издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путин успокоил губернаторов

  • Автор: Дмитрий БАГИРО

Владимир Путин заявил о недопустимости концентрации всех властных функций в руках федеральных ведомств. Эти слова прозвучали на встрече президента со своим полпредом в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко, известным своими успехами по наведению порядка в региональном законодательстве. Напомним, что в начале первого срока Путина выстраивание вертикали власти началось как раз с введения институтов полпредов, одной из главных задач которых стало приведение законов, принимаемых в регионах, в соответствие с федеральным законодательством. На последней встрече Кириенко отчитывался о ходе этой работы во вверенном ему округе.

Отметив, что в целом этот вопрос решается достаточно успешно, президент счел
необходимым подчеркнуть, что из предусмотренного Конституцией верховенства
федеральных законов никак не следует делать вывод о возможности перераспределения в
пользу Москвы конкретных полномочий региональных властей. По словам Путина, речь
идет о разграничении полномочий между различными уровнями власти, а не
«перетягивании» их на себя центральными органами: министерствами, ведомствами,
аппаратами полпредов.

Сделав акцент на том, что региональной власти «по праву» принадлежит достаточно
большой список полномочий, президент, видимо, хотел положить конец разговорам о
чрезмерном вмешательстве центра в дела регионов и одновременно подчеркнуть, что не
только Москва и Кремль несут ответственность за то, что происходит на местах. Еще в
самом начале первого срока, когда Путин только приступал к выстраиванию вертикали
власти, многие комментаторы предупреждали, что эта затея закончится тем, что
президенту придется отвечать не только за задержки зарплат, зачастую происходящие по
вине местной власти, но и за каждую прорвавшуюся трубу.

Отчасти эти прогнозы оправдались: в последнее время люди действительно видят в
Путине не только последнюю, но чуть ли не единственную властную инстанцию.
Однако в стране наметилась и другая тенденция. Неожиданно
у населения возникла «страсть к сутяжничеству» и были случаи, когда простые люди
находили в судах управу на недобросовестно выполнявших свои обязанности
должностных лиц или злоупотреблявших своею властью чиновников. Эти пока еще
немногочисленные сюжеты позволяют говорить о том, что часть населения начинает
постепенно проникаться пониманием тезиса о разграничении обязанностей между
ветвями власти — исполнительной, законодательной и судебной.

Аналогичным образом Федеральный центр пытается разграничить ответственность между
Москвой и регионами, постоянно подчеркивая, что конкретные вопросы должны решаться
на местах, а центр должен следить за корректностью законов, обеспечивая их экспертизу,
инициировать контроль за выполнением законов и помогать в экстраординарных
ситуациях. Путин явно отдает предпочтение именно этой схеме, которая, кстати, и
предусмотрена Российской Конституцией. И это хорошо видно, например, по тому, каким
образом организована работа Совета по борьбе с коррупцией, созданного при российском
президенте.

По статусу этот комитет является совещательным органом, в состав которого входят
представители разных ветвей федеральной власти: премьер-министр, главы СФ и
Госдумы и председатели Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Целью
работы совета является не борьба с конкретными злоупотреблениями, а
«совершенствование государственной политики по противодействию коррупции в органах
власти всех уровней». Для достижения этой цели при совете учреждена комиссия по
противодействию коррупции, главными обязанностями которой являются анализ
деятельности органов власти и экспертиза федеральных законов.

Анализ и экспертиза должны быть нацелены на выявление административных и
законодательных предпосылок, создающих почву для возникновения и распространения
коррупции. Итогом всей этой деятельности, к которой комиссии рекомендуется
привлекать экспертов, должны стать предложения по совершенствованию правовых,
экономических и организационных механизмов функционирования органов власти.
Предложения эти могут оформлять в виде законодательных инициатив.

То есть в данном случае речь идет о совершенствовании того, что принято называть
«правилами игры». Дальше в соответствии с предложениями Совета по борьбе с
коррупцией исполнительная власть может (именно может, а не обязана) принимать
административные решения, законодательная — законы, прокуратура и
правоохранительные органы — осуществлять контроль и преследование за
злоупотребления. Что касается регионов, то их законодательным органам придется
корректировать свои законы в соответствии с федеральными, а местным
правоохранительным органам — заниматься конкретными нарушениями. Вот и все. Именно
это и только это подразумевается под пресловутой вертикалью власти и разграничением
полномочий, о которых говорит президент.

Однако жизнь, как известно, богаче, и на практике эти идеальные цели и установки если и
будут в полной мере реализованы, то не скоро. А до тех пор президенту придется
«отвечать за все», отбивать атаки оппозиции, спекулирующей на конкретных проблемах,
издержках административной вертикали и несовершенстве законов, и успокаивать глав
регионов, в дела которых федеральный центр постоянно вмешивается в той или иной
форме.

Накануне президентских выборов последнее, касающееся губернаторов соображение
является одним из главных.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры