издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Я тоже "где-то была"

Уважаемая редакция! Говорят, будто о Великой
Отечественной почти все сказано и не осталось белых
пятен в ее истории. Но это неправда! У каждого,
пережившего те годы под смертельным
огнем, — своя личная летопись тех страшных событий.
И пока живы ветераны, не закончится ее
история. Наши ветеранские судьбы будут вписывать все
новые строки, которые и несут правду о
Великой Отечественной.

О военных строителях, о
бойцах-железнодорожниках не принято
говорить как о героях. Между тем, и они, настоящие
труженики, рисковали собою, несли на своих плечах,
в своих руках великий груз ответственности за
происходившие события. Вот и для меня война началась
не с передовой. Какая передовая для девчонки,
приехавшей в Москву учиться после семилетки? Я и
сотни моих ровесников и ровесниц были с первых дней
войны зачислены в строительные отряды. Мы тоже
стали бойцами! Наши строительные отряды шли вместе с
боевыми соединениями пехоты. Вот какой путь прошел
мой строительный отряд в тяжелом сорок первом году:
из Москвы в Люблино, оттуда в Тулу, потом в Липецк,
дальше — Ровеньки, Лиски. Кто воевал, тот знает,
какие упорные бои шли в тех местах. Мы, девчонки,
рыли окопы, «строили» целые «города» из землянок,
траншей, постоянно находясь под бомбами вражеских
«мессеров». Я помню тяжелую, кровавую переправу
на левый берег Дона: кто из наших уцелел, сразу
начал строить доты для пехоты — у самой воды.
Нашим оружием были лопаты.

В составе 62-й армии, командовал которой генерал
Василий Иванович Чуйков, мы — военные строители —
вошли в Сталинград. И вот с этого города-героя
начался путь к моей мечте. Я с детства хотела
работать на железной дороге. Только, конечно, в
мирных поездах. С мирными пассажирами. Судьбе было
угодно, чтобы моим первым поездом стал военный
эшелон. Я стала бойцом эксплуатационно-восстановительного
отряда. Бои шли буквально в нескольких сотнях метрах
от нас, а мы уже разбирали завалы, восстанавливали
железнодорожные пути. И вот так, оставляя за собой
километры оживших стальных магистралей, мы
продвигались на запад.
Я дошла до Кенигсберга, и там
закончила войну. И жизнь моя, начиная со
Сталинграда, неразрывно связана с железной дорогой.
С 1948 года я на Восточно-Сибирской
железнодорожной магистрали. На станции Иркутск-
Сортировочный работала в кондукторском резерве,
потом главным кондуктором, нарядчиком
кондукторских бригад, маневровым диспетчером,
дежурным по вокзалу. Со мной работали прекрасные
люди, сегодня — тоже ветераны: Анна Афанасьевна
Иванова, Раиса Анатольевна Емельянова, Анатолий
Степанович Кузнецов, Валентин Васильевич Рыбаков.
Они были моложе нас, прошедших войну; многие уже со
специальным образованием. С каким желанием эти
люди передавали свои знания, нам, недоучившимся
из-за войны!

Вот такая у меня обыкновенная биография. В ней не было
подвигов, достойных газетных очерков, но не было и
поступков, за которые мне сегодня было бы стыдно. А
вот больно душе все-таки бывает. В День
железнодорожных войск, 21 февраля, меня
пригласили на встречу ветеранов такими словами:
«Ты тоже приходи, ведь ты тоже где-то была». Что ж,
я пришла. А когда заикнулась о бесплатной путевке
на лечение, услышала: «Ты инвалидка по общему
заболеванию (я перенесла инсульт). Тебе не положено».
Ну что ж, я человек, привыкший к дисциплине. Не положено,
так не положено. Только с обидой сладить не могу. Но и ее
одолею…

Клавдия Дмитриевна Козлова, ветеран труда. Иркутск.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры