издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Я - собака Диоген"

  • Автор: Сергей ОСТРОУМОВ, кандидат филологических наук

Книги иркутянина Владимира Власова - новое явление в литературе

Несколько лет назад в одной из местных газет была опубликована
рецензия критика Виталия Зангезина на трехтомник иркутского прозаика
Владимира Власова. Все книги, общим объемом около полутора тысяч
страниц, были изданы одновременно под общим названием «В поисках
четвертого измерения». Говоря о новом писателе, критик отмечал, что
явился необычный фантаст с широким кругозором, знанием языков и
иноземных культур. И еще В. Зангезин предвещал, что в будущем фамилия
Власова станет украшением многих книжных обложек.

Владимир Власов, к счастью, не стал представителем массовой поп.
культуры. Его произведения заставляют задумываться и не имеют ничего
общего с бульварной литературой. В. Власова скорее можно отнести к
писателям-фантастам, пишущим на социальные темы, таким как
американцы Курт Воннегут и Джером Дэвид Сэлинджер, а также немец
Герман Гессе. Иными словами, Владимир Власов смело вошел в число
мыслителей, пишущих на темы, о которых многие люди планеты Земля
предпочитают не задумываться.

С первой своей книги «Страна детей» В.Власов убедительно доказал,
что является мастером социальной фантастики. За увлекательным
характером повествования скрывается философия, позволяющая читателю
глубоко проникать в механизмы нашего общества. Автор обнажает
разительные противоречия, от которых становится не по себе и
неискушенному читателю, и мыслителю-профессионалу.

Название серии книг Владимира Власова «В поисках четвертого
измерения» является программным. Автор вместе с читателем ведет
постоянный поиск ценностей нашего времени; заставляет разобраться и
определить, в какой стране мы живем и какое общество мы строим. Так, в
повести «Ворон на дереве» автор словами судьи-убийцы ставит вопрос о
правомерности смертной казни: «Должно быть, думаешь, что я злодей. Но в
государстве, где совершаются смертные казни, все злодеи. Ибо в казни,
совершающейся от имени государства, участвует весь народ. Жизнь у
человека, какое бы он ни совершил преступление, может отнять только сам
Бог, но не люди. Нет такого закона, чтобы лишать человека жизни, но есть
преступление против природы».

А вот оригинальный взгляд автора рассказа «По ту сторону разбитого
зеркала» на проблему пьянства в России. Он пишет: «Вы сами, господин
следователь, никогда не задумывались над тем, почему интеллигенты в
России спиваются? В этом таится глубочайшая загадка, скрыта своего рода
антиномия русской души, которую я объясняю так: отчаявшиеся найти
равновесие между миром желанным и настоящим, реализовать свою мечту в
действии, многие русские ищут спасение в фантазии, создавая из винных
паров свой особый сказочный мир. Это, смею заметить, грустно и
трагично»…

Недавно вышла четвертая книга Владимира Власова из серии «В
поисках четвертого измерения», представленная тремя произведениями. В
романе «Олимпийские игры» действие разворачивается на международном
чемпионате в Греции. Марафонец влюбляется сразу в двух женщин: тренера
команды по художественной гимнастике и ее ученицу. После ночи,
проведенной с одной из них, он приходит к финишу первым, но при этом
входит в состояние клинической смерти. Взлетев на Олимп, герой проникает
в секреты противостояния мужчины и женщины в их жизненной борьбе.
Затем, вернувшись на землю, судорожно ищет пути выхода из лабиринта
сложившихся у него отношений с двумя женщинами. Роман построен на
психологическом контрасте мужского и женского начал. При оригинальной
трактовке роли спорта в жизни обоих полов автор раскрывает два
противоположных мира, которые не могут существовать без взаимодействия.

Другой роман «Я — собака Диоген» рассказывает о жизненных
перипетиях трех интеллигентов, увлеченных эллинистикой (наукой о
древней Греции), а также изучением мертвых языков. Еще один из героев
произведения — умная собака, ведущая повествование от первого лица.
Оторванность от жизни приводит интеллигентов к краху. Один умышленно,
но не признаваясь в этом даже себе, вываливается из окна и разбивается.
Другого арестовывают по подозрению в убийстве его молодой жены, но на
суде он во всем обвиняет Беса. А третий лишается крова и находит свое
призвание в бродяжничестве. И лишь собака, обретающая в конце романа
способность говорить по-человечески, трезво оценивает реальность и мудро
открывает причины, почему всех ее хозяев постигает трагическая участь.

В предисловии к первой книге В. Власова «Страна детей» поэт
Ростислав Филиппов пишет: «…В литературу входит писатель особенный, в
том смысле, что его творчество стоит особняком от всего того, что написано
в Иркутске (и не только здесь!) за последнее время. Читателя ждет редкое и
долго остающееся в душе впечатление от чтения книг Владимира Власова».
С поэтом соглашается председатель правления Иркутского отделения Союза
писателей прозаик Александр Лаптев: «Все четыре книги произвели на меня
глубокое впечатление. Это литература совершенно не типичная для Сибири,
да и, пожалуй, для всей России. И это очень хорошо. Книги ценны своей
новизной, оригинальностью, свежестью, непохожестью на все, что было до
нее. Все эти качества присутствуют в романах и повестях Владимира
Власова. Это очень интересный и по-настоящему талантливый писатель. Его
книги, вероятно, вызывают неоднозначную реакцию, но это, в принципе,
нормально, и я верю в их счастливую судьбу».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры