.

— Кто ваш преемник?

— Пока, на стадии реформирования студии, обязанности
директора исполняет мой заместитель Андрей Зерцалов.
Надеюсь, и в будущем он останется директором творческо-производственного
объединения киностудии.

Я же согласился с предложением Александра Голутвы и
Михаила Швыдкого остаться в руководстве, заняв должность
зам. директора студии по творческим вопросам. Это дает
мне возможность, во-первых, заниматься своим прямым
делом и, во-вторых, высвобождает достаточно времени
для того, чтобы самому снимать кино.

Режиссер

— Что-то сейчас снимаете?

— Готовлюсь. Подписал контракт с московской студией
Валерия Тодоровского «Рекун-фильм», буду снимать телевизионный
художественный 16-серийный фильм, условное название
«Небо и земля». На эту работу уйдет год. Затем
приступлю к следующему проекту. Мой постоянный московский
автор Евгений Козловский пишет сценарий для большого художественного
фильма. Скорее всего это будет не продолжение, но как
бы вытекающее из нашего предыдущего фильма «Шизофрения».
Политический детектив.

— У вас есть любимые актеры?

— Да, конечно. Я работаю постоянно (когда им находится
место в том драматургическом материале, который попадает
мне в руки) с Сашей Абдуловым, Сашей Збруевым, Андреем
Соколовым. К величайшему сожалению, ушла из жизни Ира
Метлицкая. Это большое горе. Я любил снимать ее, и она
с радостью снималась у меня…

— Что вам, как режиссеру, интереснее снимать — фильм
художественный, для кинотеатра, или телевизионный сериал,
который смотрит вся страна?

— Безусловно, мне интереснее снимать художественный
фильм. Это совершенно другие производственные возможности.
Сериал — штука достаточно жестокая. Потому что ты здорово
связан временными и экономическими рамками. Но я не
из тех режиссеров, которые презрительно относятся к
созданию таких фильмов. Я вообще не люблю само слово
«сериал». А «Семнадцать мгновений весны» — это что?
Сериал? А «Противостояние» Арановича (шесть серий)?
А «Мы, нижеподписавшиеся»? Раньше на Центральном телевидении
принято было называть их телевизионными художественными
фильмами. Просто они более масштабны и более растянуты
по времени. Вот и все. Сегодня, в условиях неуспешного
проката российского кино на экранах страны, режиссер,
который делает телевизионный фильм, имеет выход на многомиллионную
аудиторию. И если ему есть что сказать зрителю,
он скажет. В любом фильме.

— Артисты, снявшиеся в сериалах, становятся известными
всей стране, звездами…
Театральные актеры говорят о многих из них с презрением:
«Засветились в низкопробных сериалах, и на тебе — «звезды»…
Кочуют из одного в другой. Звездульки!»

— И слава богу, что засветились. Никогда в Советском Союзе не было института актерских
звезд. Теперь он появляется. И это хорошо. И это правильно.

«Петербург», «Бедный, бедный Павел», «Идиот»

— Как сегодня живет знаменитая киностудия?

— Работой загружены! 30 апреля будущего года отметим
85-летие «Ленфильма», встык с 300-летним юбилеем нашего
города.

У нас довольно обширная программа, в работе много собственных
фильмов. И очень много других фильмов, в том числе телевизионных,
снимается у нас.

Мы сделали значительный шаг в техническом переоснащении.
У нас на сегодняшний день одна из лучших в Европе тон-студий
Dolby Digital Surround. Таких в стране
всего три. Мы приобрели новый цвет известной во всем
мире фирмы ARRI (ее камерами пользуются все
киностудии мира). Так что современный российский кинематограф
получил техническую базу, позволяющую делать фильмы
действительно на высоком современном уровне.

В отличие от 1995-1996 годов в кино теперь нет безработицы.
Все наши режиссеры заняты: снимают Герман, Сокуров,
Бортко, Рогожкин, Светозаров…

— Интересно узнать, что мы увидим в кинотеатрах в ближайшем
будущем?

— Фильм Лидии Бобровой «Бабуся». Лида сняла «Ой, вы,
гуси…» и «В той стране» — фильмы, которые обошли весь
мир и получили награды практически всех фестивалей, их
искренне любит российский зритель, особенно провинциальный.
Она едва ли не единственный режиссер, оставшийся
работать в теме, которую разработал покойный Василий
Макарович Шукшин, — деревенской.

Заканчивает совершенно уникальную работу над большим
анимационным фильмом по роману Андрея Белого «Петербург»
(фильм так и называется) Ирина Евтеева. Она недавно
получила в Венеции главный приз в разделе «Анимационное
кино» за свою картину «Клоун». От новой картины мы
тоже ждем большого успеха.

Один из старейших наших ленфильмовских режиссеров Виталий
Мельников снимает историческую картину о Павле Первом
«Бедный, бедный Павел» к 300-летию города и к 85-летию
студии. Это завершающая часть его трилогии (первые две
— «Царская охота» и «Царевич Алексей»).

Так что мы работаем, снимаем, и отечественному зрителю
будет что посмотреть.

— А новые телевизионные фильмы?

— Их в работе много! Продолжение «Бандитского Петербурга»
и «Улиц разбитых фонарей», «Спецназа» и «Агента национальной
безопасности». Несколько очередных серий «Убойной силы»
снимает Сергей Снежкин. Владимир Бортко ставит телевизионный
фильм по роману Достоевского «Идиот».

— Кто теперь финансирует кино?

— Часть бюджетных средств на создание картин выделяет
государство. Помогает Министерство культуры. И спонсоров
ищем. Некоторые фильмы снимаются даже со стопроцентным
государственным финансированием — детские, анимационные.
Это и понятно, потому что на них пока невозможно
в России найти частные инвестиции…

— Я читала, что к юбилею студии задуман 10-серийный
цикл фильмов «Кино Санкт-Петербурга в лицах»…

— Да, работа идет. Уже готовы фильмы о Григории Козинцеве,
Иосифе Хейфице, Надежде Кошеверовой, Семене Арановиче.
Сейчас в производстве фильм о Динаре Асановой. Это
творческие портреты тех режиссеров, которые в свое время
составляли честь и славу «Ленфильма».

Снимает Герман

На прощание меня ведут в святая святых: павильон, где
снимается фильм. Знаменитый режиссер Алексей Герман
работает над картиной по роману братьев Стругацких «Трудно
быть богом», по собственному сценарию. Уже три года
длятся съемки.

— Медленно, но тщательно работает. Ученик Козинцева!
— говорят коллеги режиссера.

Главную роль играет Леонид Ярмольник. Жаль, но в данный
момент актера на площадке нет. Режиссера — тоже.

Рассматриваю декорации. Средневековый город. Обстановка,
поясняют мне, XIV века. Интересно, как все студийное,
искусственное, весь этот «мертвый» реквизит будет выглядеть
на экране? Впрочем, здесь не все ненастоящее.

— Посмотрите, — предлагают мне удостовериться, —
брюква, лук, картофель — все овощи натуральные… А вот эти
фигуры с бронзовыми головами — ручная ковка, их изготовили
в художественной академии (Мухинское училище).

Предполагают, что картину мы увидим примерно через год.

Я покидаю удивительный «город» в городе (киностудия
расположена в центральном, Петроградском, районе Петербурга,
на Каменноостровском проспекте), где в местном буфете
можно встретить обедающих, перекусывающих, пьющих чай
актеров, запросто разгуливающих в самом неожиданном
гриме, в костюмах самых разных эпох! Жизнь бурлит! Российское
кино снова выходит на экраны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры