издательская группа
Восточно-Сибирская правда

У Китая появился свой "Курск"

  • Автор: По материалам сайта Grani.ru

Китайский подводный флот потрясла катастрофа сродни
гибели российской АПЛ К-141: так же, как и в
Баренцевом море, в Бохайском заливе погибли все, кто
находился в прочном корпусе субмарины.

Власти КНР засекретили даже дату катастрофы,
произошедшей на борту дизель-электрической подводной
лодки N 361. В сообщении государственного
информационного агентства «Синьхуа» говорилось лишь о
гибели 70 моряков во время учений в Бохайском заливе,
а причинами трагедии названы некие «технические
неисправности». Также сказано, что аварийная
субмарина доставлена «в один из портов» (по
информации, полученной ГРУ Генштаба ВС РФ, это
военно-морская база Далянь). Известно также, что 3
мая председатель КНР Ху Цзиньтао выразил
соболезнование родным и близким подводников.
«Катастрофа обернулась огромной потерей для военно-
морских сил страны, — заявил он. — Необходимо
извлечь уроки из трагедии и ускорить процесс
модернизации народно-освободительной армии Китая».

ГРУ Генштаба полагает, что в этих словах и следует
искать разгадку происшествия. ПЛ с тактическим
номером 361 относится к проекту кораблей 035 «Минь»,
которые строились в 70-е годы, как говорят наши
источники, «по упрощенной советской технологии». По
снимкам, сделанным из космоса, не видно, чтобы лодка
получила серьезные механические повреждения. Поэтому
некоторые военные эксперты склоняются к тому, что
моряки отравились углекислотой.

Лодки класса «Минь» — модифицированный вариант
советского проекта 633 («Ромео» по классификации
НАТО). Документацию на производство кораблей этого
типа СССР передал КНР в начале 60-х годов. Сейчас в
составе ВМС Китая порядка 20 ПЛ «Минь» и 40 ПЛ
«Ромео». В Советском Союзе было произведено всего 20
ПЛ проекта 633. Их в основном передали другим странам
— Алжиру, Болгарии, Египту и Сирии. В советском ВМФ
они использовались только для испытаний систем
гидролокации. КНР поначалу производила корабли
«Ромео» без разделения их на отсеки. Три лодки
затонули. Также погибли две субмарины этого типа,
переданные китайцами КНДР.

«Если бы взорвалась аккумуляторная батарея, то вряд
ли бы погиб весь экипаж, — считают в Главном штабе
ВМФ. — Глубины в Бохайском заливе небольшие,
следовательно, даже если бы ПЛ затонула, то
оставшиеся в живых подводники вышли бы на
поверхность, используя индивидуальные средства
спасения. Скорее всего, на корабле не велся контроль
за выделяемой углекислотой. А при ее перенасыщении
человеку хватит 40 минут, чтобы уснуть, а еще час,
чтобы не проснуться». Возможно, подвели датчики,
показывающие уровень СО2, не сработала аварийная
защита при аварии в общекорабельной системе
вентиляции… Детали, конечно, могут быть сколь
угодно неожиданными, но все говорит о том, что
первопричина гибели экипажа — отравление.

Эта версия подтверждается и другими фактами. Любые
военные учения в КНР обычно завершаются за неделю до
первомайских праздников. Если бы ПЛ N 361 взорвалась
на глубине, то по всплывшим предметам спасатели
наверняка смогли бы быстро определить координаты
трагедии. Долгая поисковая операция (агентство
«Синьхуа» известило о катастрофе лишь 2 мая) однозначно
говорит о том, что даже косвенных сигналов бедствия с
глубины не поступало. Кроме того, российский Генштаб
располагает данными, что на всех лодках типа «Минь»
начали работать специальные бригады специалистов-
химиков. А это означает только одно: командование ВМС
Китая отдало приказ проверить системы очистки воздуха
на своих устаревших «дизелюхах».

Однако есть и другие версии. Американская газета
Boston Globe пишет, ссылаясь на анонимный источник в
военно-морском ведомстве КНР, что китайские
подводники погибли в результате работы дизеля в
подводном положении. Главной причиной стала
неисправность в системе отключения дизельного
двигателя субмарины во время погружения. Перед этим,
находясь на поверхности, подлодка заряжала
аккумуляторные батареи. Во время работы дизель
сжигает кислород, и под водой его отключают, однако по
каким-то причинам этого не произошло. Работающий
двигатель полностью уничтожил воздух внутри
герметически запечатанной подлодки за две минуты.
Смерть наступила настолько быстро, что не было
обнаружено никаких следов борьбы за жизнь. Все
подводники находились на своих местах согласно
боевому расписанию.

Однако российский эксперт, начальник управления
кораблестроения ВМФ контр-адмирал Анатолий Шлемов с
американской версией не согласен. Он допускает, что
подобные аварии при переходе из надводного в
подводный режим работы дизеля возможны. Были они и в
истории советского ВМФ. Однако гибель всего экипажа
за две минуты, по мнению адмирала, маловероятна.
«Скорее всего, — сказал Шлемов, — не были закрыты
заслонки и захлопки в трубопроводах забора воздуха и
выброса выхлопных газов. Через эти системы в прочный
корпус при погружении и хлынула вода. В результате —
пожар, выход из строя систем живучести корабля,
затопление:».

Против одномоментного отравления экипажа углекислым
газом (такой была одна из первых версий гибели
подлодки), как и гибели его от удушья высказался и
бывший подводник капитан 1 ранга запаса Виталий
Александров. «Крайне сомнительно, — сказал он — чтобы
дизель, по выражению американской газеты, сжег
кислород за две минуты во всем прочном корпусе. Такое
могло бы произойти на лодке с одним отсеком. И то
надо предположить, что до этого экипаж был просто
чем-то парализован. Думаю, надо «плясать» от
официального документа, а не от журналистских
версий».

Не исключено, что после завершения официального
расследования все лодки класса «Минь» китайцы
поставят на прикол. Такое решение уже давно зрело в
пекинских штабных коридорах. Просто требовалась им
замена, а в рамках своей программы «Сунь» китайцам
так и не удалось создать надежных кораблей проекта
039. Было построено всего два «корпуса», а затем
принято решение закупать новые корабли в России.

В прошлом году минобороны КНР заключило с компанией
«Рособронэкспорт» контракт на постройку до 2005 года
восьми дизель-электрических ПЛ проекта 636. Они будут
оснащены ракетным комплексом Club-S, не имеющим
аналогов в мире. Также ведутся переговоры о
лицензионном производстве лодок этого класса на
китайских верфях. Катастрофа субмарины N 361,
несомненно, заставит военное ведомство КНР ускорить
эти переговоры.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры