издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Константин Зайцев: "Основная задача депутатов сегодня - создать условия для работы местных предприятий"

  • Автор: Беседовал Сергей ВОЛКОВ

В начале года принято подводить итоги года прошедшего, осмысливать сделанное и упущенное и на основании этого планировать дальнейшую жизнь и работу. Сегодня об итогах работы и планах на 2003 год мы беседуем с депутатом Государственной Думы Константином Борисовичем Зайцевым.

Справка

Константин Борисович Зайцев — депутат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по Ангарскому избирательному
округу N80, член комитета по бюджету и налогам, входит в депутатскую
группу «Регионы России» (Союз независимых депутатов).

— Константин Борисович, в 2002 году Государственная Дума Совета
Федерации приняла более 100 законов и около 300 рассмотрела.
Простому человеку трудно уследить за всем этим, а что, на ваш взгляд,
является главным итогом работы Думы в прошлом году?

— Прежде всего это, конечно, бюджет страны на 2003 год, который принят с
профицитом. Больше всего средств получат силовые структуры. В основном
на денежное довольствие, пенсии военнослужащим. На двадцать с лишним
процентов увеличены субсидии судебной системе, образованию, науке,
здравоохранению. Удвоена помощь спорту, серьезную поддержку получит
космическая отрасль. Значительна помощь регионам. И все же это, пожалуй,
самое слабое звено бюджета. Во многих регионах больше половины
выделяемых средств уйдет на заработную плату. Соответственно, центр
будет вынужден предоставлять субъектам Федерации дополнительные
ссуды, давать отсрочки по ранее взятым кредитам. Еще один важный закон —
о включении в трудовой стаж нестраховых периодов — службы в армии,
отпуска по уходу за ребенком, учебы в вузе. Это очень важный закон,
который касается миллионов российских граждан. Госдума приняла его
окончательно в декабре, однако Совет Федерации отклонил. Сейчас создана
согласительная комиссия, и мы намерены пробить этот закон.

Кроме того, в соавторстве с другими депутатами мною в прошлом году
разработано три законопроекта: Закон «Об Уполномоченном по правам
ребенка в Российской Федерации», который вызван необходимостью
решения в России проблем детской беспризорности, насилия в семье,
детской наркомании и токсикомании; законопроект «Об ипотечных
эмиссионных ценных бумагах», направленный на создание условий для
развития ипотечного кредитования граждан; законопроект «О внесении
дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ (глава 23. Налог на
доходы физический лиц, полученные в виде процентов по договорам
найма).

— А каковы главные итоги работы в вашем избирательном округе?

— Основная задача депутата Государственной Думы носит стратегический
характер: мы разрабатываем законодательную базу российского
государства, закладываем основу его экономики. С другой стороны, нашу
работу депутатов-одномандатников, как правило, оценивают и по тому,
какие средства депутату удалось привлечь в свой округ по Федеральной
адресной инвестиционной программе (ФАИП). Проще говоря, сколько денег
«выбил» депутат из федерального бюджета на социальные объекты.

— В таком случае сообщите конкретно, на какие объекты и сколько в
округ на текущий год поступит средств благодаря вам?

— На текущий год я «привез» в округ из Федерального бюджета 44
миллиона рублей на 11 объектов. Для сравнения поясню, что в 2001 году эта
сумма составляла 6 миллионов, в 2002 — более 19 миллионов. За три года
работы мне удалось увеличить сумму более чем в семь раз. К сожалению, до
начала моей работы в Госдуме такого опыта получения средств в округе не
было вообще. В 2003 году деньги будут направлены на городской
родильный дом в Ангарске — 6 млн. рублей, социальную гостиницу для
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
(реконструкция) в Шелехове — 1,1 млн. рублей, реконструкцию детского сада
под центр реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями в Ангарске — 5 млн. рублей, канализационный коллектор (3-
я очередь) в г. Черемхове — 1,5 млн. рублей, очистные сооружения по
очистке хозяйственно-бытовых сточных вод в г. Байкальске — 9 млн. рублей,
зимний дворец спорта «Ермак» (реконструкция) в г. Ангарске — 5 млн.
рублей, Федеральное государственное учреждение «Управление
мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения Иркутской
области» (г. Иркутск), Черемховский групповой водовод, 1-я очередь,
Черемховский район — 2 млн. рублей, школу в г. Ангарске — 5 млн. рублей,
спортивный зал «Строитель» в Шелехове — 3,5 млн. рублей, Центр
радиовещания и радиосвязи N 10 (устранение аварийной ситуации на АМС
со строительством РРЛ и РПС) в г. Ангарске — 5,8 млн. рублей.

— Какова гарантия, что все эти средства дойдут до получателей и будут
освоены?

— Моя задача, чтобы объекты были включены в бюджет — основной
финансовый документ страны. Работа по подготовке проектно-сметной
документации по объектам финансирования полностью ложится на плечи
муниципальных администраций. Так прописано в Бюджетном кодексе.
Однако я готов со своей стороны помогать всем мэрам, кто будет обращаться
за поддержкой в этом вопросе. В Черемхове по ФАИП в 2002 году не
освоено полностью 10 млн. рублей, которые были выделены на
поликлинику, часть денег получена, а 6 млн. рублей пропало из-за
несвоевременного оформления документов. Поэтому после того, как
окончательно был принят бюджет страны, когда стало ясно, какие объекты
получили финансирование, я встречался с мэрами муниципальных
образований и депутатами местных дум. На встречах обсуждался вопрос
дальнейших действий для получения выделенных средств, разъяснялся их
порядок и существующие требования к защите проектов, включенных в
ФАИП. В частности, встречи прошли в Черемхове, Черемховском районе,
Шелехове, Ангарске, Усольском районе. Кроме того, мы обсуждали
перспективы финансирования проектов на 2004 год, потому что до 1 апреля
необходимо подать заявки. После этого времени будет трудно добиться
финансирования объектов.

— В ваш округ входит пять муниципальных образований. Наверное, у
каждого из них свои проблемы?

— Проблемы в основном одинаковые. В мои общественные приемные за год
поступило более 700 обращений от граждан, более трети из них касается
вопросов социальной защиты и социального обеспечения граждан, много
обращений по ЖКХ, по труду и занятости. Я постоянно встречаюсь с
избирателями, чтобы выяснить их мнение по готовящимся законам. В
прошлом году я провел 68 таких встреч. В конце января, например,
встречался с учителями в Шелехове и Усолье. Их сейчас очень беспокоит
отмена единой тарифной сетки и переход на контрактую основу. Они не
видят до конца целесообразность этого перехода. Я, как депутат, тоже ее не
вижу. В этом случае я полностью солидарен с учителями, и пока я не увижу
полную картину того, что будет после введения новой системы оплаты
труда, я не буду голосовать положительно по этому вопросу. Как только все
требования учителей будут исполнены, тогда — другое дело.

— Сейчас одна из самых обсуждаемых тем — реформа жилищно-
коммунального хозяйства. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— Реформа ЖКХ нужна, только нужно реформировать с умом,
последовательно, не делать ошибок, потому что эта отрасль ошибок не
прощает. Опять же, если не проводить реформу, то аварий на следующую
зиму будет еще больше. Нужно думать о новом жилищном строительстве,
которое ведется в городах, и новое жилье должно соответствовать всем
необходимым стандартам, обеспечивать бесперебойную подачу всех услуг.
Коммунальное хозяйство, которое мы сегодня имеем, соответствует той
системе, которая была в советские времена. Сегодня рыночная экономика
диктует нечто другое. Имеющееся ЖКХ в современных условиях жить не
может, его нужно реформировать. Нужны счетчики. Нужно считать, сколько
вы потратили, и знать, что вы не должны платить лишнее. Местное
самоуправление должно влиять на расценки по услугам ЖКХ. Поднятие его
на уровень 100% — это ненормально. Это самый простой путь, потому что не
надо думать. Я считаю, обязательно нужна помощь из федерального бюджета
в реформировании ЖКХ.

— Какие планы у вас на 2003 год, работу над какими законами считаете
наиболее важной?

— Основные направления работы в 2003 году — реформа энергетики и
формирование бюджета на 2004 год. Также я принимаю активное участие в
реформировании налогообложения для предприятий. Необходимо снизить
налоги, чтобы отечественные предприятия были конкурентоспособны с
иностранными производителями, потому что налоговая часть в стоимости
товара у нас очень высока. И снижение налогов — это единственный
способ, чтобы заинтересовать местные предприятия в работе, в увеличении
объемов производства, организации новых рабочих мест.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры