издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Космос художника

!I1!Итак, перевернута последняя прекрасная страница. Закончила
работу межрегиональная художественная выставка «Сибирь-9».
В день закрытия, 10 сентября, здесь было особенно многолюдно;
и это понятно — такое не скоро повторится: как подсчитали
дотошные организаторы, очередная «Сибирь» приедет в
наш город аж через 45 лет! Разумеется, не упустил возможности
еще раз пройтись по выставочным залам и я. Сколько талантов,
ярких индивидуальностей! Иркутск, Красноярск, Алтайский
край — экспозиции этих да и других регионов, на мой взгляд, вместили
в себя самые интересные, запоминающиеся работы, в первую
очередь живописные. Здесь, как сказал на
закрытии выставки председатель Иркутской организации
Союза художников России Александр Муравьев, нет слабых
работ. Смотришь и понимаешь, говоря словами Хосе Ортеги-и-Гассета,
что каждая картина возникла из каких-то глубинных предпосылок,
таящихся в душе художника. «Сам факт, что он предпочитает
одни сюжеты и отвергает другие, уже изобличает особый
образ мыслей и чувств, не выраженный в картине прямо,
но спрятанный за нею, предваряющий ее». Тема Байкала
является, пожалуй, одной из излюбленных у мастеров иркутской
школы живописи. Вот две картины, принадлежащие кисти
двух разных по темпераменту художников. Оба пишут Байкал,
но какой он у них разный! У Павла Авенариуса он беспокойный
и чуточку таинственный, кажется, протяни руку — и ты зачерпнешь
чистейшей изумрудной воды. У Евгения Симонова Байкал
как бы умиротворенно разлегся у подножья охрово-золотистого
кряжа. Даже не верится, что здесь не в диковинку ураганные
ветры и штормы. Да и само название холста «Притихло.
Ольхон» как бы раскрывает движение души художника.
К слову говоря, оба живописца удостоились дипломов выставки.
Совершенно в другой манере исполнена живописная работа
Льва Гимова «Живая вода». Здесь присутствие величавого
озера лишь угадывается по темно-синей полоске между
буйством прибрежного разнотравья и июльским небом, по
которому бегут перистые облака. Сколько простора и воздуха,
сколько радости жизни!

А портретная галерея! Вот портрет кисти Анатолия Костовского
«Разговор с философом». Я хорошо знаком с человеком,
который изображен на портрете, — это известный в Иркутске
доктор философских наук Анатолий Сирин. Художник запечатлел
его в момент острого разговора, что-то азартно доказывающего
собеседнику, как бы рубящего воздух ладонью левой руки.
Да, это он, неутомимый искатель истины Анатолий Дмитриевич
Сирин!

«Портрет внука» Анатолия Алексеева привлекает светлым,
радостным мироощущением. За спиной у паренька золотое
буйство осеннего сада. Внимание его и собаки, которую
он держит за ошейник, явно привлекло что-то необычное,
находящееся «за кадром». Композиция не отличается особым
изыском, но сколько в ней естественности и изящества!
Привлекают работы Геннадия Семенова «Портрет Р.Н.
Бардиной» и Ольги Новокрещенных «Подруга», «Автопортреты»
Сергея Жилина и Анатолия Аносова. Совершенно необычное
впечатление производит картина Анатолия Погребного из
Усть-Илимска. Его «Близнецы» как бы проникнуты сюрреалистическим
звучанием, отчасти мистическим, коричневый колорит усиливает
это впечатление. Я не отношу себя к ценителям авангарда,
но мимо работ Виталия Смагина «Прародительница», «Легенды
о Буха-Нойоне» Игоря и Ирины Соловьевых, «Золотой город»
Ольги Кузьминой не пройдешь, они завораживают и причудливостью
композиции, и красочным строем, который, собственно,
и определяет эмоциональный настрой полотен.

!I2!Сегодня можно говорить и об иркутской школе графики.
И здесь выделяется Сергей Элоян с превосходными, просто
потрясающими иллюстрациями к книге В.П. Астафьева «Царь-рыба».
Именно он, Сергей Норикович, стал истинным героем этого
последнего дня выставки. Торжественная процедура закрытия
экспозиции началась необычно — с презентации роскошно
изданной книги, сигнальные экземпляры которой моментально
разошлись, несмотря на внушающую уважение стоимость. Выступивший
перед собравшимися издатель Геннадий Сапронов назвал
выход книги событием не только литературной жизни, но
и искусства. Сам художник, поработавший и в живописи,
и в графике, определил свою работу над иллюстрациями
как «эпохальную» для него, как важный этап в своей жизни.
Очень помогло ему в создании листов личное знакомство
с писателем.

Народный художник России, действительный член Академии
художеств Анатолий Алексеев поставил работу Элояна в
один ряд с творениями известных российских иллюстраторов
— Кукрыниксов, Кибрика, Лебедева, Дубинского… Остается
только поздравить Сергея Элояна с заслуженным триумфом.

Под дружные аплодисменты посетителей выставки, художников
группе мастеров из разных регионов Сибири были вручены
почетные дипломы. Самое большое количество отмеченных
этой наградой пришлось на долю иркутян.

В заключительном слове председатель выставкома Анатолий
Алексеев выразил удовлетворение от того, как прошла выставка.
Замечательно, что среди посетителей, число которых в
последние дни заметно возросло, много молодежи. Это
вселяет оптимизм и уверенность, что настоящему искусству
не грозит забвение. Жаль, конечно, заметил Анатолий
Иванович, что дни так быстротечны, времени явно не хватило,
но радует одно — жизнь произведений, которые мы увидели
в залах «Сибэкспоцентра», только начинается. Они разойдутся
по музеям, галереям, частным собраниям, возвышая и радуя
своих ценителей и почитателей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры