издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По следам наших пращуров

  • Автор: Татьяна КОЛЕСНИКОВА

Экспедиция в Усть-Илимский район

Фольклорно-этнографические экспедиции Областного центра
народного творчества и досуга направлены на реализацию
региональной программы «Изучение и сохранение традиционной
культуры Прибайкалья».

В начале июня фольклорно-этнографическая экспедиция
направилась на Ангару в Усть-Илимский район. Ее маршрут
пройдет главным образом по селениям Новый Кеуль, Невон,
Эдучанку, а также сопряженные с Усть-Илимским районом
селения вниз по Ангаре.

Цель экспедиции обследовать русские старожильческие
селения в фольклорно-этнографическом плане, собрать
предания, былички, легенды, сказы, зафиксировать обычаи,
обряды, верования, еще пока бытующие сегодня. Определить
типы застроек, предметы крестьянского быта, связанные
с земледелием, охотой, рыболовством, традиции сельской
общины (межличностные отношения, эстетические традиции
данной местности). Выявить талантливых рассказчиков
и носителей песенных жанров, мастеров художественных
промыслов, выявить особенности устной речи старожилов
Усть-Илимского края, дать характеристику особенностей
их говоров.

Усть-Илимский район является одним из архаичных в этнокультурном
отношении регионом Сибири, который отличается необыкновенным
богатством явлений культуры.

— Первые русские в Усть-Илимских землях появились в
I половине XVII века, о чем свидетельствуют исторические
документы, — рассказывает руководитель экспедиции кандидат
филологических наук, заместитель ОЦНТиД по науке Галина
Медведева, — в которых сообщается, например, о том,
что якутские воеводы В. Пушкин и К. Супонев в 1645 г.
пошли по берегам р. Илима «против Тушамы речки по обе
стороны 3 елина.., а меж ними пашенные земли…», где
можно было разместить, по их мнению, более 50 человек.
Пятидесятник И. Похабов сообщал в 1661 г. енисейскому
воеводе характер земель: «Тут место самое лучшее, угожее
для пашен, и скотинный выпуск и сенные покосы и рыбные
ловли все близко».

Чтобы создать деревню, надо было отыскать подходящую
лесную полянку (елань), расширить ее, вырубив лес, выкорчевать
пни и кустарники, подготовить пашню, поставить жилье,
— так характеризует особенности старосибирского уклада
Галина Медведева. — Эти работы требовали большой затраты
сил. Поэтому хозяйство в деревнях сибирских первопоселенцев
зачастую имело складнический характер.

Научных специалистов будет интересовать и детский фольклор:
условия его бытования, возрастные характеристики их
слушателей, их манера исполнения сказок, в каком возрасте
ребенок слышит первый раз страшилки, чем характеризуется
своеобразие репертуара страшилок данного населенного
пункта, эмоциональная атмосфера исполнения. Потешный
фольклор (словесные игры, молчанки, голосянки, подпевки,
скороговорки, небылицы-перевертыши). Игровой фольклор.
Традиционные ролевые игры. Современное поэтическое творчество
детей.

Одним словом, русскую культуру ангарских селений с их
трехсотлетней историей и предстоит изучить научным сотрудникам
ОЦНТиД.

Особенно это необходимо сделать сегодня, потому что
стремительно исчезают с лица земли деревни, уходят из
жизни люди старшего поколения — носители традиционной
культуры и нарушается преемственность поколений.

Задача собирателей фольклора — застать эту культуру
в ее живом выражении и зафиксировать обычаи, верования,
еще бытующие сегодня.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры