издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фотоэпопея Бориса Дмитриева

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА, искусствовед

За цикл художественных фотографий, посвященных природе Сибири, Байкалу, и многолетний вклад в развитие культуры области фотохудожник Борис Дмитриев удостоен губернаторской премии 2003 года в области культуры и искусства.

Присуждение премии совпало с фотовыставкой Бориса Дмитриева
«Байкал — Хамар-Дабан. Новый проект» в выставочном
зале на Халтурина, 3. Зритель на этой выставке может
получить глубокое эстетическое наслаждение и подумать
о том, что такое живая природа в ее высоком предназначении.

Когда-то, в начале своего творческого пути, Борис Васильевич
снимал старый Иркутск. Обжитые дома и дворы, говорящие
негромко о временах и поколениях. Больше тридцати лет
прошло с той поры, старый Иркутск обветшал еще больше,
отступил в прошлое еще дальше. И, не возвращаясь к старой
теме, может быть, потому, что в ней зазвучали ноты социальной
нищеты и отнюдь не прекрасного, не искусства, Борис
Дмитриев устремился… назад, к природе. Возрождаясь
каждую весну, она не дает такой горечи, как человеческая
жизнь и история. Природа всегда оптимистична, как сильный
и единый организм.

На выставке «Байкал — Хамар-Дабан. Новый проект» —
виды весны, пробуждение природы, прорыв цветения сквозь
материю земли в ноосферу. И кажется зрителю, будто такой
же прорыв в пространство выставочного зала совершается
с холстов, заполненных этими видами.

Да, это фотокартины, и нанесены они на специально подготовленный
холст (что еще больше их сближает с традиционным изобразительным
искусством) при помощи компьютера. Добиваясь высокой
точности и качества воспроизведения объектов природы,
Борис Дмитриев подчеркивает этим их особую эстетическую
и духовно-нравственную ценность. Ибо там, где утверждаются
совершенство и органичность, побеждают позитивные начала,
побуждающие современного, присыпанного урбанистической
пылью человека к мысли о чистой гармонии.

Выставка отражает наработки за 20 лет и последние три
года. В новый век Борис Дмитриев вступил со своей темой,
соединяя мощь классического искусства с последними достижениями
прогресса в области фототехники.

На выставке зритель увидит многообразие природных мотивов,
настроений, мыслей. Цветение багульника поразит безудержным
мимолетным весельем, таким необычным среди угрюмой сибирской
природы с ее длинными периодами непогоды и холодов.
Неожиданным предстанет серебристый, клубящийся гигантскими
облаками Байкал.

А сколько нужно Борису Васильевичу времени, чтобы сделать
какой-нибудь впечатляющий мотив? Бывает, проходят годы.
Казалось бы, простое дело — сфотографировать багульник
в июне. Прибыл на место. Ан нет, не то. И приходится
ждать, когда природа дозреет до замысла, багульник зацветет
так, как нужно. Художник с кистью в руке может написать
то, чего нет. Фотокамера нешуточно объективна и запротоколирует
весенний восторг бытия с неумолимой точностью. И в этом
ее достоинство. Тот багульник, что встречает зрителя
на выставке, несколько лет не устраивал мастера, и, когда
наконец зацвел в полную силу, искренне, бесстрашно
и горячо, появился Борис Васильевич и потратил на него
необходимое количество фотопленки.

Несколько лет не удавалось снять однажды увиденную в
верховьях Лены золотистую кашкару. Там она, появившаяся
на свет Божий после пожара, гляделась угнетенной, хилой.
Но наконец принесла удачу поездка в заповедные места
Хамар-Дабана. Это чудо природы — кашкара — возникло
над поверхностью темной и сырой земли пусть ненадолго,
но с непостижимым блаженством свободы под бескрайним
небосводом.

Бориса Дмитриева привлекает первозданная природа, напоминающая
о сотворении мира и о том вселенском всплеске, который
дал ей ее современные формы. Отсюда — предпочтение
весне. И «нет» человеку, который однажды ослушался Творца
и все более продолжает отдаляться от истины.

На реке в районе Выдрино снимал Борис Дмитриев реликтовые
тополя, произрастающие в этих местах с доледникового
периода. Доисторические папоротники, раскинувшиеся над
чистыми и безмятежными песками. Древние кедры, сросшиеся
друг с другом корневыми системами. На такие деревья
не забраться, они не дрогнут от ударов колота, и только
те шишки, что сами упадут с могучих, тяжелых ветвей,
могут стать добычей живой твари — бурундука, медведя,
человека.

В бухте Бабушка Борис Дмитриев снял скалы, исполосованные
длинными вечерними тенями, и гальку, отшлифованную байкальской
водой в акте ее бессознательного, но гармонического
творчества. Природа сама — ювелир, художник, скульптор,
и, погруженная в вечность, она спешит со своими замыслами
медленно, как великий Цезарь; ее величие можно понять
и запечатлеть и в этом обрести ему причастность.

Многие мотивы покажутся зрителю известными — озеро
Байкал и его берега издавна служат моделью для мастеров
фотографии. Что уникально на выставке Бориса Дмитриева,
это виды облачных масс над Байкалом.

В 1991 году появился первый снимок, посвященный этому
явлению. С той поры каждый год Бориса Дмитриева отмечен
новыми, неповторимыми картинами неба, где происходят
фантастические метаморфозы, движение форм и объемов,
впитавшее в себя испарения и солнечный свет. Наибольшей
популярностью у зрителя пользуются розовые облака над
темнеющими, пронзительно-синими хребтами, безмолвно
зовущими далеко от приземленной суетности жизни. Облака
клубятся, нависают — в другой картине, где влага и
холод, кажется, готовы прорваться сквозь плен, созданный
посредством фототехники, и вылиться на зрителя своим
непостижимым смыслом.

«Это неконцептуально» — вынесет приговор выставке новомодный,
скептически настроенный зритель. Действительно, что значит
«Новый проект» Бориса Дмитриева рядом с прущей из всех
искусств «концептуальностью»? А что стоит за этим словечком?
Если предельно кратко: яблоко, когда оно целое, неконцептуально,
а если его надкусил кто-то, оно уже попадает в ряд «концептуализма».
«Новый проект» Бориса Дмитриева означает гиперконцептуальность,
свободу от изношенности, надкусанности и прочих штучек, это
прорыв природы в область разума.

Выставка вызвала поток посетителей, столь нечастый в наши
дни, и книга отзывов переполнена. Эти отзывы подтверждают
сказанное выше и полны благодарности мастеру. «По сравнению
со многими фотохудожниками Вы отличаетесь глубоко художественным
подходом к натуре. Так и хочется сказать: не фотографии,
а картины. Вам дан особый дар, будем ждать Ваших новых
картин». Или «Я люблю Байкал и хожу на все выставки,
но никогда не видела ничего подобного»…

Вчитываясь в эту книгу, хочется добавить: Борис Васильевич
Дмитриев не просто фотохудожник, а народный фотохудожник.
Его творчество находит признание, глубоко волнуя жителей
области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры