издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Учение -- свет. Только очень дорогой

  • Автор: Юрий Андреев, учитель. Ангарск

Качеством и уровнем образования сегодня обеспокоены
все. До сих пор не утверждена концепция структуры и
содержания образования в 12-летней школе; не до
конца понятна программа единого тестирования в
школе. Каков реальный день сегодняшней школы? Это
задолженность по зарплате учителям, это ставки ниже
прожиточного уровня, это исчезающие с лица земли
малокомплектные школы. Как выживает школа? В
основном на подаяния родителей или, если таковой
находится, «богатого дядюшки». Сегодня школы
формально самостоятельны, но в рыночных условиях они
жить еще не научились. Живут по старинке, определяя
оплату за уроки по единой тарифной ставке, которая
не поддается никакому разумному объяснению.
Самостоятельному директору, идущему против
официального «течения», долго не проработать, ведь
чиновники от образования придумали устрашающую
контрактную систему. Это только на словах школа —
второй хлеб государства. На деле же государство
бросило школу на произвол судьбы и местных
чиновников.

Основная беда сегодня в школе — не только
перегруженность школьников и не только все
возрастающее число ребят, способных обучаться лишь в
коррекционных классах. Учеба в школе требует все
больших расходов и трат от родителей. Это факт, о
котором давно нужно говорить во весь голос. Взять, к
примеру, школьные учебники. Их сегодня так много, что
запутались не только родители, но и учителя.
Казалось бы, было принято разумное решение:
использовать только те учебники, которые имеют
гриф Министерства образования «рекомендовано» или
«предлагается». Но даже и тогда, когда такие грифы
появились, все равно складывается впечатление, что
издательства, выпускающие учебно-методическую
литературу, соревнуются меж собою не в том, кто
выпустит наиболее аргументированный, доходчивый,
яркий учебник, а в том, как бы сорвать куш поболее.
Учебник ценою дороже, качеством
содержания — как придется. Издается масса
надуманных пособий, задачников, рабочих тетрадей. У
нас в Ангарске новоявленное агентство «Трибуна»
выпустило свой «шедевр» — рекомендации школьникам и
студентам вузов под названием «К экзаменам по
истории». При беглом знакомстве с этими
«рекомендациями» выяснилось, что они — самые
примитивные шпаргалки. Причем предлагающие ответы
на вопросы, никоим образом не отвечающие настоящим
требованиям учебной программы. Или другой пример.
Комплект учебников по отечественной истории с 7 по
11 класс обходится семейному кошельку почти в тысячу
рублей. А если учесть, что половина учебников
снабжена еще рабочими тетрадями, конспектами,
тестами для контрольных и самостоятельных работ,
стоимость которых — сверх цены основных учебников,
становится понятной растерянность родителей перед
каждым новым учебным годом. Следует учесть и тот
факт, что в школе больше десятка, а в
специализированных и профильных классах и того
больше дисциплин. В специализированных классах
предметы ведут преподаватели вузов, которые не
очень-то церемонятся объемом рекомендованной
литературы и ссылками на первоисточники.

Лет пять тому назад, помнится, был грандиозный
скандал с учебниками по английскому языку для 10 —
11 классов, переходящих на новую программу. Для
класса, в котором я был наставником, купили по два
учебника и аудиокассеты. Обошлось это удовольствие
каждому ученику в полторы сотни. Каково же было наше
разочарование, когда после окончания школы
выпускники не смогли сдать свои учебники даже в
комиссионку — школы вновь переходили на новые
учебники. Слезы, пустая трата денег и никакой
отдачи в образовательном процессе! Еще хуже обстоят
дела с учебниками по обществоведческим курсам.
Министерством образования рекомендованы учебники и
программы во множестве вариантов, из которых школы
вольны сами выбирать то, что считают более
достойным. А как быть, если ребенок перейдет в
другую школу, выбравшую другой вариант учебника? Как
быть с обязательным минимумом содержания, которое
должен усвоить школьник; наконец, как быть с единым
тестированием по этому предмету? Конечно, хорошо,
когда учитель и ученик имеют право выбора.Но при
слабой материальной базе большинства школ, при отсутствии
множительной техники справиться с поставленной
задачей и подготовить школьников к единому
тестированию очень сложно.

Создается впечатление, что изданием учебников никто
всерьез не занимается; исчезла централизованная
система обеспечения школьных библиотек учебниками.
Зато остались чиновники, отвечающие за работу
этих школьных библиотек. А что же для
преподавателей? Поговорите с любым учителем и
услышите: слишком дорогими стали профильные журналы,
методические пособия, раздаточный и дидактический
материал. Не во всех школах учителям выплачивается
и без того мизерная сумма на их приобретение.

Недавно наша школа в соответствии с миссией
образовательного учреждения провела для родителей и
старшеклассников ярмарку образовательных услуг.
Каждое методическое объединение представило все, что
могут и делают учителя и ученики. Столы ломились от
учебников, пособий, рабочих тетрадей — всего того,
что было сделано руками ребят и их наставников. Все
это впечатляло, радовало, но у родителей все равно
оставался главный вопрос: какие учебники покупать
своим детям к новому учебному году, сколько они
будут стоить? Школьный учебник по-прежнему остается
настольной книгой для ребенка — не многие школы
имеют доступ в Интернет, могут применять электронные
средства обучения. Основная и массовая школа
работает по старинке. Это плохо, но пока по-другому
не получается. Наметившийся план реструктурирования
средней школы и воспитания подрастающего поколения
вселяет надежду на упорядочение с выпуском
учебников. Иначе мы никогда не повысим качества
образования, не воспитаем гражданина-созидателя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры